Рекомендуемые игры и задания для развития речи детей.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Давыдова Светлана Владимировна

В консультации для воспитателей  и  родителей  предлагается  картотека игр и упражнений для  развития  лексической стороны  и грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomenduemye_igry_i_zadaniya.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендуемые игры и задания

для развития речи детей.

Формирование обобщений.

Игры “Назови одним словом” 

Кукла, пирамидка, мяч, машинка – это игрушки. (посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, домашние животные, дикие животные, транспорт)

Игры “Назови лишнее слово или 4-ый лишний»

Капуста-слива-огурец-морковь;

Грустный-печальный-унылый-глубокий;

Думает-ехать-размышлять-соображать.

Для расширения словарного запаса.

Игра “Назови части»

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.

Например: У кота есть- тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. (СТУЛ, ЧАЙНИК КАСТРЮЛЯ, ДОМ, АШИНА, САМОЛЕТ, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ)

Игра “Отгадай предмет по названию его частей”  

Дно, крышка, стенки, ручки – кастрюля

Игра “Назови детенышей животных” (во множественном числе)

У утки- утята, у кошки-, у гуся-, у коров-, у лошадки-, у собаки-, у лягушки-.

Задавайте вопросы, которые требую размышления и активизации знаний. 

Отгадывание и загадывание загадок.

(Овощ, круглый, красный, сочный, мягкий, вкусный- помидор.

Зеленый, длинный, вкусный он сырой, кто же он такой? ) и т.д.

Игра “Скажи наоборот” 

(широкий- узкий, веселый-грустный, чистый-грязный, друг-враг;

Ночь-день; светлый- темный, новый-высокий, больной- здоровый, молодой- старый, одеть-раздеть, наливает- выливает, собирает- разбирает, приклеить-отклеить, наливает-выливает).  

Обращайте внимание ребенка на свойство предметов. Игра “Сравни!

 по вкусу: горчицу и мед;

по цвету: снег и сажу;

по высоте: дерево и цветок;

по возрасту: юношу и старика и т.д.

Игра “на оборот” (кислый-сладкий; тяжелый-легкий; большой-здоровый и т.д.)

Упражняйте в образовании новых слов. Обратите внимание на правильное произношение окончаний слов ребенком. 

1.Существительные. уменьшительно-ласкательная форма.

Игра  ”Назови ласково” (Ведро-ведерко; заяц-зайчик, кошка-, кровать-, письмо-, яйцо-, ухо-, гриб-, лампа-, вагон-, стол-, стул-, дерево-, зеркало-, петля-.)

2.Прилгательное.

Игра “Чьи хвосты” (хвост собаки-собачий, зайца-, медведя-, белки-, лесы-, кошки-, волка-, барсука-.)

Игра “Правильно назови листья” (лист дуба-дубовый лист, осины-, березы-, рябины-, тополя-.)

Игра “Что из чего сделано?” (Стакан из стекла- стеклянный стакан, горка из льды-, сумка из кожи-, ручка из пластмассы-, шкаф из дерево-, шуба из меха-, сок из клюквы-, компот из черники-).

Игра ”Ответ на вопрос” “Как?”, ”Какой?”

Утром светло, а днем(как?) еще светлее.

Вечером темно, а ночью(как?) еще темнее.

Огурец длинный, а кабачок(какой?) еще длиннее.

Бобы маленькие, а горох… еще меньше.

Петрушка высокая, а укроп… еще выше.

3.Глаголы.

Игра ”Кто как двигается?” (Лошадь-скачет, змия-ползет, рыбы-, птица-, собака-бегает, кошка-крадётся, лягушка-, бабочка-.)

Игра «Кто что делает?» (строитель-строит, врач-, продавец-, повар-, самолёт-.)

Игра “Кто как ест?” (Кошка лакает молоко, корова жует сено, собака грызет кость, курица-, и т.д.).

Игра “Кто как голос подает?” (голубь воркует, ласточка щебечет, журавель курлычет, утка-, кукушка-, воробей-, ворона-, сорока- и т.д.).  

Развивайте словесно-логическое мышление.

Предложите ребенку по аналогии подобрать недостающие слово. Писатель-книга; врач-, художник-, музыкант-, строитель-, летчик-, повар-, учитель- и т.д.

На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде-… и т.д.

Игра “Подумай и скажи”

Мама взяла зонтик, потому что на улице …

Тает снег, потому что …

Ноги у меня промокли, хотя …

Обратите внимание ребенка на то, что слово может быть заменено другим, сходны по значению.

(Ветер-ураган, доктор-врач, горе-печаль, игра-забава, грустный-печальный, шалить-баловаться). 

    Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от времени и практики. Если какое то упражнение не получается, оставьте его для лучших времен, а ребенку предложите более легкий вариант. Не беспокойтесь, если результаты не соответствуют вашим ожиданиям. Будьте терпеливы, не спешите, но при этом постарайтесь понять, по какой причине ребенок не справляться с заданиям: слишком сложное, не хватает тех или иных навыков, недостаточно информации?      

В любом случае – все в ваших руках! Для успеха обучения вашего малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересом.

Ищите, пробуйте, дерзайте, и верьте в себя и возможности своего ребенка!

                                Подготовила консультацию учитель – логопед  Давыдова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

консультация для родителей. Игры для развития речи детей....

Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...