Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Ольга Валерьевна Сковородкина

Подбока пальчиковых игр по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотека пальчиковых игр168 КБ

Предварительный просмотр:

 Лексическая тема: «Осень»

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,  Загибают пальчики,  

                                                начиная с большого

Будем листья собирать.       Сжимают и

                                               разжимают кулачки

 Листья березы,                    Загибают пальчики,  

Листья рябины,                    начиная с большого

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем  Сжимают и          

                                                  разжимают кулачки

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.54

Лексическая тема: «Деревья», «Осень»

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Лексическая тема: «Деревья», «Осень»

Деревья

И.П.: расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе, пальцы разведены в стороны и напряжены, после выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит.        Покачивают руками из стороны
Ветер ветки шевелит,       в сторону
Дует ветер нам в лицо,    Покачивают руками вниз-
Закачалось деревцо.        Вверх, не сгибая пальцев

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.56

Лексическая тема: «Грибы»

«Грибы»

Я корзинку в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Подосиновик, масленок,

Подберёзовик, опёнок,

Боровик, лисичка, груздь –

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу.

 

 

Показывают удивление, разводят руки в стороны.

Поочерёдно сгибают пальчики

на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

 

 

Большой палец левой руки отставляют вверх.

 

Грозят ему.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Овощи»

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём
(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим
(солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём
(пальчики сжимаем и разжимаем)

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.57

Мы капусту рубим, рубим,  «Рубим» на        

                                                    воображаемом столе

                                                    ребрами ладоней.

Мы капусту солим, солим,  «солят»  движениями                  

                                                    вперед и назад).

Мы капусту мнем, мнем,     Сжимаем и разжимаем

                                                    кулаки

А морковку трем, трем,       Трем ладони друг об друга

                                                   держа их на уровне груди и  

                                                   нажимая на ладони с силой,

                                                   это упраж-е укрепляет грудь

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!             в горизонтальной плоскости

В бочки плотно набиваем   Ладонь на ладони,

                                                   «уминаем» капусту, не

                                                   наклоняясь, а сгибая и

                                                   выпрямляя локти

И в подвалы составляем.  В таком же положении

                                                   наклоняемся и кладем

                                                   на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!           Выпрямляемся и гладим

                                                   себя по животу.

Лексическая тема: «Овощи»

«У Зиночки в корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина — молодец!

Дети делают ладошки «корзинкой».

Сгибают пальчики, начиная с большого.

 

 

 

Показывают большой палец.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Фрукты»

Компот

Будем мы варить компот,  Левая ладон- «ковш»
Фруктов нужно много. Вот:   указ. пальцем

                                               пр.руки «мешаем»
Будем яблоки крошить,       Загибаем пальцы,  

                                               начиная с большого.
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.   Опять «варим» и  

                                               «мешаем»
Угостим честной народ.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.59

Лексическая тема: «Фрукты»

Апельсин
Мы делили апельсин
         (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
        (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на

         левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Апельсин         http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/21
Желтый, круглый, ты откуда?

             (Руки на поясе, наклоны туловища влево-впр)
— Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.

             (Руки в стороны — на пояс.)
Можешь съесть меня, но только

            (Прыжки на месте.)
Раздели сперва на дольки.

            (Хлопки в ладоши.)
Как меня ты назовёшь?

             (Апельсин.)

Лексическая тема: «Ягоды»

Ягоды

Раз, два, три, 4,5.         Пальцы обеих рук

                                      «здороваются» начиная

                                      с больших
Будем ягоды считать  Сжимают и разжимают

                                       кулачки.

Раз – черника,              Загибают пальчики,
Два –  малина,              начиная с большого.
Три – смородина,
Четыре – калина.
Пять – клубнику соберем
И детишкам отнесем.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.62

 

Лексическая тема: «Продукты питания»

Гости

К Кате гости прибежали,
           (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
            (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,  
(большой и средний)
Рад Серёжа,              
(большой и безымянный)
Рада Снежана
              (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок?

               (ладошки складываем вместе)
Может коржик      
(показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок              
(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
              (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
            (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Лексическая тема: «Продукты питания»

Тесто 


Тесто мы месили        
(сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили      
(ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог!
(разводим руки)

Лексическая тема: «Продукты питания»

Хозяйка

Кукле кашу я сварю:      (мешаем кашу)
В миску молока налью,  (наливаем молоко)
Положу туда крупу         (насыпать крупу)
И поставлю на плиту.     (поставить на плиту)
Будет каша хороша!        (хлопать в ладоши)
Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить  

                                            пальчиком)

Лексическая тема: «Продукты питания»

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

               (сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили:

               (прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

 

(поочерёдно разгибают

пальчики, начиная с мизинца)

Всё мы испечём в печи.

              (обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

              (гладят живот)

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Одежда»

Гномики-прачки

Жили – были в домике

               (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
              (загибать пальчики, начиная с большого)
Раз,два,три,четыре,пять

            (разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать

            (тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки,

            (загибать пальчики, начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.68

Лексическая тема: «Обувь»

«Сколько обуви у нас?»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Попеременные хлопки ладонями

и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви загибают

по одному пальчику,

начиная с большого.

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.70

Лексическая тема: «Мебель»

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,               

       (Загибают пальчики, начиная с большого,

       на обеих руках.)

Много мебели в квартире.        

       (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

       (Загибают пальчики, начиная с большого).

А в буфет поставим чашку.     

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. 

       (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

       кулачками).

Много мебели в квартире.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.71

Лексическая тема: «Административные здания»

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей,    
(ладошки над головой)
Вот с такими стенами,  
(ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами,    
(ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью,      
(одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком!  
(сцепили ручки)

Лексическая тема: «Административные здания»

Дом

Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизин Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он  двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Административные здания»

Домик

Я гуляю во дворе

         (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе

         (ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь

         (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками  

                 пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!

         (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

Лексическая тема: «Административные здания»

Замок


На двери висит замок        
(руки в замке)
Кто его открыть бы смог?
(пальчики тянем, не

                                                       разжимая)
Потянули,      
(потянули)
Покрутили,    
(вращаем руки)
Постучали    
(стучим основанием ладоней)
И – открыли!
(руки разжимаются)

Лексическая тема: «Транспорт»

«Посчитаем»

Раз, два, три, четыре, пять –

           (Сжимают и разжимают пальчики)

Буду транспорт я считать.

           (Поочередно сжимают пальцы обеих

           рук в кулачки, начиная с мизинца)

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Домашние звери»

«Довольные звери»

          Показывают поочерёдно пальцы сначала

          на одной, затем на другой руке, начиная с  

          больших

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Довольна коза своими козлятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими peбятами!

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема:

«Домашние животные»

«Котик»

(выполнять действия по смыслу) 
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Лексическая тема:

«Домашние животные»

«Котёнок»


Шёл один я по дорожке,
 

            (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки,

          (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка,
 

            (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!

          (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы

            качает ладошками голову)
У него четыре лапки,

          (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки,

          (царапаем ноготками поверхность стола)
Один, два, три, четыре, пять,

         (на каждый счёт показываем соответствующее

           число пальчиков)
Нужно быстро убегать!
 

          (двумя пальчиками, указательным и средним,  

          убегаем по поверхности)

Лексическая тема:

«Домашние животные»

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду.

пальцы обеих рук сложены в колечки и поднесены ко рту; имитировать игру на трубе.

А я дудочку нашла, пастушку я отдала.

ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга попеременно

-Ну-ка, милый пастушок, ты спеши-ка на лужок

«идут» указательным и ср.пальцем по столу

Там Бурёнка лежит на теляток глядит.

ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга попеременно

А домой не идёт, молочка не несёт.

Надо кашу варить,

указат.пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки

Сашу кашей кормить.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.82

Лексическая тема: «Дом.птицы»

«Курочка»


Вышла курочка гулять, свежей травки
пощипать

            (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки

            (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
 

              (грозим пальчиком)
Лапками гребите      

           (руки перед собой, загребаем ими),
Зёрнышки ищите        

           (указ.пальцами клюём по столу)
Съели толстого жука, дождевого червяка
           (загибать пальцы)
Выпили водицы полное корытце
           (развести руки в стороны).

Источник: Пальчиковые упражнения для развития мышления и речи ребенка./ С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век. 2010, с.123

Лексическая тема: «Дом.птицы»

«Уточка»

Шла уточка бережочком, шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

           («идут» двумя пальцами по столу, переваливаясь)
И малого, и большого

           (загибают безымянный и большой пальцы)
И среднего, и меньшого
 

             (загибают средний палец и мизинец)
И самого любимого      

          (загибают указательный палец)
Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.80

 Лексическая тема: «Дикие звери»

Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик) 


Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

         (малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку

           (малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки

         (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите      
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
         (ёжик убегает в домик)

Лексическая тема: «Дикие звери»

Лужок

На лужок пришли зайчата, медвежата, барсучата, лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок!

          (при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Лексическая тема: «Дикие звери»

Белка

Сидит белка на тележке, продаёт она орешки.

          Хлопки ладонями и удары кулачками

          друг о друга попеременно.

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

         Загибают по 1 пальцу, начиная с большого

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 Ритмичные хлопки ладонями

и удары кулачками.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.84

Лексическая тема: «Дикие звери»

«Медведь»

(Сжимают пальцы в кулак, начиная с мизинца)

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – Показ больш.пальца

Убегает от лисицы –             вращение им.

(Соединяют большой палец правой руки с  указат. пальцем левой руки и наоборот)

Мелькает он среди кустов

Напетлял — и был таков!

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

«Кормушка»

       (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем.

       (На каждое название птицы загибают по

       одному пальчику)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых перышках.

      (сжимают и разжимают кулачки)

Всем хватило зёрнышек.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с. 78

Лексическая тема: «Животные Севера»

«Пингвины»

Жили были три пингвина,    хлопки в ладоши

Пин, Пан, Пон                          удары по столу
Хорошо и дружно жили.       ладошка «моет» ладонь

Пин, Пан, Пон                          удары по столу
как-то утром на рыбалку      хлопки

Пин, Пан, Пон                          удары по столу

Зашагали в перевалку           ладошки «шагают» -

                                                    «шлепают» по столу

Пин, Пан, Пон                          удары по столу

Наловили много рыбы    вращение кистей рук к себе

Пин, Пан, Пон.                       удары по столу
И еще поймать могли бы  вращение кистей – от себя

Пин, Пан, Пон.                       удары по столу
Съели дружно все до крошки       хлопки

Пин, Пан, Пон                        удары по столу
Кроме маленькой рыбешки           хлопки

Пин, Пан, Пон.                       удары по столу
Дружно бросилися в драку удары кулачками др о
др

Пин, Пан, Пон.                      удары по столу
Учинив большую свалку    удары кулачками о стол

Пин, Пан, Пон.                      удары по столу
Чтобы жить все время дружно дружно

                                                ладошка «моет» ладошку

Пин, Пан, Пон,                       удары по столу
Уступать друг другу нужно ладошка «моет» ладошку

Пин, Пан, Пон.                       удары по столу

Источник: Пальчиковые упражнения для развития мышления и речи ребенка./ С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век. 2010, с.95

Лексическая тема:

«Перелетные птицы»

«Перелетные птицы»

Тили- тели, тили- тели-   Скрестить большие пальцы

С юга птицы прилетели!  взмахи ладошками.

Прилетел к нам скворушка - Поочередно сгибать

Серенькое перышко.             пальцы на обеих руках,

Жаворонок, соловей                начиная с мизинца

Торопились: кто скорей.      левой руки.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж  

Все вернулись, прилетели, - Скрестив бол. пальцы,

                                                           помахать ладошками.

Песни звонкие запели!    Указ. и б.пальцами сделать

                                                    «клюв» - «птицы поют».

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с. 100

Лексическая тема: «Зима»

«Снежок»


Раз,два,три,четыре,
(загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили
         (лепить,меняя положение ладоней) 
Круглый,крепкий,очень гладкий.
          (показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим,
("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем.    
("ловят", приседают)
Три – уроним      
(встают, "роняют") 
И … сломаем!      
(топают)

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.75

Лексическая тема: «Новый год»

«Наша прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибаем пальцы на л.руке, начиная с миз

Мы во двор вышли гулять.

        Указ. и ср.пальцы «идут» по столу, остальные поджаты

Бабу снежную лепили,

        Имитация лепки снежного комка

Птичек крошками кормили,

        «крошим хлеб» всеми пальцами обеих рук

С горки мы потом катались,

        Водим ук.пальцем л.руки по ладони правой

А еще в снегу валялись.

        Кладем ладошки по отдельности то одной, то др.стороной на стол или на колени

Все в снегу домой пришли,

        Указ. и ср.пальцы «идут» по столу, остальные поджаты

Сели суп и спать легли.

Источник: Пальчиковые упражнения для развития мышления и речи ребенка./ С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век. 2010, с.113

Лексическая тема: «Новый год»

«Праздник»

Праздник приближается,ёлка наряжается.

         (Поднимают руки вверх«к макушке ёлки»  

          и, опуская вниз, разводят в стороны)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

Крутят ладошками в воздухе-«фонарики»

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Новый год»

«Зимние забавы»

   (Поочерёдно соединяют большой палец с  

    остальными)

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Новый год»

«Дед Мороз»

Этот пальчик – Дед  Мороз.

        (Дети руки сжимают в кулачки, выставив

         вперёд большие пальцы.)

У него есть красный нос,

       (отгибают из кулачков указат.пальцы)

Есть седая борода.

       (отгибают из кулачков средние пальцы)

Очень ждём его всегда!

       (делают ладонями движения, подзывая к  

        себе Деда Мороза.)

Со Снегуркой он придёт

       (ходят друг за другом по кругу.)

И подарки принесёт.

       (хлопают в ладоши.)

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Посуда»

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка.

       (Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.    имитирующее движ.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Посуда»

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,  

          Ударяем кулаками друг о друга
Мы посуду перемыли: 

         Одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, ковшик, ложку

         Загибаем поочерёдно пальцы
И большую поварёшку.  
Мы посуду перемыли,

         Одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили,

          Загибаем пальцы по одному
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали. 

           Ударяем кулаками  друг о друга

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.73

Лексическая тема: «Посуда»

«Маленькая учительница»

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными, массируя подушечки.)

Девочка Иринка порядок наводила,

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль?

Ну, конечно, в солонке!»

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Насекомые»

«Летит комар»

Летит муха вокруг уха, жжж

             (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс

            (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп

            (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп

            (слегка шлепнуть ладошкой по лбу)
И к уху, зззз

            (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
           (
подносим кулачок ко рту и дуем на него,  

                разжимая ладошку)

Источник: Пальчиковые упражнения для развития мышления и речи ребенка./ С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век. 2010, с.118

Лексическая тема: «Насекомые»

«Паучок»

На изогнутый сучок, сломанный, осенний

Опустился паучок

Опускаем пр.кисть, шевеля пальцами, на

л.ладонь

С крестиком на спинке

Скрестить указ.пальцы пр. и л.рук

Свил уютный гамачок,

Сложить пальцы пр.руки в щепоть и

опустить сверху в л.ладонь-«лодочку»

Сам в сторонку

Пальцами пр.руки «пробежать» по л.руке от

кисть до локтя

И молчок.

Приложить указ.палец пр.руки к губам.

Источник: Пальчиковые упражнения для развития мышления и речи ребенка./ С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век. 2010, с.119

Лексическая тема: «Насекомые»

«Пчела»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

Машут ладошками

А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза,

На каждое название насекомого

загибают один палец

Как фонарики глаза.

кружочки из пальцев подносят к глазам

Пожужжали, полетали,

Машут ладошками.

От усталости упали.

Роняют ладони на стол.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.102

Лексическая тема: «Насекомые»

«Пчёлы»


Вот улей,
(показываем кулачек)
Здесь живут пчелы.
Вот они показались из домика,
     (поочередно отгибаем пальчики)
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з-з....."
(щекочем ребенка) 

Лексическая тема: «Весна», «Лето»

«Солнышко»


Утром солнышко встаёт выше, выше,
 

             (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

           (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
              (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
             (хлопаем в ладоши)

Лексическая тема: «Рыбы»

«Рыбка»


Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
      (ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
      (ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
      (ладошки соединить у основания и так похлопать)

Лексическая тема: «Рыбы»

«Сом»

Жил да был сом один

Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников

Два меченосца дружили с ним.

Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.

Приплывали к ним три гуппи

        Руки сложены кресс-накрест, взмахи ладонями

И учили их считать:

        Сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять

        Загибают пальцы, начиная с большого.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.106

Лексическая тема: «Профессии»

«Что принес нам почтальон?»

Что принес нам почтальон?

сжимают и разжимают кулачки

С толстой сумкой ходит он.

«шагают» пальцами по столу

Перевод, журнал, газету,

на  каждое наименование загибают по одному пальцу, начиная с большого.

В бандероли – две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с. 90

Лексическая тема: «Профессии»

«Сапожник»

Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.

Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдем сегодня в гости!

Лексическая тема: «Профессии»

«Молочный магазин»

В магазин везут продукты, но не овощи, не фрукты.

    соединить пальцы рук в замок и вращать вправо, влево
Сыр, сметану и творог, глазированный сырок.
Привезли издалека три бидона молока.
   

    загибать по одному пальцу на каждый продукт


    загибать

Это им полезно очень, магазин же наш молочный.

хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с. 86

Лексическая тема: «Профессии»

«Спортсмены»

        (Поднимают руки к плечам, вверх, к      

        плечам, в стороны.)

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

        (Сгибают пальцы в кулак, начиная с  

        Мизинца)

Играет в теннис — теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,

В хоккей играет — хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Семья»

«Моя семья»


Этот пальчик – дедушка
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
(вращаем разжатой ладошкой)

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.64

Лексическая тема: «Семья»

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая да весёлая.

          (Ритмичные хлопки в ладоши и удары

            кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

          (Загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

          (Загнуть указательные пальцы)

Два Степана у сметаны. Объедаются.

          (Загнуть средние пальцы.)

Две Дашки у кашки. Питаются.

         (Загнуть безымянные пальцы.)

Две Ульки в люльке. Качаются.

          (Загнуть мизинцы)

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «8 марта»

«Наши мамы»

Много мам на белом свете,

         разводят руки в стороны,

Всех их любят очень дети!

         крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

          сжимают обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны!

          разводят руки, поднимают ладошки вверх

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема:

«День защитника Отечества»

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:              

      Хлопают в ладоши и ударяют кулачками

       друг о друга попеременно.

Паровоз и два коня, серебристый самолет,      

      Загибают пальчики на обеих руках.

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан. Сколько вместе?

      Хлопают попеременно в ладоши и ударяют

      кулачками друг о друга.

Как узнать? Помогите сосчитать!

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.88

Лексическая тема: «Насекомые»

«Комар»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

Сжимают и разжимают пальцы.

 

Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращают мизинцем.

 

Прячут руки за спину.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/

Лексическая тема: «Цветы»

«Алые цветки»

Наши алые цветки

Соединить ладони в форме тюльпана

Распускают лепестки

Медленно раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Плавно покачать кистями рук

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

Медленно закрыть ладошки в форму цветка

Тихо засыпают, головой качают.

Произвольно покачать «головкой цветка»

Источник: Пальчиковые упражнения для развития мышления и речи ребенка./ С.А.Шанина, А.С.Гаврилова. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век. 2010, с.107

Лексическая тема: «Цветы»

 «Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно.

ИЛИ:

ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад – цветок распустился
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.
(3. Александрова).

Лексическая тема: «Цветы»

 «Комнатные растения»

На окне растут цветы, очень разные они.

ударять попеременно кулачками и ладошками на каждое слово.

Раз – фиалка, кактус – два,        

        сжимать и разжимать пальцы на руках

Три с бегонией горшка.

Есть герани там четыре.

Пять толстянок мы полили.

        загибать каждый палец на правой руке

Источник:Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост.О.А.Романович.-Волгоград:Учитель,2013, с.97

Лексическая тема: «Школа»

 «В школу»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Загибают по одному пальчику

на обеих руках.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

Источник: http://www.logos-cds.ru/non_category/palchikovye-gimnastiki-i-stixi-s-dvizheniem-po-vsem-leksicheskim-temam/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...