Дидактические игры по обогащению и активизации словаря
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Лукашова Светлана Макаровна

Для учителя-логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных де­фектов.

 Все дидактические игры по обогащению и активизации словаря можно проводить как составные части фронтальных занятий или как самостоятельные подгрупповые занятия, индивидуальные.

Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, способствующие количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения слова и точного соотнесения к объектам

окружающего мира.

1.        «Лото»

У детей карточки с изображением нескольких предметных картинок. У педагога второй набор разрезных картинок. Ребенок должен узнать на своей карточке названный педагогом предмет и закрыть его.

2.        «Чудесный мешочек»

Ребенок, закрыв глаза, достает предмет из мешочка и называет его.

3.        «Отгадай и назови»

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека) Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

4.        «Объясни, что это»

Детям самим предлагается объяснить смысловое значение слова.

Например, Кнопка: Это предмет, которым прикрепляют бумагу к доске.

5.        «Выбери правильный ответ»

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно копать.

6.        «Назови части» по картинкам или по представлению.
Педагог показывает картинку или называет слово и просит назвать его части

Например: Что есть у кота? (Тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть).

7.        «Отгадай, что это?»

Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.

Например:

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

       

8.        «Что забыл нарисовать художник» 

На картинках нарисованы предметы с недостающими частям. Детям предлагается назвать, что забыл нарисовать художник. У стула нет ножки. У петуха нет гребешка.

9.        «Модельное агентство»

Детям предлагаем «демонстрировать» свою одежду, рассказывают, из какой ткани она сшита, называют детали одежды.

Платье из ситца. У него есть рукава, карманы, воротник, пуговицы, лиф и юбка.

10.        «Кто больше?»

Учить детей подбирать как можно больше названий предметов к названию действия, или подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом.

Например:

Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

Мяукает кто? Лакает кто? Дует что?

  1. «Кто где живет»

по теме «Дикие и домашние животные»

На картинном материале детям предлагается поселить животных в свои домики и назвать их жилище.

Нора - для лисы и мышки; берлога - для медведя.

12.        «Что где растет»

Детям предлагается распределить картинки с изображением растений по месту их произрастания.

огурец - на огороде;     роза - на клумбе;

          яблоня - в саду;            василек - в поле.

13.        «У кого кто?» по темам «Животные» и «Птицы»

с использованием картинного материала.

Дети помогают мамам найти потерявшихся детенышей. У белки - бельчонок, у лисы - лисенок, у грача - грачата. Или помогают собраться всей семье: лис, лиса, лисенок. «Найди свою маму»

Дети делятся на две группы, надевают маски животных. Все гуляют по комнате. По команде «детеныши» должны найти свою «маму» и соединиться в пары. 

14.        «Кто что любит»

На картинном материале детям предлагается «покормить» животных и птиц.

Зайцу - морковь, трава, капуста.

15.        «Как назвать того, кто...»

Учить детей понимать и правильно употреблять в самостоятельной речи названия профессий. Кто работает на кране? Кто чинит часы? Кто управляет самолетом?

16.        «Кому что нужно» по теме «Профессии»

Дети подбирают картинки с изображением предметов необходимых человеку данной профессии.

Учителю - указка, книги, доска, глобус.

17.        Игра по теме «Профессии» с использованием женского
и мужского силуэтов.

Назвать женскую профессию.

Мужчина - портной, а женщина - (портниха); учитель - учительница.

18.        «Узнай предмет по описанию»

По представлению или по картинкам дети догадываются, о каком предмете говорит педагог.

Зеленый, полосатый, круглый, вкусный, красный, сочный. (Арбуз)

19.        «Времена года».

К сюжетной картинке дети подбирают предметные картинки. Что бывает зимой? (снежинка, сугроб, ледяной каток, снежная горка, снеговик, санки, кормушка)

20.        «Строим дом»

Из разрезных картинок дети на фланелеграфе «строят» дом, называют части дома: фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.

21.        «Фотоальбом» по теме «Семья».

Учить различать людей разного возраста на картинках. Обобщать разные изображения людей по возрастному или половому признаку. Уметь с помощью набора картинок воссоздать последовательность возрастного развития человека

Игры, способствующие усвоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

1.        «Догадайся»

Детям предлагается послушать слова или рассмотреть картинки и ответить на вопрос.

Какие из них обозначают «овощи» (фрукты, мебель, транспорт, игрушки, птиц)

Лук, репа, подорожник, роза.

Грузовик, самолет, поезд, скамейка.

Кресло, тумбочка, кровать, одеяло.

2.        «Назови одним словом» Дети называют обобщающее
понятие

Помидор, огурец, картофель, капуста - это ... (овощи) Стол, шкаф, кресло, кровать - это .. .(мебель) Лошадь, корова, собака, кошка - это ...(животные)

3.        «Продолжи ряд слов»

Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию.

Яблоко, слива, ... (груша, апельсин, мандарин, лимон).

Синица, воробей, ...(дятел, грач, ласточка).

Муха, муравей, ...(комар, жук, бабочка)

4. «Угадай»

Дети угадывают обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Растут на грядке в огороде, используются в пище. (Овощи)

Как назвать одним словом то, что мы одеваем на тело? (Одежда)

5.        «Варим обед»

Игра способствует дифференциации обобщающих понятий фрукты и овощи.

Детям предлагается «приготовить» суп и компот. В кастрюлю для супа дети складывают картинки овощей, а в другую — фрукты.

6.        « Зоопарк»

Игра способствует усвоению таких понятий как хищные, травоядные и всеядные животные, учит детей классифицировать животных.

Дети должны поселить в «клетку» нескольких животных так, чтобы они друг друга не обидели.

7.        «Ждем гостей на обед» (на чаепитие).

Игра способствует закреплению таких понятий как столовая, кухонная, чайная посуда.

8.        «Какая птица на кормушке лишняя»

Закрепление понятий: зимующие, перелетные, домашние птицы.

9.        «Оденем куклу на прогулку»
Закрепление понятий: зимняя и летняя одежда.

10.        «Открываем продуктовый магазин»

Используя картинный материал, детям предлагается расставить «продукты» на полки так, чтобы в магазине было четыре отдела: молочный, хлебо - булочный, мясной, кондитерский.

11.        «Что лишнее?»

Игра способствует закреплению обобщающих понятий, умению классифицировать, логически мыслить.

Педагог предлагает детям назвать лишнее слово и объяснить, почему это слово «лишнее».

Слива, груша, перец, абрикос.

Зима, весна, утро, лето.

Игры, способствующие формированию у детей

глагольного словаря.

1. «Покажи и объясни»

Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что обозначает это слово: показать это действие с помощью мимики, движений.

2. Игра в лото «Кто что делает?»

Па карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называет действие. Дети находят соответствующую картинку и закрывают фишкой.

3. Игры по лексической теме «Животные»

«Как голос подает?»

Что делает собака? Собака - рычит, лает.

Лошадь — ржет.

«Кто как двигается»

Кошка крадется, прыгает, лазает.

«Кто как ест» (Грызет, лакает, жует)

4.        «Узнай животное по действиям»

Рычит, лает, грызет, ласкается, кусается, бегает, сторожит. (Собака)

5.        «Кто что умеет делать» по теме «Профессии»

Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, художник рисует, продавец продает.

6.        «Что, какие звуки издает» «Послушаем тишину»
Дверь скрипит, машина гудит, ручеек журчит, бумага шуршит.

7.        «Мы едем, едем, едем...»

Учить детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Предлагаем детям поиграть с машинами: к гаражу подъехать, от гаража отъехать, по дороге поехать, через «мостик» переехать.

8.        « Труженики»

Учить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида, используя картинный материал. Покажи, где девочка поливает цветы, а где полила. Где подметает полы, а где подмела. Где мальчик собирает овощи, а где собрал.

Игры по обогащению словаря словами признаками (прилагательными).

1.        «Какая? Какой? Какие?»

Учить детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму)

Что можно сказать про мяч? Какой он?(круглый, легкий, большой, резиновый, яркий)

Что можно сказать про арбуз?

2.        «Кто больше?»

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?» при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Весна».

Солнце «какое?»        дождь небо ветер облака трава

3.        «Угощаем соком» по темам «Овощи и «Фрукты»
Учить образовывать прилагательные от существительных.

Сок из яблок какой? ...(яблочный).

Сок из огурцов ... (огуречный).

4.        «Какой лист» по теме «Деревья»
Лист с липы-липовый.

С березы - березовый.

5.        «Магазин тканей»

Что вы хотите сшить и из какой ткани?

Пальто из драпа - драповое.

Платье из ситца - ситцевое.

6.        «Варим обед»

Дети в кастрюлю кладут пакетик с крупой и объясняют:

Я варю гречневый суп, гречневую кашу.

Я варю рисовый суп, рисовую кашу.

7. «Подумай и договори»

Учить детей образовывать прилагательные от существительных.

В комнате стоит шкаф из дерева. Он какой? Деревянный.

На столе стоит стакан из стекла. Какой он? Стеклянный.

8. «Веселый карандаш»

На картинках «веселые» карандаши разного цвета. Дети подбирают к ним предметные картинки соответствующего цвета.

9.        Учить образовывать от прилагательных сравнительную
степень.

Коля сильный, а Вова еще...(сильнее). Весенний день теплый, а летний еще ...(теплее).

10.        «Отгадай загадку»

Учить отгадывать названия предмета по описанию его признаков.

Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. Чистый, быстрый, журчащий, весенний.

11.        «Чей хвост? чье ухо?»

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Животные испугались охотника и спрятались за деревья. Дети узнают на картине животных по частям тела, называя их.

Чье это ухо? (лисье). Чей хвост? (лисий). Чья голова? (лисья).

12. «Что бывает золотым?»

Детям предлагается выбрать предметы, картинки о которых можно сказать золотой, золотая золотое.

Золотая ложка. Золотое кольцо. Золотая монета.

Может ли быть золотой осень? Почему говорят золотая осень? Золотые руки?

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
    родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38
  3. Бородич A.M. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
  7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979
  8. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей. (по Е. Кудрявцевой)

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.(по Е. Кудрявцевой)Дидактическая игра \'\'Отгадай и сравни зага...

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ Игра "Он, она, оно"

Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов...

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

конспект дидактической игры по формированию и активизации словаря детей старшей группы

Тема: Дидактическая игра «Магазин игрушек».Цель: Демонстрация умения понимать описательную речь педагога, самостоятельно описывать игрушки.Задачи:1. Правильно называть предметы и узнавать ...