Главные вкладки

    Методическая разработка по теме самообразования "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста "
    методическая разработка (младшая группа)

    Полетаева Олеся Леонидовна

    папка по самообразованию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon papka_po_samoobrazovaniyu.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Белоярский детский сад «Огонек»

    Тема  самообразования:

    « Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Воспитатель :

    Полетаева Олеся Леонидовна

       

    2019 -2020 уч. год

    Цель : развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

    Задачи: достижения поставленной цели:

    • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
    • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
    • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
    • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
    • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
    • Улучшить общую двигательную активность;
    • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
    • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи, они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

    Стратегия работы :

    Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

    I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

    Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыков содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

    II этап – диагностический

    На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

    III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
             
    Форма отчётности:

    Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

    Провести анкетирование родителей.

    Составить картотеку пальчиковых игр.

    Формы работы:

    - совместная деятельность воспитателя с детьми;

    - индивидуальная работа с детьми;

    - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Система работы представлена по следующим направлениям:

    В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

    Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

    Родительское собрание с показом пальчиковых игр с детьми ;

    Работа с родителями- консультации и беседы.

    План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

    Сентябрь

    Мотивирующий или подготовительный этап; проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

    Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр

    Учебная литература, методические пособия, и др.

    Октябрь

    «Развитие мелкой моторики

    у детей раннего возраста»

    Доклад

    Ноябрь

    «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

    Составление картотеки пальчиковых игр

    Призентация, текстовой материал

    Декабрь, течений года

    Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев

    Разучивание пальчиковых игр

    «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» советы родителям

    Текстовой материал, консультация для родителей

    Январь, в течений года

    Учить детей играм по мелкой моторики (сортировка круп, «Покорми лягушонка», мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом)

    Текстовой материал

    Февраль

    «Развиваем руки – развиваем речь»

    Консультация для воспитателей

    Март

    Учить детей барельефной лепке

    Выставка

    Апрель

    Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики

    Мастер-класс педагогам

    Май

    Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

    Текстовой материал

    Литература:

    1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2
    2. Феникс, 20142. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.
    3.  Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.
    4.  Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.
    5.  Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
    6.  Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
    7.  Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
    8. Интернет ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

    ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

    Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

    Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    В моем семинаре - практикуме вы ознакомитесь с невероятно интересными играми,которые улучшат мелкую моторику рук детей. Эти игры я предлагаю проводить как педагогам так и родителям дошкольников....

    Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

    Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

    Консультация для родителей Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

    Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

    Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...