Консультация для родителей по развитию речи
консультация по развитию речи на тему

Иванова Светлана Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_document_4.docx47.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тест для родителей

        

1. Как ребенок играет в игрушки?

а) почти не играет, подержит в руках и бросит;

б) играть с ними любит, но не проявляет никакого разнообразия в игре;

в) усердно исследует, разбирает игрушки, придумывает новые игровые действия с ними.

2. Проявляет ли ребенок интерес к детским песенкам, музыкальным сценкам и т. п.?

а) очень редко;

б) иногда, например при просмотре телепередачи;

в) постоянно.

3. Смотрит ли малыш книжки с яркими картинками, любит ли слушать, когда ему читают сказки и стихи?

а) книжек ребенок почти не рассматривает и не слушает, когда ему читают или рассказывают;

б) иногда рассматривает и слушает, как их читают;

в) регулярно рассматривает картинки в книжках, с удовольствием слушает сказки, стихи.

 

 

Если в этой маленькой анкете вы во всех случаях выбрали ответ "а" или "б", вам стоит задуматься: ребенок нуждается в вашем внимании и помощи, стимулирующих его речевую активность и познавательные интересы.

Так же обратите внимание на раздел раннее развитие детей, в котором занятия приведены с учетом возраста вашего ребенка.

А вот если 3 года уже исполнилось, то к вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи:

 Эта игра на развитие речи детей дошкольного возраста, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи, наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

 

Вариант 1. «Подбор прилагательных» 

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

 

Вариант 2. «Что бывает?»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл  слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

 Задания по развитию речи

Вариант 3. «Узнавание» 

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

 

Вариант 4. «Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».

    Кошка бывает какая?

    Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Что еще бывает разноцветным?

    Радуга, платье, телевизор...

    Каким еще может быть платье?

    Шелковым, новым, прямым...

    Что еще может быть прямым?

    Линия, дорога, взгляд... и т. д.

 

Вариант 5. «Кто что делает»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами). В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

          а) Для игры необходим набор предметных карточек.  Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

          б)  Со старшими дошкольниками и школьниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

        в) Игру можно усложнить за счет жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

         г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

 

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку.

Задания по развитию речи 

Вариант 6. «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

 , тщательно подобранные скороговорки они  помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. сначала предлагаем наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки .

  • Серая кошка сидит на окошке.
  • Наша кошка на окошке ушки моет.
  • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  • У нашего мишки в мешке большие шишки.
  • Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

В дальнейшем скороговорки усложняются.

  • Проворонила ворона вороненка.
  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Сыворотка из-под простокваши.
  • Летят три пичужки через три пустые избушки.
  • Курочка-рябушка, не садись под порожком, а садись под окошком.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

Собирала Маргарита маргаритки на дворе, растеряла Маргарита маргаритки на горе. загадки для детей в 3 - 4 года нужны  в которых есть простые, хорошо им знакомые предметы. Старайтесь выбирать загадки, с указанием цвета, формы, размера, или повадок. Легче всего, малыши в этом возрасте отгадывают загадки с рифмой, где надо добавить последнее слово.


Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьет, песенки поет.
(Кошка)


Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух, Как зовут его? (петух).


Он сидит послушный очень, Лаять он совсем не хочет,

Шерстью он большой оброс, Ну конечно это - (пёс).


Под дождём она гуляет, Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка, Ну конечно это - (утка).


У меня есть к вам вопрос - Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит? Хрюкая и жиром заплывая,

Подскажите мне друзья - Как зовут её - (свинья).


Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко.

Говорит она два слова, Как зовут её - (корова).

 

Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт, Ну конечно это - (кот).


Он твердит одно - га-га, Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь, Ну конечно это - (гусь).

 

В клетке целый день сидит, И под нос себе твердит,

Но услышав двери скрип, Он кричит "Филипп-Филипп",

Кеше пить быстрее дай, Кто же это - (попугай).


Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит,

А проснётся, ну реветь, Как зовут его - (медведь).


На Дюймовочке решил жениться, Девочку спасла лишь птица,

Зерном он набивает рот, Ну конечно это - (крот).


Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала, Как зовут её - (пчела).


Верёвка по земле ползёт, Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (змея).


Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это - (волк).


Любит красную морковку, Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям,

Серый, белый и косой, Кто скажите он такой - (заяц).


Он серый, большой, На четырёх столбах,

Посмотришь на него, И скажешь только, ах!

Хобот кверху поднимает, Всех из фонтана поливает,

Мне скажите, кто же он? Ну конечно это - (слон).


По тропинке в лесу, Я большое яблоко несу,

На иголки я похож, Звать меня конечно - (ёж).


Царь зверей раскатисто рычит, Всех зверей собрать спешит,

На камень грациозно сев, Скажите, кто же это - (лев).

 

В лесу на ветке она сидит, Одно "ку-ку" она твердит,

Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет.

"Ку-ку" то там то тут, Как птицу эту зовут? - (кукушка).


Апельсины и бананы очень любят…
(обезьяны)


У меня пропал носок, утащил его…
(щенок)


Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это…
(дом)


Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка…
(рысь)


Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?..
(петушок)


Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает.
(Лук)


Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
 (Морковь)


Сто одежек и все без застежек.
(Капуста)


Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит.
(Подсолнух)


Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся.
(Дождь)


Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
(Пила)


Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)


Четыре братца под одной шляпой.
(Стол)


С волосами я дружу Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа, А зовут меня… (Расческа)

 Сказки, которые развивают способности ребенка, обучают культуре речи и мышлению. Какое это волшебное слово, оно сразу переносит нас в волшебный мир, где добро всегда побеждает зло. Сказки любят дети всех поколений и представить себе детство без сказок невозможно.  Я постаралась подобрать наиболее интересные известные сказки и для большего удобства сказки будут разбиты по авторам.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ: Гуси-лебеди. Волк и семеро козлят. Колобок. Морозко, Теремок. Иванушка дурачок. По щучьему велению.Сивка бурка. Зимовье зверей.

А.С. ПУШКИН: Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и о работнике его Балде. Сказка о царе Салтане.  Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

 

Ш. ПЕРРО: Золушка. Красная шапочка. Кот в сапогах. Ослиная шкура. Подарки феи. Синяя борода. Спящая красавица. Мальчик-с-пальчик. Рике-хохолок. Волшебница. Пряничный домик.

Г.Х. АНДЕРСЕН: Гадкий утенок. Оловянный солдатик. Принцесса на горошине. Снежная королева. Дюймовочка. Русалочка. Оле-лукойе. Дикие лебеди. Соловей. Свинопас. Волшебный холм. Всяк знай свое место! Новый наряд короля. Пастушка и трубочист. Пятеро из одного стручка. Старый дом. Сундук-самолет. Суп из колбасной палочки. Тень. Штопальная игла.

 

БРАТЬЯ ГРИММ: Бабушка Метелица. Принц-лягушка. Семеро храбрецов. Умная Эльза. Храбрый портной. Горшочек каши. Белоснежка и семь гномов. Рапунцель.  Бременские музыканты. Лиса и гуси. Язык зверей. Молодой великан 

 

Всем детям нравятся пальчиковые игры. Кроме того, что они забавляют малыша, они еще приносят много пользы, помогают  развивать у ребёнка мелкую моторику и координацию движений, активизируют речевое развитие, память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание.

Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой можно даже с 5-6 месяцев (это ладушки и сорока). Но помните, что не надо опережать реальное возрастное развитие моторных навыков. Не надо заставлять ребенка делать гимнастику, просто сами  показывайте движение а малыш будет повторять по мере возможности. В процессе показывания пальчиковых игр, проговаривайте стишок, ребенку будет интереснее.


КОТИК
 
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать поглаживающие движения ладонью, как будто гладим кошку.


ОВОЩИhttp://www.r-rech.ru/images/stories/2011/palch1.jpg

Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох —
Урожай у нас не плох.
             
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок другой рукой. тоже самое повторить с другой ладошкой.


ЛИСТОЧКИ

Ты весною видел чудо?
Как из маленький из почки
Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова "появляются", резко разжать их растопырив пальчики.


КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираем все опять.
 
Согнуть пальцы в кулачок, затем на словах "Кулачки мы разгибаем", быстро раскрыть ладошки, а на словах "Раз, два, три, четыре, пять " по очереди сгибать их, начиная с большого пальца.



ВСТРЕЧА

На правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться —
Готовьте чемоданчики

Поднять раскрытые ладошки вверх и поочередно пальцами правой руки по очереди  прикасаться подушечками к пальцам левой руки. Мизинчик к мизинчику, безымянный к безымянному и т.д.



ЗАМОКhttp://www.r-rech.ru/images/stories/2011/palch2.jpghttp://www.r-rech.ru/images/stories/2011/palch3.jpghttp://www.r-rech.ru/images/stories/2011/palch4.jpg


Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
 Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
 

Сцепить пальцы двух рук «в замок». на словах «Пустим только...» — ладони разводить в стороны, затем опять быстро соединять.
http://www.r-rech.ru/images/stories/2011/palch5.jpg

Игры пальчиковые для детей

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...

Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!

Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе.Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...