Конспект занятия по развитию речи "Медведи летом"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Синицына Ольга Александровна

Конспект-занятия по развитию речи. Обучение рассказыванию по картине "Медведи летом" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_kupanie_medvezhat.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. Обучение рассказыванию по картине «Медведи летом»

                                        Старший дошкольный возраст

Ход занятия:

   Перед тем как показывать картину, воспитатель беседует с детьми о диких животных / желательно с использованием иллюстраций /

  • Ребята, назовите животных, которых вы видите на этих картинках
  • Как можно назвать этих животных одним словом? / Дикие /
  • А какие бывают еще животные ? / Домашние /
  • Чем дикие животные отличаются от домашних? / Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают еду, делают себе жилище, заботятся о своих детенышах /
  • Я вам сейчас загадаю загадку об одном из диких животных, а вы попробуйте ее отгадать. Летом гуляет, зимой отдыхает./ Медведь /
  • А почему вы решили, что это медведь? / Он зимой спит в берлоге, отдыхает /
  • А что вы еще знаете о жизни медведей? / Если дети не ответят, рассказать, что медведи любят рыбу и некоторые из них прекрасные рыболовы. /
  • Медведица – заботливая мама. Вот такую заботливую маму изобразил художник на этой картине.

Воспитатель выставляет картину.

Вопросы при рассматривании картины:

  1. Что вы видите на картине? / Ответы детей без комментариев воспитателя, дети просто перечисляют – медведица, медвежонок купается, еще один залез на дерево и т.д. /
  2. Где находится медведица с медвежатами? Какая вокруг природа? /Дремучий лес, мелкая речка, с другой стороны крутой берег /
  3. Придумайте, почему медведица решила привести медвежат на речку? Воспитатель помогает детям придумать несколько вариантов ответов:
  • Медвежатам было жарко и медведица решила из искупать
  • Медвежата испачкались и медведица решила их искупать.
  • Медведица решила научить медвежат ловить рыбу.
  1. Посмотрим, что же делают медвежата с мамой-медведицей на реке. Что делает сама медведица? / Держит медвежонка за загривок./ Если дети не знают слово загривок, воспитатель объясняет им, что это задняя часть шеи. Когда берут животных за загривок, им не больно / 
  2. Придумайте, почему медведица взяла медвежонка за загривок?

Воспитатель помогает детям придумать несколько вариантов ответов:

  • Медведица купает медвежонка
  • Медведица вытаскивает медвежонка из воды, потому что он не хочет выходить.
  • Медвежонок зашел глубоко и медведица вытаскивает его, чтобы он не утонул.
  1. Придумайте, что делает медвежонок, который стоит в воде?
  • Играет с водой, ему нравится, как от удара лапой по воде, разлетаются брызги и блестят на солнце
  • Медвежонок увидел в воде рыбу и пытается ее поймать.
  • Медвежонок увидел свое отражение в воде и хочет до него дотронуться.
  1. Про какого медвежонка мы ничего не сказали? / Про того, который забрался на дерево /. Придумайте, зачем он забрался на дерево.
  • После купания забрался на дерево, потому что медвежата любят лазить по деревьям.
  • Увидел дупло и подумал, что там мед.
  • Не хочет купаться и забрался на дерево, чтобы мама его не купала.
  1. Хорошо медведям на речке. Придумайте, как могло закончится пребывание медведей на реке.
  • Медведица наловила рыбы, угостила медвежат и увела их в чащу леса.
  • Медведица искупала медвежат, они немного обсохли на солнышке и она увела их в лес.
  • Медведица услышала голоса людей и выстрелы и увела медвежат.

  • Мы рассмотрели с вами картину. Как бы вы назвали ее? / Несколько вариантов – Купание медвежат. Медвежья рыбалка. /
  • Итак, у нас есть названия картины. Давайте попробуем придумать рассказ о медведице и медвежатах. Сначала придумаем рассказ, который будет называться Купание медвежат.
  • Указания к составлению рассказа:

В начале рассказа нужно придумать и рассказать, почему медведица привела медвежат на речку. Потом подробно  рассказать, чем занимались на реке медвежата. А в конце  придумать и рассказать, как закончилось купание.

Рассказы детей:

Первый рассказ.

- Кто придумал начало рассказа? Таня, иди начни рассказ./  Если ребенок затрудняется, воспитатель начинает сам – Стояло жаркое лето. Медведица решила … далее продолжает ребенок /

- А теперь расскажем о медвежатах . Сережа, о каком медвежонке ты хочешь рассказать? / Рассказ ребенка /. Далее дети по очереди рассказывают о других медвежатах.

  • А закончит рассказ Ира.

Во время рассказов воспитатель помогает детям: подсказывает начало фразы, задает наводящие вопросы, предлагает остальным детям дополнить рассказы. После того как дети расскажут весь рассказ до конца воспитатель анализирует их рассказы – указывает конкретно, что у какого ребенка получилось. « Как интересно ты придумал !  Как весело ты рассказывал ! и т.д.

Физкультминутка.

Второй рассказ.

Воспитатель предлагает кому-нибудь начать, а продолжать будет тот, кого вызовет сам ребенок. Воспитатель предупреждает – Надо придумать другое начало и по-другому рассказать о медвежатах. Повторять то, что рассказывали предыдущие дети, нельзя.

Третий рассказ.

Воспитатель предлагает придумать рассказ под другим названием -  Медвежья рыбалка. Этот рассказ может придумать и рассказать один ребенок с начала до конца.

Конец занятия

   Вот сколько разных рассказов можно придумать по одной картине. Мне понравилось, что вы каждый раз рассказывали по – новому, придумывали что-то свое. И мне захотелось вам прочитать рассказ, который написал Виталий Бианки про таких вот медвежат. Называется рассказ « Купание медвежат»

Чтение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Лето» (старшая группа

Конспект занятия по развитию речи «Лето» (старшая группа)Задачи:-упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени,- упражнять детей в подборе действ...

Конспект занятия по развитию речи «Лето прошло» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Конспект занятия по развитию речи «Лето прошло» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи "Лето"

Развивать память, мышление, способность правильно и грамотно высказывать свои мысли....

Конспект занятия по развитию речи «Лето»

Задачи:-упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени,- упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,- закреплять умение образовывать глаголы в...

Конспект занятия по развитию речи «Лето- веселая пора!» (старшая группа)

Упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем ...

Конспект занятия по развитию речи «Лето красное пришло»

Конспект занятия по развитию речи «Лето красное пришло» Цели: Формировать представление о природе летом, закрепить знания детей о временах года, и их признаках. Задачи: Развивать мышление, пам...