Конспект занятия "Расскажем о любимой игрушке".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Девяткина Марина Леонидовна

Закрепить знания дошкольников о "слове", учить определять различия в звуках, упражнять детей в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе.

 «Подберем слова для мишки. Расскажем о любимой игрушке».



Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушиваться в слова, сходные по звучанию, определять различия в звуках.  Упражнять в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков в них. Подбор разных слов к предмету (существительных — названий игрушек, прилагательных к слову мишка). Учить рассказывать по памяти, добиваться подробных, интересных описаний.
Ход занятия

Воспитатель вносит в группу две игрушки – плюшевых медведей разной величины – одного большого, другого маленького и показывает детям.
— Посмотрите, дети, кого я вам принесла?

Дети: игрушки. Медведей.

 Восп.: как  можно про них сказать?
Дети: два медведя, это мишки, двое мишек.
Восп.: да, ребята,  это мишки. А они одинаковые? (нет, разные). Этот мишка какой?
Дети:  большой.
Восп.:  а этот какой?
Дети:  маленький.
Восп.: правильно, дети.

Но смотрите, медведи разные, как вы и сказали, один – большой, другой – маленький, но называем мы их одним словом – мишки. А как можно назвать так, чтобы можно было понять, что этот мишка большой, а этот маленький не произнося слова «большой», «маленький»? Как можно назвать этого маленького мишку по-другому?  Какое другое слово можно подобрать для этого мишки? (Показывает на маленького). Каким словом можно его назвать, чтобы показать, что он маленький?
Дети начинают предлагать:  медвежонок.

Восп.: правильно, а еще как?

Дети:  мишутка, мишенька.
Восп.: правильно. Очень  ласковые слова. Молодцы. Теперь-то понятно, о каком мишке мы говорим. Если скажем слова мишенька, мишутка или медвежонок, значит, мы говорим об этом маленьком мишке.
Педагог убирает маленького медвежонка в сторону, а большого сажает на край стола.
Восп.: Посмотрите, дети, на этого мишку и подумайте, как можно сказать про него, чтобы сразу понять, что он большой?

Дети: медведь.

Восп.: правильно, дети, произнося слово – медведь, сразу понятно, что он большой.

 А как можно еще сказать про мишек, не обращая внимания на их размер? Я вспомнила такое слово: плюшевый, мягкий; мягкий плюшевый мишка. Теперь предлагайте ваши слова: мишка какой?
Дети:  хороший, неуклюжий, косолапый, лохматый, коричневый, большой, красивый, любимый.
Восп.: вот сколько разных, интересных слов вы подобрали к слову мишка!

А у кого есть дома плюшевый мишка? А вы любите свою игрушку? А еще какие у вас есть дома любимые игрушки? А давайте, вы мне расскажете о своей любимой игрушке, только интересно и подробно: назовите игрушку, опишите, как она выглядит, как вы с ней играете.

Дети рассказывают.

Восп.: а теперь давайте поиграем! Я буду называть слова, похожие по звучанию, но  обозначающие разные предметы, а вы должны будете определить, какими звуками они различаются.

Воспитатель произносит слова, выделяя голосом отличительные звуки, дети определяют:

- ммм- ак,  ррр - ак;

- д – ыы – м, д – оо – м;

- ккк – от, ррр – от;

- м – иии – шка, м – ыыы – шка;

- ззз – айка, ммм – айка.

Затем воспитатель просит детей самих придумать такие интересные слова.

Анализ сценария:

     Данная образовательная деятельность очень интересна и поучительна.

На основе неосознанного расчленения слова на морфемы ребенок учится устанавливать живые семантические связи, учится подбирать разные слова к предмету, описывая размеры, но имея ввиду все тот же предмет.

     На этом занятии внимание детей привлечено к нужной грамматической форме, они учатся изменять слово «мишка» словами – «мишутка», «медвежонок», «мишенька», «медведь».

     Здесь происходит совершенствование монологической связной речи старших дошкольников, речи – повествования. Дети рассказывают о своей игрушке, овладевают умением рассказывать по памяти, описывая игрушку, некоторые из них даже пытаются создать творческий текст (это наблюдается при присутствии на занятии).

     Дошкольникам старшего возраста уже присуще чувство соперничества, поэтому каждый из детей  стремится рассказать лучше, чем сверстник, наполнить свой рассказ более яркими моментами, используя разнообразные эпитеты, украшая свой рассказ красивыми фразами и рассказывая все больше и больше о своей любимой игрушке, так, чтобы перед слушателями возникала реальная картинка (при наблюдении занятия).Тем самым происходит развитие речи ребенка. Воспитатель помогает более робким детям, подводит их к более детальному приему рассказывания, другим детям помогает в речевом оформлении.

     Благодаря данному занятию, происходит обогащение развития представлений детей об окружающем мире на основе понимания монологической речи.

     На занятиях по развитию речи, дети овладевают умением правильно использовать освоенные (к старшему возрасту) грамматические формы для точного выражения мыслей, самостоятельно употреблять разные типы предложения в соответствии с содержанием высказывания.

     Монологическая речь сложна. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться сложные предложения.

Для рассказывания ребенок должен самостоятельно подобрать содержание и речевое оформление. В речи ребенка должен отражаться его опыт, его эмоции.

     Здесь так же происходит совершенствование монологической связной контекстной речи – описания: дети овладевают умениями использовать разнообразные средства выразительности, в том числе языковые – метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирая слова, характеризующие существенные особенности предметов.

     В занятии происходит обогащение развития звуковой культуры речи детей – совершенствование фонематического восприятия, обучение правильному произношению звуков и овладению звуковым анализом  слова.

      Дети учатся правильно и четко произносить слова, выделяя голосом отличительные звуки, дети определяют какой звук в слове поменялся, как изменилось слово, тем самым происходит подготовка к освоению грамоты, знакомство со звуками.

     Данная работа проходила в игровой форме, педагогом использовался игровой материал, что всегда интересно для детей, не смотря на возраст, рассказывание также заинтересовало детей, потому что дети рассказывали о любимой игрушке, мысленно представляя ее, с удовольствием давая ей описание.

Используемая литература.

  1. Учебно – методическое издание Крылова Н. М. «Детский сад – Дом радости»: программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника». Пермь. «Книжный мир» 2005г.
  2. Методика развития речи детей А. М. Бородич, Москва, «Просвещение».
  3. Книга для воспитателей детского сада В. В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет», Москва, «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы «Мои любимые игрушки»

Конспект беседы «Мои любимые игрушки» в средней группе...

Конспект НОД "Моя любимая игрушка"

Описательный рассказ про плюшевого Мишку!...

Конспект НОД " Моя любимая игрушка - Матрешка"

2 младшая группаОбразовательная область "Речевое развитие"...

Конспект НОД Моя любимая игрушка

(ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)...

Конспект занятия "Мои любимые игрушки"

развитие речи у детей старшей группы...

Конспект НОД: «Поможем любимым игрушкам». (по стихотворениям А. Барто)

Проблема: «Поможем любимым игрушкам»Игровая мотивация: «оказать помощь игрушкам, попавшим в беду».Цель:Развивать наглядно – действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения задач при...

Конспект развлечения «Праздник любимой игрушки»

Развлечение для детей младшего возраста«Праздник  любимой игрушки»Цель: Вызвать у детей радостно-эмоциональное состояние от встречи с игрушками и чувство дружелюбия во время совместных игр и пляс...