Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое занятие) "Путешествие в Мир звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада. Представленное занятие является итоговым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед

I квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 36 (корпус 2)

Хабарова Н.В.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

(Итоговое занятие)

Задачи

  1. Образовательные:
  • закрепить умение различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие на слух и в произношении;
  • закрепить умение выделять первый согласный звук в слове;
  • закрепить умение проводить слоговой анализ слов;
  • закрепить навыки проведения звукового анализа и синтеза.
  1. Развивающие:
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать умение понимать логико-грамматические конструкции;
  • развивать умение выстраивать причинно-следственные связи; использовать в речи сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
  1. Воспитательные:
  • проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, уважения к взрослым;
  • способствовать овладению умениями совместной деятельности (принимать общую цель, договариваться о способах совместной деятельности в ходе фронтальной работы).

Оборудование:

 магнитная доска, маркер, магниты красного, зеленого, синего цвета, картинка с нарисованным кораблем, замки (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный), картинки для слогового анализа (односложные, двусложные, трехсложные слова), картинки с изображением животных жарких стран (слона, носорога, зебры, жирафа, крокодила, верблюда), конверт с вложенным приглашением и картой, аудиокомпозиции (песня «Чунга-чанга», шум воды).

Речевой материал:

загадки о животных жарких стран, названия водного транспорта, звук, гласный, согласный мягкий и твердый звук, предложения для понимания логико-грамматических конструкций.

Ход занятия

Орг. момент

Дети собираются вокруг педагога.

П.: Здравствуйте дети! Сегодня утром я получила письмо от доброго волшебника «Звукозная». Он приглашает нас в Мир звуков. К приглашению прилагается карта, на которой отмечен путь следования.  Путь лежит через острова, окруженные морями.

Звучит шум воды, плеск волн.

П.: На чем можно отправиться в путешествия по морям?

Ответы детей: на лодке, яхте, скутере, корабле.

Педагог демонстрирует картинки с перечисленным транспортом. Как назвать все перечисленное одним словом? (ответ детей: водный транспорт).  Интересно, какой из транспорта подойдет нам?

Дети высказывают свои мысли, используя сложноподчиненные предложения с союзом потому что (Мы поплывем на корабле потому, что он большой  и вместительный).

  1. П.: Перед отправкой необходимо сделать запасы знаний.

 «Блиц - опрос»:

«Что такое звук?», «Какими бывают звуки?», «Как понять, что звук гласный?», «Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки?», «Как понять, что звук согласный?», «Какими бывают согласные звуки?», «Фишками какого цвета обозначаются согласные твердые звуки?», «Фишками какого цвета обозначаются согласные мягкие звуки?».

Игра «Ловишки» - различение гласных и согласных звуков. Взрослый называет звуки, дети «ловят» (хлопают) только гласные звуки.

Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков. Взрослый называет твердый согласный звук и передает мяч ребенку, ребенок называет его «братца» (мягкий согласный звук) и возвращает мяч взрослому ([б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'] и т.д.).

Молодцы ребята! Запасы сделаны.

Увязали мы выдумку в узелок,

Сложили терпение в коробок,

Запаслись пучком старания

И горшочком внимания.

Отправляемся в путь. (звучит шум воды и плеск волн).

 

  1. Первая остановка: «Остров сокровищ».

П.: Сокровища не простые, а загадки золотые. Взрослый загадывает загадки, просит детей отгадать их и назвать первый звук в отгадках.

Я его увидел в книжке,
Подскажите мне, детишки,
На носу — огромный рог,
Знаю, знаю — …

На чудо-коняшке пестреет тельняшка.

Пройдёт он, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что гордый нрав,
Ведь выше всех зверей …

Посмотрите-ка, бревно. Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, так опасен …

Да, я горбатый, но нравлюсь ребятам.

Ответ детей: носорог, первый звук в слове [н].

Ответ детей: зебра, первый звук в слове [з'].

Ответ детей: жираф, первый звук в слове [ж].

Ответы детей: крокодил, первый звук в слове [к].

Ответ детей: верблюд, первый звук в слове [в'].

П.: Загадки отгаданы, звуки названы.

Взрослый  выставляет картинки с изображением животных и просит детей уточнить, какие это животные (ответ детей – животные жарких стран).

Интересно, что будет, если животные жарких стран окажутся на северном полюсе. Дети высказывают свои мысли, используя сложноподчиненные предложения с союзом потому что (Жираф умрет с голода, потому что ему нечем будет питаться и т.д.)

  1. Вторая остановка: «Остров 3х замков».

П.: На острове построены 3 замка: одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный. В каждом замке свои жители. В одноэтажном живут слова с 1 слогом, в 2х этажном из 2 слогов, 3х этажном из 3 слогов. Я раздам вам картинки, которые надо разместить по замкам, определив количество слогов (мак, кот, лук, жук, коза, лиса, ваза, оса, сова, самолет, бабочка, лягушка, бегемот).

  1. Третья остановка: «Остров Чунга - чанга» - проведение физминутки под песню Ю. Энтина «Чунга - чанга».
  2. Четвертая остановка: «Остров небылицы» -  понимание логико-грамматических конструкции;

П.: На этом острове живут небыли, послушайте их и исправьте, если не согласны с ними.

Телега везет лошадь.

Каша съела Машу.

Забор красит маляра.

Заяц съел лису.

Горшок растет в цветке.

Мышка поймала кошку.

  1. Пятая Остановка: «Остров великана»

П.: На этом острове живет великан. Вот его дом, в нем 4 комнаты. Мы не знаем,  кто этот великан, но можем догадаться. Нам помогут звуки, которые мы поселим в комнаты. Взрослый называет по порядку звуки в слове СЛОН, дети дают характеристику каждому звуку и на доске, в схеме, выставляют фишки определенного цвета.

Д.:[с] – согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.

     [л] - согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.

     [о] – гласный звук, обозначаем фишкой красного цвета.

     [н] - согласный твердый звук, обозначаем фишкой синего цвета.

Взрослый медленно, утрированно и четко проговаривает каждый звук в слове, дети соединяют их и получают слово СЛОН.

Дети определяют количество звуков в слове, называют согласные звуки, гласный звук, последовательность звуков в слове.

  1. Последняя остановка: Остров «Мир звуков».

П.: Нас встречает добрый волшебник «Звукознай».

Дети рассказывают, на каких островах они побывали во время путешествия, что им особенно понравилось, были ли трудности и как они с ними справились.

Всем детям вручаются медали «Юный путешественник».