«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) на тему

Гацукова Ирина Владимировна

ТЕ

 

Содержание

 

1.Введение.

2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.

3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

4. Вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:  МБС(К)ОУ «Начальная школа – детский сад №10»

Гацукова  Ирина  Владимировна

Г. Троицк

2014 г.


Содержание

1.Введение.

2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.

3. Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

4. Вывод.


Движение пальцев и кистей рук ребёнка  имеет особое развивающее воздействие. Даже у новорожденного малыша кисти всегда сжаты в кулачки, если взрослый вкладывает свои пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако все эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзира создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено много акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на развитие памяти, мышления и т.д.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.  Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

И.П.Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Эта концепция лежит в основе современных теорий, разработанных учёными Р.Д.Тригер, Е.М. Мастюковой, Л.В.Фоминой, М.М.Кольцовой. В коре головного мозга  речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие таких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - говорил В.А.Сухомлинский.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Существует множество приёмов и методов для развития у детей мелкой моторики. Это традиционные и нетрадиционные методы к которым относятся массаж и самомассаж пальчиков и кистей рук, упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук, упражнения с предметами и  без предметов, гимнастика для пальцев, пальчиковые игры и т.д.   Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики рук, тем лучше для ребёнка, я сделала подборку пальчиковых игр, которые будет интересно выполнять детям старшего дошкольного возраста.

Перечень пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

На  лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,  

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок.

(поочерёдно загибать пальцы на обеих руках)

Зарядка

Раз, два, три, четыре, пять: будем пальчики считать,

Крепкие, дружные, все такие нужные.

На другой руке опять: раз, два, три, четыре, пять.

Пальчики быстрые, хотя не очень чистые.

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.

(дети загибают пальцы на обеих руках)

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий подгребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, всем светло, уютно в нём.

(удары ладонями и кулачками поочерёдно)

Сидит белка

Сидит белка на тележке

(сжимают пальцы в кулачки и разжимают их),

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке, воробью, синичке

(сжать все пальцы в кулак и поочерёдно

Разгибать их, начиная с большого),

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Кому  - в платок, кому – в зобок, кому - в лапочки.

Дикие животные

Это – зайчонок, это – бельчонок,

Это – лисёнок, это – волчонок.

(сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый. Смешной медвежонок.

(вращать большим пальцем)

Белочка

Прыгает по веточкам невеличка – белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев)

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

(сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Только заиньке не спится – убегает от лисицы.

(показывают большой палец, вращая им.)

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков!

(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки)

Осенний букет

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листья берёзы, листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(шагать по столу средним и указательным пальцами)

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле- еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочередно соединять, начиная с больших,

пальцы обеих рук при каждой примете осени.)

Река покрывается льдом в ноябре

(руки сжать в замок) –

Поздняя осень стоит на дворе

( развести руками перед собой).

Повар

Повар готовил обед, а тут отключили свет.

(ребром ладони дети стучат по столу).

Повар леща берёт и опускает в компот

(загибают большой палец на левой руке),

Бросает в котёл поленья (загибает безымянный палец),

В печку кладёт варенье, мешает суп кочерёжкой

(загибают средний палец),

Угли бьёт поварёшкой (загибают безымянный палец),

Сахар сыплет в бульон (загибают мизинец),

И очень доволен он. (разводят руками)

Что принёс нам почтальон?

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.

(шагают пальчики по столу)

Перевод, журнал, газету,

 В бандероли две кассеты

 И письмо от тёти Вали,

 Чтоб её приезда ждали.

(загибать пальчики по одному)

Стайка

(Дети загибают пальцы по одному в кулачок)

Пой –ка, подпевай –ка, десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей, это птичка – воробей,

Это птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка – серенькое пёрышко,

 Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развесёлый чиж,

Ну, а это – злой орёл. Птички, птички, все домой!

Помощники

Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли

(скользящие хлопки);

Чайник. Чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку.

(поочерёдно сгибать пальцы)

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали – так мы маме помогали.

На улице и в море

(соединяют пальцы с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай-

О них ты на улице не забывай. (Смена рук)

В морях корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Виды транспорта

Будем пальчики сгибать – будем транспорт называть:

 Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт,

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

 Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши),

Кто  живёт у нас в квартире? (шаг на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я – вот и вся моя семья!

(поочерёдно загибают пальчики, начиная с большого.)

Апельсин

Мы делили апельсин

(показ воображаемого апельсина),

Много нас, а он один.

(показ 10 пальцев и одного пальчика.)

Это долька – для ежа,

Это долька – для стрижа,

Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра

(загибание пальцев),

А для волка – кожура.

(бросательное движение правой рукой).

Он сердит на нас – беда!1

(сжимание кулачков и прижимание их к груди)

Разбегайтесь, кто куда!

(бег пальцами по столу).

Фруктовая ладошка

(Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая,

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит: «Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас, фрукт для нас и для вас!

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём,

(средний и указательный пальцы шагают по столу.)

Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали, вдоль по улице шагали.

(загибают по одному пальчику, начиная с большого пальца)

После лезем под кровать, будем там тихонько спать.

(Укладывают ладони на стол.)

Упражнение с пробками

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

       Смена рук

И пошли по переулку

 На весёлую прогулку.

      Смена рук

Пальцы – словно балеринки,

 Но, одетые в ботинки.

Смена рук

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Горошки

С блюдца  я беру горошки,

 Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину одну  за  одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия -  смена рук. Каждая  горошинка берётся на ударный слог ( всего понадобится 16 штук).

Пальчиковые игры -  один  из эффективных способов развития мелкой моторики.

Ребёнок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребёнок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Список литературы:

1. Н.Л. Стефанова – автор – составитель. Развитие дошкольника. «Комплексные занятия с детьми 3- 7 лет. Формирование мелкой моторики. Развитие речи». 2013г.

2. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют». 2002г.

3. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Консультация для родителей Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Упражнения на развитие перекрестной координации движений и на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие перекрестной координации движений.При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что спосо...

Организация пальчиковых игр для развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

В статье говорится о различных видах пальчиковых игр. Отмечается важность для развития мелкой моторики рук создания в группе предметно-пространственной образовательной среды, соответствующей современн...