Консультация «Обучение пересказу детей младшего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Рубцова Ирина Владимировна

Консультация для воспитателей младших групп 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereskaz_detey.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение пересказу детей младшего возраста»

ст. воспитатель МБДОУ д/с № 24

Рубцова Ирина Владимировна

Консультация

«Обучение пересказу детей младшего возраста»

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу:

«Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное».

Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании воспитателем сказки).

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Обучение пересказыванию вводится с декабря — января, однако, если у всех детей группы речь развита хорошо, занятия можно начинать с сентября. В течение учебного года дети пересказывают восемь — десять литературных текстов.

Выбор литературно-художественных произведений — важнейший вопрос методики обучения.

Для пересказа в средней группе могут быть рекомендованы следующие произведения1: русские народные сказки «Репка», «Козлятки и волк», рассказы «Гуси» К. Д. Ушинского, «Сел дед пить чай...», «Деду скучно было дома...», «У Розки были щенки...», «Пришла весна, потекла вода...» Л. Толстого, «Праздник» Я. Тайца,   «Вот так дежурные» Н.  Калининой.

Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности.

Необходимо учитывать и особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, уровень развития внимания и т. д.

 На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих — новые, только что прослушанные тексты. В этом случае ознакомление с произведением сближается во времени с пересказом. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее. Надо учитывать, что дети пятого года жизни только начинают накапливать опыт восприятия текста для последующего его воспроизведения, поэтому на качестве их пересказа непосредственно отражается степень осмысления и эмоционально-эстетического освоения литературного материала, его содержания и формы. Что бы суметь освоить литературное произведение и воспроизвести его в пересказе, дети четырех-пяти лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажения" перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их, от итого его пересказ становится схематичным, обедненным. В данном случае в его активный словарь поступает далеко не веси языковой  материал  произведения.

Как установлено исследователями, дети четырех-пяти лет способны в условиях педагогического руководства осмысленно-эмоционально воспринимать художественное слово; относительно полно и конкретизированно воссоздавать в пересказе образы персонажей, ситуации; передавать события в нужной последовательности; выражать личное отношение к герою и его поступкам. Для того чтобы подготовить детей к пересказу, воспитатель читает текст, затем беседует с ними о прочитанном, показывает иллюстрации, дает указания. Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями он стремится сосредоточить внимание детей на каждой части повествования, подчеркнуть ее связь с другими частями. Педагог добивается того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев.

Поскольку речевая практика дошкольников на занятиях по пересказу строится в основном на языковом материале прочитанного произведения, воспитатель различными приемами привлекает внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам-обозначениям, ритмическим особенностям текста и т. д. Учитывая, что малыши при пересказе пользуются простыми грамматическими конструкциями, педагог побуждает их повторять за ним то или иное сложное предложение, т.е. побуждает следовать языковому образцу.

Ставя задачу пересказать для слушателей рассказ или сказку, педагог помогает детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества. Дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи и т. д. Они начинают приобретать первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.

На занятиях по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: обеспечивающие осмысленно-эмоциональное восприятие детьми литературного материала; обеспечивающие педагогическое руководство самим процессом пересказывания и, наконец, обеспечивающие анализ и оценку речевой деятельности детей.

Чтобы показать, как можно использовать эти приемы обучения, приведу в качестве примера разработку занятия по пересказу в средней группе детского сада.

Занятие по пересказу русской народной сказки «Репка»

Цель: учить детей пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; побуждать дошкольников рассказывать выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель напоминает детям их любимую сказку и спрашивает, кто из ребят сам рассказывал «Репку» (брату, сестре, маме или бабушке).

После такой предварительной беседы педагог читает сказку и затеям, выдержав небольшую паузу, обращается к детям с вопросом «Кто помог деду вытянуть из земли репку?». (Воспитатель добивается, чтобы в ответах малышей сохранялась нужная последовательность появления персонажей.)

Далее педагог предлагает кому-либо из детей повторить сказку вместе с ним.

В ходе пересказа он помогает ребенку — сам начинает сказку, подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. По окончании пересказа воспитатель оценивает речевые действия малыша, например: «Коля (Наташа, Костя) сумел сам припомнить всю сказку, рассказывал не торопясь, радостно произнес слова «Вытянули репку!» и т.п. Затем еще двое-трое ребят пересказывают  «Репку».

В конце занятия можно предложить детям сыграть сказку — показать, как дед тянул репку, как ему помогала бабка и т. д. Педагог сопровождает действия детей чтением текста.

После занятия воспитатель выставляет в уголке книги иллюстрированное издание «Репки», чтобы дети в любое время могли рассматривать рисунки.

Таким образом, упражняясь в пересказе знакомых сказок и рассказов, ребенок накапливает первоначальный опыт воспроизведения литературных текстов. В дальнейшем детям становится доступен пересказ произведений, впервые прочитанных на занятии. В этом случае первая часть занятия отводится развернутому, обстоятельному ознакомлению детей с текстом, вторая часть — пересказу. Я использую различные приемы обучения, обеспечивающие успешное выполнение усложненного задания.

Эффективность занятия значительно повысится, если за несколько дней до его проведения дети с помощью воспитателя внимательно рассмотрят соответствующую картину. Влияние картины на качество детских пересказов усилится, если воспитатель введет в описание ее слова и словосочетания из рассказа, а также побудит детей использовать этот словесный материал в их речи. Безусловно, после такой подготовки дети более полно и живо воспримут, а затем и воспроизведут рассказ.

Для   руководства   самим   процессом   пересказывания  педагог, применяет различные педагогические приемы: совместный пересказ, подсказ  (слова, части фразы),  напоминание, вопросы, указание, одобрение и др.

Добиваясь эмоционально осмысленного восприятия текста, воспитатель два-три раза выразительно рассказывает или читает его. В последующей краткой беседе с помощью вопросов он сосредоточивает мысль детей на самом существенном, побуждает использовать в ответах языковой материал произведения, упражняет в  интонационно  выразительном  произнесении фраз.

Для того чтобы дошкольники хорошо освоили литературный материал, педагог может в ходе беседы выборочно зачитать тот или иной отрывок, предоставляя детям возможность еще раз вслушаться в образную авторскую речь.

В свои вопросы воспитатель широко включает текстовой материал, помогая детям лучше усвоить произведение и подготовиться к пересказу. После беседы о прочитанном дошкольники вновь слушают сказку или рассказ и, опираясь на целостное восприятие художественного произведения, строят свое изложение.

Педагог руководит пересказом ребенка и на конкретных речевых примерах учит, как добиваться полноты и последовательности передачи текста, выразительности речи.

Для повышения качества детских пересказов воспитатель в доступной форме анализирует и оценивает выступления детей, поощряет их успехи.

Обучение пересказу бывает наиболее эффективно, если оно связано с другими видами занятий по развитию речи, с наблюдениями,   играми детей,   с  их  повседневным  речевым  общением.