Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Консультация для педагогов "Развитие связной речи с играми по мелкой моторике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_melkaya_motorika.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Лесная полянка» комбинированного вида

города Белово»

Консультация для педагогов

с целью: Значение мелкой моторики в формировании речи у детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Провела:

Воспитатель высшей      квалификационной  категории

                                                                       Павлова И.В.

Дата проведения:

14.04.2015 г.

Белово

2015

                                                                  Истоки способностей и дарований

 находятся на кончиках пальцев детей.

Сухомлинский  В.А.

Актуальность проблемы «Значение мелкой моторики в формировании речи у детей» вызвана тем, что 30 % детей имеют разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые не только затрудняют обучение ребенка, но и влияют на его интеллектуальное развитие.

На развитие мозга особое влияние имеет  движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Эта связь была установлена еще во II веке до н.э. В Китае очень популярны деревянные шарики, в Японии – грецкие орехи.  В России эту связь руки и мозга установил Бехтерев. Было точно установлено, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно  и речь.

Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Начало развития дает рука, как же рука обследует предметы.

  1. Прикосновение, позволяет убедиться в наличии предмета, в его t0, влажности
  2. Постукивание, дает возможность получить информацию о свойствах предмета.
  3. Надавливание, дает возможность определить мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя со зрительным, слуховым представлениями.

Начинать развивать мелкую моторику у детей необходимо с раннего возраста, но мы остановимся на старшем возрасте 5-7 лет.

Остановимся более подробно на некоторых видах, в которых используется мелкая моторика и развивается речь.

  1. Пальчиковая гимнастика  (стихи, песенки, потешки)

Игры с пальцами – это театр актеров, которые всегда с нами. Дети с удовольствием рассказывают стихи руками. «Снегопад», «Вот моя деревня». Очень важно заранее знать слова, кроме того можно не только произносить, но и петь. Таким образом пальчиковые игры моделируют окружающие предметы, мир ребенка.

Советы.

  1. Убедитесь, что малыш знает слова, персонажей стихов.
  2. Перед проведением пальчиковой игры убедитесь, в том, что руки у детей теплые.
  3.  При проведении пальчиковой игры, текст читайте медленно, что бы ребенок успел сказать слова и показать движения.
  4. Не торопитесь обновлять репертуар, в повседневном активе должно быть 2-3 игры, новые игры вводите постепенно (но через некоторое время возвращайтесь к старым играм).
  1. Массажи с растиранием пальцев.

Используются массажные мячики, волчки, палочки, камешки. Очень хорошо использовать сухие бассейны.

  1. Физические упражнения и игры.

Это игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля двумя руками одной, (с хлопками пред собой, приседания).

  1. Дидактические игры, такие как: «шнуровочка», «мозаика», «заплети косичку» подобные игры помогают вырабатывать у детей необходимые навыки самообслуживания. Дети быстро и ловко шнуруют ботинки, застегивают пуговицы и молнии на пальто, рубашках, а так же убирают за собой игрушки.
  2. Игры с природным материалом – кладовая для развития детского творчества, это совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе, глаза и руки, координацию движений, их точность. Для ручного труда используются шишки, хвоя, орехи, желуди, кора, ветки, листья, солома, мох, семена, птичьи перья, ракушки.  

Еще очень доступный материал для поделок – бумага. Она применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. А поделки из бумаги используются в играх, инсценировках, оформлении праздников. Дети испытывают радость, когда сделанная самостоятельно игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке.

Во время изготовления игрушек и поделок дети общаются между собой, мастерят игрушки сообща.

  1. Пальчиковые театры  (теневой театр, театр картинок, настольный театр, театр Петрушки).

Дети очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одна часть является зрителями, а другая – артистами. Это пьесы-инсценировки на основе народных сказок, песенок-потешек, стихотворений. В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поз и движений. Дети становятся более раскрепощеннее, активнее, свободно общаются как со взрослыми, так и со сверстниками.

  1. Ниткотерапия – бисер, клубки нанизывания бус, не просто хаотично, а чередуя. Здесь развивается координация движений, ритм, эстетический вкус.
  2. Работа в клетке.

Возраст 5-7 лет – это возраст подготовки детей к школе. Это развитие графических навыков у детей. Но для этого необходимо ориентироваться в тетради. Дети находят верхний и нижний угол, правый и левый угол, центр страницы. Карандаш постепенно заменяется на ручку. Дети учатся ориентироваться в клетке, рисовать прямые и косые линии, различные фигуры по точкам (сначала обвести по точкам, затем без точек).          А в дальнейшем нарисовать квадрат, но уже не отрывая руки от тетради.  

Детям предлагается штриховка, книги-раскраски, различные логические упражнения.

        Перечисленные виды деятельности используются в ежедневной работе с детьми, т.к. эпизодическая деятельность не может дать положительного результата.

Эти упражнения необходимо сделать регулярными, используя в различных видах деятельности, режимных моментах (самостоятельной работе, прогулке, образовательной деятельности, индивидуальной работе, продуктивной деятельности, утренней гимнастике, самообслуживании).

        Развивая мелкую моторику рук систематично, можно увидеть, что меняются не только качественные показатели устной и письменной речи, но и  личностные характеристики детей. Дети легче вступают в контакт, конфликтные ситуации сводятся к минимуму. Нарушение речи и профилактика в дошкольном возрасте являются одной из самых актуальных проблем. Поэтому ранее выявление, диагностика и своевременная работа необходима и актуальна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....