Конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной сказкой
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Пахомова Елена Владимировна

- Конспекты занятий по ознакомлению с р.н. сказкой по всем возрастам;

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспекты занятий по ознакомлению детей первой младшей группы со сказками.

1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».

Программное содержание:

Учить детей внимательно слушать сказку, помочь им усвоить последовательность действий персонажей сказки. Вызвать у детей желание послушать сказку еще раз.

Материал:

игрушечная мышка, настольный театр по сказке.

Ход занятия:

- Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе. – Воспитатель показывает мышку. – Эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь удобнее, слушайте сказку.

           Воспитатель, не торопясь, рассказывает сказку, сопровождая рассказ показом фигурок и воспроизведением некоторых действий сказочных персонажей (тянет-потянет).

Закончив рассказывать, педагог предлагает детям показать, как тянули репку, при этом он произносит: «Тянут-потянут, тянут-потянут – вытянули репку» (2-3 показа).

- Репка была большая-пребольшая – напоминает воспитатель и просит показать детей большую-пребольшую репку. Дети разводят руки в стороны.

- Дети, а мышка сама вытащила репку? Назовите тех, кто еще тянул репку.

- Не хвастай мышка, ведь вы трудились все вместе, а любое дело лучше делать вместе, дружно.

- Дети, а помогите мне рассказать о том, кто тянул репку: мышка за…(пауза, показ мышки) – Кошку – добавляют дети. Кошка за… (Жучку). Жучка за… (внучку).

- А теперь послушайте сказку еще раз. Воспитатель рассказывает сказку, используя для показа фланелеграф.

Занятие заканчивается игрой детей с фигурками настольного театра и фланелеграфа.

            2. Рассказывание р.н. сказки «Курочка Ряба».

Программное содержание:

 Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте. Вызывать у детей желание повторять вслед за воспитателем отдельные слова и фразы. Способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Материал:

 игрушка курочка, настольный театр по сказке, разъемное яичко.

Ход занятия:

Воспитатель вносит игрушку – курочку.

– Дети, к нам  в гости пришла курочка Ряба. Она хочет рассказать вам сказку про себя. Слушайте внимательно.

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей: «бил-бил – не разбил»; «хвостиком задела, яичко упало».

Закончив рассказывать, педагог предлагает детям показать, как дед и баба били яичко, как бежала мышка, как дед и баба плачут, как курочка успокаивала деда и бабу (повторяет сама и побуждает детей).

- Дети, помогите мне рассказать сказку: Жили-были…? (Пауза, показ фигурок) – Дед да баба – договаривают дети. – Была у них…? (Пауза, показ) – Курочка Ряба. И т.д.

В заключение воспитатель приглашает детей к своему столу, предлагая рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Предлагает поиграть в «сказку».

Дети играют с фигурками.

3. Рассказывание р.н. сказки «Теремок».

 

Программное содержание:

Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (использование настольного театра). Вызывать у детей сочувствие к зверям, оставшимся без теремка. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Материал:

 настольный театр по сказке, домик-теремок.

Ход занятия:

- Дети, посмотрите, какой красивый домик. Это – теремок. А вы знаете, кто в нем живет? Сейчас я вам расскажу сказку, которая так и называется – «Теремок».

Воспитатель рассказывает сказку, показывая фигурки животных.

- Вот какая сказка. А вы запомнили, кто поселился в домике-теремке? Покажите, как бежала мышка, а как она пищала? Как прыгала лягушка? Как она квакала? И т.д. (побуждает детей к имитации движений и звукоподражанию).

- Дети, а вы помните, кто первый прибежал к теремку? (показывает мышку) А кто был за мышкой? (показывает лягушку) А кто прискакал потом? И т.д.

В заключение, воспитатель повторяет сказку без показа и приглашает детей поиграть в «Теремок».

4. Рассказывание р.н. сказки «Колобок».

 

Программное содержание:

Помочь детям понять содержание сказки, побуждать к проговариванию слов и фраз в песенке колобка. Способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Материал:

 игрушка колобок, книжка со сказкой, настольный театр по сказке.

Ход занятия:

- Дети, посмотрите, к нам в гости прикатился Колобок. Какой он красивый да румяный. Колобок принес нам интересную сказку (показывает книжку). Кто знает, как она называется? («Колобок») Послушайте сказку.

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ показом настольного театра.

- Вот какая сказка! А как бабушка пекла колобок, покажите (воспитатель вместе с детьми показывает, как бабушка по амбарам мела, как месила тесто, катала колобок).

 – Какой Колобок получился? (круглый, румяный, красивый, вкусный, горячий).

-  Как Колобок покатился? (Дети бегают врассыпную).

- А какую Колобок пел песенку, помните? Помогите мне ее спеть. – Воспитатель поет песенку, а дети договаривают отдельные слова: «Я колобок, колобок! По амбару…метен. По сусекам…скребен. На сметане…мешен и т.д.

- А  от кого же ушел Колобок? - Поет дальше - Я от …(показывает фигурку)  дедушки ушел,  я от…(показ) бабушки ушел,  и от …(показ) зайца ушел, и от…(показ) волка ушел, от…(показ) медведя ушел.

-  А от лисы Колобок тоже ушел? Нет. А лиса его: ам – и съела».

- Хотите еще послушать сказку? Кто запомнил ее, может мне помогать (воспитатель рассказывает сказку без показа).

В заключение занятия дети играют с фигурками настольного театра, рассматривают книжку.

       

          5. Рассказывание р.н. сказки «Козлятки и волк».

Программное содержание:

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, побуждать к проговариванию отдельных слов и фраз в песнях козы и волка. Способствовать развитию интонационной выразительности речи.

Материал:

 настольный театр по сказке, избушка-домик, иллюстрации к сказке, музыкальный фрагмент в грамзаписи.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям избушку.

 – Дети, что это? (домик, избушка, теремок).

-  А вы знаете, кто живет в этой избушке? – В ней живет коза с козлятами (показывает фигурки настольного театра). Хотите, я расскажу про них сказку?

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ показом фигурок настольного театра.

- Дети, как вы думаете, что делали козлятки, когда мама-коза уходила в лес? (играли, прыгали, скакали) Давайте повеселимся как козлятки (дети под музыку выполняют разные движения).

- А какую песенку пела мама-коза, когда возвращалась из леса? Помогите мне ее спеть – воспитатель поет песенку, побуждая детей договаривать отдельные слова: «Козлятушки…дитятушки, отворитеся…отопритеся и т.д.

- А каким голосом пел эту песенку волк? (грубым) Давайте попробуем спеть песенку как волк (вместе с детьми повторяет песенку еще раз).

-  Хотите еще раз послушать сказку? – Воспитатель повторяет сказку без показа.

       

          В заключение, дети играют фигурками настольного театра, рассматривают иллюстрации к сказке. Воспитатель побуждает детей к воспроизведению отдельных фраз из сказки.

          6. Рассказывание р.н. сказки «Заюшкина избушка».

Программное содержание:

 Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Материал:  

настольный театр по сказке,  игрушки - зайчик,  лиса, медведь, собаки, петушок.

Ход занятия:

- Дети, посмотрите, сколько у меня игрушек. Кто это? (зайчик, лиса, медведь…). А как их называют в сказках? (зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, петушок – золотой гребешок и т.д.).

- Вы уже много сказок знаете. А в каких сказках вам встречались зайчик, лиса, медведь? («Колобок», «Теремок»).

- Послушайте про них еще одну сказку.

 Воспитатель выразительно рассказывает сказку, сопровождая рассказ показом настольного театра.

- Дети, кто хотел помочь зайчику? (показывает) Собаки. Как они пытались прогнать лису? (дети – Гав-гав-гав, поди, лиса, вон! – 2-3 высказывания).

- Кто еще хотел помочь зайчику? (медведь). Покажите, как шел медведь. А как медведь зарычал? (дети: Э-э-э, поди, лиса, вон! – 2, 3 высказывания).

-  Кто же все-таки прогнал лису? (петушок – золотой гребешок). Покажите, как шел петушок. А какую песенку пел петушок? Помните? Помогите мне спеть ее. Воспитатель поет песенку петушка, дети помогают, договаривают слова.

- Понравилась вам сказка? Хотите еще ее послушать? Воспитатель рассказывает сказку без показа.

В заключение, дети играют с фигурками настольного театра и игрушками.

Конспекты занятий по ознакомлению детей второй младшей группы сказками.

1. Рассказывание р.н. сказки «Кот, петух и лиса».

Программное содержание:

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.

Материал: картинка с изображением избушки, предметы ряжения.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям картинку.

- Дети, что это? (домик, теремок).

- Как он в сказках называется? (избушка).

- Хотите узнать, кто в этой избушке живет? Тогда отгадайте загадки:

Молоко пьет, песенки поет,

Чисто умывается, а с водой не знается (Кот)

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Раньше всех встает, голосисто поет. (Петух)

- А теперь послушайте сказку про котика и петушка, которые жили в одной избушке и помогали друг другу.

 Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Беседа по сказке с выполнением имитационных движений и речевых упражнений:

- Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту? Покажите, как кот идет на охоту.

- Чем занимался петушок, когда оставался дома один? Покажите, как петушок прибирается в избе (дети выполняют имитационные движения – «подметают», «стирают» и т.д.).

- Как лисичка хотела забрать петушка? Покажите, как лиса крадется к окошку. Какую песенку спела лиса? Каким голоском? Помогите мне ее спеть.

Воспитатель поет песенку лисы, дети договаривают слова.

- Как звал петушок котика? Каким голоском? Воспитатель с помощью детей несколько раз проговаривает слова петушка.

- Как котик забрал петушка у лисы? Покажите, как кот играл на гуслях. Какую песенку пел котик? Помогите мне ее спеть. Воспитатель поет песенку кота, дети договаривают слова.

- А сейчас давайте поиграем в сказку: драматизация эпизодов сказки: «Кот собирается на охоту»,  «Лиса поет песенку петушку», «Кот играет на гуслях».

2. Рассказывание р.н. сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий.

Материал: игрушка петушок, шапочка петушка.

Ход занятия:

В гости к детям приходит петушок. Дети приветствуют его, по предложению воспитателя рассказывают про него потешки.

- А теперь послушайте, какая история приключилась однажды с петушком.

Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Беседа по сказке:

- Почему петушок подавился зернышком?

- Что нужно было сделать, чтобы помочь петушку?

- К кому обращалась курочка, чтобы добыть маслица?

- Как закричал петушок, когда бобовое зернышко проскочило?

 

- А сейчас мы с вами поиграем. Воспитатель проводит игру «Курочки и петушок»:

Дети – «курочки» сидят на стульчиках. Ребенок – «петушок» ходит по группе, высоко поднимая ноги и взмахивая руками, как крыльями.

Ходит Петя у ворот, Петя песенку поет:

- Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку!

Курам зернышки найду.

Ку-ка-ре-ку!

(Петушок останавливается и зовет курочек)

Курочки скорей бегут, зернышки клюют, клюют:

- Вот спасибо, ко-ко-ко,

Очень вкусное зерно!

(Курочки бегают вокруг петушка, затем приседают, стучат пальчиками по полу – «клюют зерно»)

- Мне теперь пора вставать,

Кур в курятник загонять.

Ку-ка-ре-ку!

(Петушок взмахивает руками, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, затем кукарекает и догоняет курочек).

Игра проводится 2-3 раза.

3. Рассказывание р.н. сказки «Снегурушка и лиса».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; формировать интонационную выразительность речи детей.

Материал:

 фигурки настольного театра, предметы ряжения.

Ход занятия:

Рассматривание фигурок настольного театра:

- Это медведь, медведюшко. Это лиса, лисонька, лисица. Это дед и баба. А это их внучка. Ее зовут Снегурушка.

-  Сейчас я расскажу вам про нее сказку.

Рассказывание сказки с использованием театра игрушек.

Беседа по сказке с выполнением имитационных движений и речевых упражнений:

- Что сделала Снегурушка, когда заблудилась? Повторите, как плакала Снегурушка.

Воспитатель помогает детям повторить слова Снегурушки.

- Кто хотел помочь Снегурушке? Каким голосом спрашивал Снегурушку медведь (волк, лиса)? Покажите, как шел медведь, как бежал волк, как шла лисичка (дети выполняют имитационные движения).

- Почему Снегурушка не захотела ехать с медведем, волком?

- Расскажите, как помогла девочке лиса.  

- А сейчас мы с вами поиграем в сказку: драматизация эпизода сказки  « Как Снегурушка заблудилась». (Снегурушка в лесу потерялась, Снегурушка в лесу растерялась. Крикнула Снегурушка: «Ау! Дом никак я не найду! Ау!»).

         

            4. Рассказывание р.н. сказки «Лиса и журавль».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста.

Материал: книжка со сказкой, предметы ряжения.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает потешку о лисе:

Идет лисичка по мосту,

Несет вязанку хворосту.

- Зачем ей хворост?

- Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой, да еж, да кот,

Да мы с тобой.

- Дети, а вы хотите послушать сказку про то, как однажды лиса пригласила  в гости журавля?

Внесение книжки со сказкой, рассматривание обложки.

Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Беседа по сказке с выполнением имитационных движений и речевых упражнений:

- Как лиса приглашала журавля (угощала журавля)? Каким голосом лиса разговаривала? (Повторение вместе с детьми).

- Чем угощала лиса журавля? Поел ли журавль кашу?

-  Покажите, как шел журавль к лисе в гости, как расстроенный шел обратно домой, как торопилась лисичка к журавлю на угощенье (выполнение имитационных движений).

- Как журавль угощал лису? (Повторение вместе с детьми).

- Поела ли лиса в гостях у журавля?

- Дружат ли сейчас лиса и журавль?

- Хорошо ли быть жадным?

- А сейчас мы с вами поиграем в сказку (драматизация эпизодов сказки).

5. Рассказывание р.н. сказки «Маша и медведь».

Программное содержание:

Развивать у детей эмоционально-образное восприятие содержания сказки, побуждать детей интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Материал:

 кукла Машенька (театр би-ба-бо), предметы ряжения.

Ход занятия:

В гости к детям приходит кукла Машенька, дети приветствуют ее, рассказывают потешки про Машу. Машенька дарит детям книжку со сказкой.

 Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Беседа по сказке с выполнением имитационных движений и речевых упражнений:

- Расскажите, как Машенька заблудилась.

- Что сказал медведь, когда вернулся домой?

- Что придумала Машенька, чтобы перехитрить медведя?

- Покажите, как медведь шел по лесу, как устал, сел на пенек (выполнение имитационных движений).

- Что сказал Мишка, когда сел на пенек? Что ответила ему Машенька из короба? (повторение вместе с детьми).

- Чем закончилась сказка?

Драматизация эпизодов сказки:

 «Мишка несет короб бабушке и дедушке», «Как дедушка и бабушка нашли  Машеньку».

Конспекты занятий по ознакомлению детей средней группы  со сказками.

1. Рассказывание сказки «Жихарка».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально-образно воспринимать  содержание сказки, помочь детям запомнить образные характеристики персонажей и их поступков.

Материал:

деревянная расписная ложка, Листы бумаги, карандаши.

Ход занятия:

Рассматривание деревянной расписной ложки («Сама точеная, ручка золоченая»).

- Хотите узнать, чья это ложка? Я вам сейчас расскажу.

 Рассказывание сказки.

Беседа по сказке:

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Какой был Жихарка?

-  Как про него еще можно сказать?

Повторение поговорок: «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».

- Как Жихарка перехитрил лису?

Динамическая пауза:

«Покажите, как Жихарка сел на лопату (руки, ноги растопырил), как лиса лежала на лопате (свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась).

- А как бы вы поступили на месте Жихарки?

- Вспомните, как Жихарка раскладывал ложки.

Речевое упражнение «Доскажи словечко»: «Эта ложка…простая – котова, эта ложка…простая – Петина, а эта ложка…не простая, точеная, ручка золоченая – Жихаркина».

- Как вы думаете, Жихарка – веселый человечек?

- Нарисуйте такое выражение лица, которое больше всего подходит к Жихарке.

2. Рассказывание р.н. сказки «Гуси-лебеди».

Программное содержание:

Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения.  Развивать творческое воображение.

Материал:

 кукла Маша в русском костюме, предметы ряжения.

          Ход занятия:

В гости к детям приходит кукла Маша.

 Воспитатель рассказывает сказку от имени куклы Маши.

Беседа по сказке с рассматриванием иллюстраций:

- Почему сказка называется «Гуси-лебеди»? Кто они такие?

Динамическая пауза «Гуси-гуси».

- Вспомните, кого девочка просила о помощи сначала, кого потом?

- Давайте вспомним, что отвечали девочке печка, яблонька и молочная река кисельные берега.

 Речевое упражнение «Доскажи словечко»: «Поешь моего…ржаного пирожка, поешь моего…лесного яблочка, поешь моего… молочка с кисельком».

- Как вы думаете, почему ни печка, ни яблонька, ни речка не помогли девочке вначале?

- Вы беспокоились о девочке? Почему?

- Как бы вы назвали эту сказку по-своему?

- Давайте поиграем в сказку (драматизация эпизодов сказки: девочка разговаривает с печкой, яблонькой, молочной рекой).

 

 

3. Рассказывание р.н. сказки «У страха глаза велики».

Программное содержание:

Продолжать учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, подводить к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи.

Материал:

игрушки – бабушка, внучка, курочка, мышка, предметы ряжения.

Ход занятия:

Рассматривание игрушек: бабушка, внучка, курочка, мышка.

- Сейчас я вам расскажу, какая история приключилась однажды с ними.

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке:

- Кто главные герои сказки?

- Вспомните, как их называют в сказке: бабушка–старушка, внучка– хохотушка, курочка–квохтушка, мышка–хлопотушка.

- Как они ходили по воду?

- Кого испугались водоносы?

 Динамическая пауза: «Покажите, как испугалась бабушка» (внучка, курочка, мышка, заяц).

- Что показалось бабушке, внучке, курочке?

- Как можно назвать эту сказку? Вспомните пословицу.

- Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле)

Драматизация эпизодов сказки.

4. Рассказывание р.н. сказки «Зимовье».

Программное содержание:

 Продолжать воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, подвести к пониманию образного содержания пословиц.  

Материал:

картинка с изображением избушки, стоящей в лесу.

Ход занятия:

Рассматривание избушки (иллюстрация). Объяснение слова «зимовье» (это домик, избушка в лесу, в нем можно перезимовать, пережить холодную зиму).

- Я расскажу вам сказку, которая так и называется «Зимовье».

Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Беседа по сказке:

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Расскажите, как звери строили дом. Кто что делал?

Динамическая пауза: «Покажите, как бык бревна рубил, свинья глину месила, кирпичи лепила и т.д.».

- Что случилось однажды? Как животным удалось спастись?

Упражнение на звукоподражание: «Как кричал бык, баран, свинья, кот, петух?».

- Как вы думаете, что помогло животным  спастись? (То, что их испугались волки).

- Вспомните пословицы «У страха глаза велики», «У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки». Как вы их понимаете?

- Что показалось волку? Послушайте об этом еще раз.

- Как бы можно по-другому назвать эту сказку?

Повторение сказки с использованием моделей.

5. Рассказывание р.н. сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев сказки,  передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Материал:

 иллюстрации к сказкам, героиней которых является лиса.

Ход занятия:

Рассматривание картинок, на которых  изображена лиса (иллюстрации к сказкам). Вопросы к детям:

- Вспомните сказки, героиней которых является лиса.

- Какими словами можно сказать о лисе, о ее внешности?

- Сегодня я расскажу вам еще одну сказку о лисе.

 Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Динамическая пауза – игра-имитация «Лисица», «Волк-волчок».

Беседа по сказке:

- Кто главные герои сказки?

- Какой новый способ ловли рыбы рассказала волку лиса?

- Как вы думаете, почему лиса сумела обмануть волка?

Речевое упражнение «Доскажи словечко»:  « Ловись, рыбка…и мала, и …велика. Ясни, ясни…на небе звезды, мерзни, мерзни…волчий хвост. Битый…небитого везет».

Выполнение имитационных движений: «Покажите, как лиса лежала на дороге. Как волк сидел у проруби, ловил рыбу на хвост. Как лиса притворилась избитой и т.д.».

- Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

Повторение понравившихся эпизодов.

6. Рассказывание р.н. сказки «Лисичка со скалочкой».

Программное содержание:

Продолжать воспитывать у детей эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.

 Материал:

лиса (кукла на руке), скалка.

Ход занятия:

В гости к детям приходит лиса (кукла на руке). Лиса нашла незнакомый предмет (скалку), но что с ним делать, не знает. Дети рассказывают лисе о назначении этого предмета.

Рассказывание сказки с показом иллюстраций:

Беседа по сказке:

- Эта история о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка? Почему вы так думаете? Это сказка, а в ней все может быть, потому что сказка - это необыкновенная история.

- Какая лисичка в сказке? (хитрая, коварная, обманщица, плутовка).

 

Динамическая пауза: «Покажите, как ходит хитрая лиса, как лиса просилась переночевать, как лиса убегала от собаки и т.д.».

- Расскажите, как лисичка обманывала хозяев (обратить внимание детей на то, каким голосом лиса просилась переночевать, требовала утром пропажу).

- Какую песенку пела лиса? (пропевание песенки лисы)

- Как была наказана лиса за свой обман? (диалог лисы с ушками, ножками хвостом)

Конспекты занятий по ознакомлению детей старшей группы  со сказками.

1. Рассказывание р.н. сказки «Мужик и медведь».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное  содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. Уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Материал: книжка со сказкой.

Ход занятия:

- Чем отличается сказка от других литературных произведений (рассказа, стихотворения)?

- У каждого произведения есть название. И почти всегда, когда мы слышим название, то знаем, о ком или о чем будет рассказываться в этом произведении. Сегодня я расскажу вам сказку «Мужик и медведь». Как вы думаете, о ком будет эта сказка?

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке с рассматриванием иллюстраций:

- Кто главные герои сказки?

- Чем занимался мужик?

- Расскажите, как мужик перехитрил медведя?

- Каким представлен медведь в сказке?

- Как вы думаете, почему во многих сказках медведь неуклюжий, глуповатый, хотя на самом деле это умный, ловкий, хитрый зверь?

- Придумайте свое название к этой сказке.

Динамическая пауза «Иван, Иван, вырывай бурьян»,  «Медведь на огороде».

Повторное рассказывание сказки.

Пересказ сказки детьми «по цепочке».

           2. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин».

Программное содержание:

Продолжать учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.

Материал: загадка о лисе.

          Ход занятия: 

Воспитатель загадывает  загадку о лисе: 

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

Вопросы:

- Вспомните, в каких сказках встречается лиса?

- Как называют лису в сказках?

- Какая бывает обычно лиса в сказках?

- Сейчас я расскажу вам еще одну сказку о лисе.

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке:

- Как лиса попала в кувшин?

- Как она  разговаривала с кувшином?

Диалог лисы с кувшином: «Сначала лиса разговаривала с кувшином ласково, она его упрашивала. Произнесите слова лисы так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково. Потом она стала разговаривать с кувшином сердито, стала угрожать кувшину.  Произнесите слова лисы так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито».

- Чем заканчивается сказка?

- Какою показана лиса в этой сказке и откуда это видно? (Хитрой, потому что она подобралась к кувшину и вылакала молоко. Лиса хотела уговорить кувшин и притворилась ласковой. Сердитой – она потом стала сердито разговаривать с кувшином).

Динамическая пауза «У лисицы острый нос».

- Внимательно послушайте сказку еще раз. Вы будете ее рассказывать.

Можно вызвать для пересказа двух детей: «Один из вас будет рассказывать сказку, другой говорить за лису. Договоритесь сами».

Пересказ сказки детьми.

3. Рассказывание сказки «Заяц-хваста».

Программное содержание:

Продолжать учить детей эмоционально-образно воспринимать  содержание сказки, помочь детям запомнить образные характеристики персонажей и их поступков.

Материал:  книжка со сказкой.

Ход занятия:

Вопросы к детям:

- В каких сказках встречается заяц?

- Какой обычно бывает заяц в сказках?

- Как вы понимаете, кто такой «хвастун», «хваста»?

- Сейчас я расскажу вам русскую народную сказку «Заяц-хваста».

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке с показом иллюстраций:

- Кто главный герой сказки?

- Как жилось зайцу зимой и летом?

- Как хвастался заяц? (упражнение на интонационную выразительность)

- Как заяц помог вороне?

- Чем закончилась сказка?

- Каким показан заяц в сказке? (сначала хвастун и трусишка, потом – храбрец).

Динамическая пауза «Заинька у елочки попрыгивает».

Повторное чтение сказки.

Пересказ сказки «по цепочке».

Игра-драматизация «Ворона и заяц».

4. Рассказывание р.н. сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Программное содержание:

Продолжать учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; закрепить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Материал: книжка со сказкой.

Ход занятия:

Короткая беседа о сказках:

- Кто сочиняет сказки?

- Какие русские народные сказки вы знаете?

- Как обычно начинаются, заканчиваются сказки? (повторение знакомых зачинов, концовок).

- Сегодня я прочитаю вам сказку с необычным названием «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке?

Рассказывание сказки.

Беседа по сказке:

- Вспомните зачин у этой сказки.

- Как жили друзья вначале?

- Вспомните, как каждый рассказывал о своей работе (упражнение на интонационную выразительность).

Динамическая пауза: «Воробей».

- Почему друзья рассорились?

- Как вы думаете, почему из блина не получился охотник, а мышка не сумела приготовить вкусную еду?

- Чему учит эта сказка?

- Блин в конце сказки сказал такие слова: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Как вы понимаете эти слова?

- Какие выражения и слова в сказке вам больше всего запомнились?

- Как заканчивается сказка? Повторите концовку сказки.

- Какой эпизод сказки вам понравился? Давайте попробуем обыграть его.

Драматизация эпизодов сказки.

 5. Рассказывание р.н. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с художественными особенностями русской народной волшебной сказки. Учить детей замечать и  использовать выразительные средства языка сказки (повторы, образные выражения). Воспитывать любовь к сказке.

Материал: книга с иллюстрациями.

Ход занятия: 

- У русского народа есть много разных сказок.  Есть сказки о животных. Назовите их. А есть волшебные сказки. Сегодня я вам прочитаю сказку, которая называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы внимательно слушайте, а потом скажете, почему эта сказка волшебная.

Рассказывание сказки.

Беседа: 

- Как вы думаете, почему это волшебная сказка? (происходят волшебные превращения и волшебные действия).

- Какие чудеса, волшебства произошли в ней? (Иванушка превращается в козленочка и т.д.).

- Как начинается сказка? (обратить внимание детей на зачин).

- Сколько раз в сказке происходят одни и те же действия? (несколько раз просит Аленушка братца не пить воду из копытца).

- Чем закончилась сказка? (обратить внимание детей на концовку).

- Как вы относитесь к Аленушке?

- Как вы думаете, кого защищает сказка? (добрые герои всегда награждены, злые – наказаны).

Динамическая пауза: «Козлята».

- Какие сказочные слова, повторы, выражения вы заметили в сказке? («одни-одинешеньки», «по дальнему пути, по широкому полю», «солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает», «красна девица», «жить-поживать», «злато-серебро» и др.).

- В сказке встретились новые для вас слова и выражения: «мочи нет», «откуда ни возьмись», «одному козленочку все было ведомо». Объясните, как вы их понимаете.

- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну предложение, а вы – закончите:

- Остались дети…одни-одинешеньки.

- И просит Иванушка Аленушку…мочи нет…

- Как увидела Аленушка… залилась слезами.

- Один раз когда купца не было дома…откуда ни возьмись…

- Увидел козленочка и …голову повесил.

- Побежал козленочек на речку и…жалобнехонько просит…

- Послушайте еще раз отрывок из сказки и постараемся его обыграть. (Воспитатель зачитывает отрывок о том, как шли сестра и брат по широкому полю и повстречали копытца с водой, приглашает детей для драматизации этого отрывка. Сама выступает от лица рассказчика).

          6. Рассказывание сказки «Хаврошечка».

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с художественными особенностями русской народной волшебной сказки. Учить чувствовать и понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств языка (повторы, образные выражения). Воспитывать любовь к  народным сказкам.

Материал: яблоко.

          Ход занятия:

- Вы любите сказки? Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (Чтобы рассказывать их своим детям, учить их в жизни различать добро и зло).

- Представьте, что будет, если у народа не будет сказок (ответы детей).

- Можно ли назвать сказку воспитательницей? Почему?

- Сейчас я расскажу вам еще одну русскую народную сказку, которая называется «Хаврошечка». Вы внимательно слушайте ее, а потом скажете, чему учит эта сказка.

Рассказывание сказки.

Беседа:

- Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?

- Какими были мачеха и ее дочки?

- Какой вы представляете себе Хаврошечку?

- Какие чудеса происходят в сказке?

- Как помогла Хаврошечке коровушка?

- Какие сказочные слова и выражения вы заметили?

- Чему учит эта сказка?

Динамическая пауза «Яблоко».

- А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну предложение, а вы – закончите:

- Жила у злых людей девочка Хаврошечка…

- А злые сестры…

- Целыми днями трудилась Хаврошечка…

- Велела мачеха коровушку…

- Выросла яблонька, появились на ней…

- Женился на Хаврошечке сильный человек…

- Какой эпизод из сказки вам наиболее запомнился? Расскажите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Развивающие игры В.В. Воскобовича – средство, помогающее детям дошкольного возраста эффективно освоить разнообразное содержание, т.к. по своему составу это эталоны формы, цвета, величины; цифры, буквы...

Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной сказкой

- Перспективный план по ознакомлению с р.н. сказкой по всем возрастам...

Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой".

Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей  дошкольного возраста с русской народной культурой"....

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Обучение дошкольников умению различать наиболее известныхе виды  декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской ; пониманию  детьми характерных особенностей изделий...

План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"

дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Конспект занятия по  ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»Программное содержание:-Образовательные целиУчить детей понима...