Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Транькова Людмила Евгеньевна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ  детский сад № 40 Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Подготовила воспитатель: Транькова Людмила Евгеньевна

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ, и неважно, что только путём проб и ошибок.

Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений.

В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают в разных сочетаниях. Поэтому нужно вызвать интерес к процессу познания, помочь детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Возможно, ли надолго сохранить «огонёк» детской пытливости и жажды знаний? Конечно, возможно. Только так и должно быть! Главное не бояться быть добрым, ласковым с детьми.

Твёрдая ориентация на ИГРУ как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу сделать его труд радостным.

Я хочу показать, как проводится работа по развитию речи

 детей младшего дошкольного возраста

 в игровой деятельности на примере одного  моего дня:

Утром вносим в группу игрушку куклу Машу, которая будет встречать детей и находиться с ними в течение целого дня. Встречая детей, предлагаем поздороваться, рассказать о настроении, показать гостье игрушки и т. д. Во время общения с куклой следим за речью детей, ненавязчиво исправляем, так как речь воспитателя служит образцом для ребенка.

Ритуал приветствия: «Доброе утро!»

Задачи: — концентрация внимания;

— создание благоприятной атмосферы.

Предлагаем детям взяться за руки и вместе сказать «Доброе утро!»

—шёпотом;

— зевая;

— обычным голосом;

— прокричать.

Создание проблемной ситуации: — к кукле придут гости, а в доме не прибрано. Предлагаем детям помочь кукле навести порядок.

Утренняя гимнастика «Мамины помощники»

Во время непосредственной образовательной деятельности предлагаем детям следующие игры.

Игра «Что это?». Детям предлагается демонстрационный набор посуды. Необходимо правильно определить и назвать эти предметы.

Задачи:

-          развивать умение понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность;

-          стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства;

-          развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2–3 простых фраз;

-          обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах ближайшего окружения, их свойствах и качествах.

Дидактическая игра «Склей посуду» (по сюжету сказки «Федорино горе») В этой игре дети работают с раздаточным материалом.

Задачи: развивать умение взаимодействовать со сверстниками (дети учатся согласовывать свои действия, учатся договариваться о действиях в игре с партнёром).

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, сами четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха и могут в дальнейшем во время игры читать его сами.

Речедвигательная игра «Тесто мнём»

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать его поставим.

Раз, два, три, четыре, пять-

Не пора ли вынимать?

Задачи: развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.

Создание игровой ситуации «Угостим кукол чаем» (игра с проговариванием)

Задачи:

-  расширять лексической запас детей по данной теме;

-  продолжать учить употреблять в речи существительные в ед. и мн. числе;

-  развивать мышление, слуховое и зрительное внимание.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3- 4-летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка.

Подвижная игра «Кувшинчик» (с мячом)

Один из участников игры — водящий. Он берёт мяч («кувшинчик») и, ударяя им об пол, приговаривает:

Я кувшинчик уронил

И о пол его разбил.

Раз, два, три,

Его, Витя, лови!

После этих слов водящий ударяет мяч о пол, участник, имя которого было названо, ловит его. Участник, поймавший мяч, становится водящим, а кто не поймал — выходит из игры.

Проводя такую работу, мы выявили, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

Используемая литература

Библиографическое описание: Полуполтинных О. П. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / О. П. Полуполтинных // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 56-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Отчёт  по  теме  самообразования «Развитие речи детей младшего   дошкольного возраста   в игровой деятельности»...

Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Статья на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Статья посвящена теме развития речи детей младшего дошкольного возраста через призму взгляда воспитателя на данную проблематику....

консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой мото...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей ...