«Речь воспитателя - пример для ребенка».
статья по развитию речи на тему

Шахбанова Саида Бегдадашевна

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека.  

«Речь воспитателя -  пример для ребенка».

    Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно – бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех НОД и на протяжении всего дня, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий  потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

    Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст  детям.

    Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

    Культурой  речи называют ее правильность, нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописании, установленным традицией для литературного языка.

    Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том что человек неправильно произносит звуки в словах: вместо что говорит (что), вместо( вада) говорит(вода),вместо( смешнова) говорит (смешного),т.е. произносит слова так как они пишутся; неправильно строит словосочетания; например, говорит « оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд),  «описываю о впечатлениях» ( вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях); придает словам неправильный смысл: например слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный» ; неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь; может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо. Обладать культурой речи  – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

    Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культуры  речи называют обладание чувством стиля. Поэтому педагоги должны хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, с кем и о чем они говорят.

    Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь - разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями – научной, публицистической, поэтической, деловой речью. Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с преставлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения кие говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность,скромность,предупридительность,доброжилательность,собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стили речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

    Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознано анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей. Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище-дом-квартира-жилплощадь-пристанище-приют-угол-гнездо-крыша над головой-обитель-кров – жилье-берлога-логово-нора-гнездышко); грамматической (идти полем-по полю-через поле; фонологической, одну и ту же фразу(например, «Садись!»)можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или напротив, обидеть его унижением.(Вспомним старую  пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!».

    Воспитатель, работая над совершенством собственной культуры речи, прежде всего, должен позаботиться  синонимическом богатстве ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существуют в языке такое множество лексических дублей, такие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Воспитатель старающийся повысить культуру речи, должен помнить о выразительных средствах морфологии-аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов – флексий, синонимов - предлогов, синонимов – союзов, синонимов - конструкций простых и сложных предложений. Знание синонимов родного языка поможет будущему педагогу  не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей.  

    Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи,  их сочетании, что сделает более четкой его дикцию, а также тренирован в модулировании своим голосом всех просодем. Это даст ему умение схватывать стиль  связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль.

    Важность совершенствования произносительной культуры речи  будущего  воспитателя  обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя. Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуры родной речи, т.е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - пример для ребенка

Консулльтация для родителей...

«Речь воспитателя - пример для ребенка».

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. ...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - пример для подражания детям»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Консульт...

«Речь воспитателя – пример для ребенка»

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя – пример для подражания детям»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью де...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя - пример для ребенка"

Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду.Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее вр...