НОД по теме "Насекомые" с элементами мнемотехники и использованием презентации "Эти милые букашки!" (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Юзюк Елена Петровна

Занятие по теме "Насекомые" может проводиться с детьми старшей и подготовительной к школе группах. В занятие можно включить  элементы мнемотехники. Так же педагог может использовать на своё усмотрение презентацию "Эти милые букашки!". Всё зависит от  цели занятия, знаний и уровня подготовки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomyshi.docx483.34 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-организованная деятельность

по теме «Насекомые»

 с элементами мнемотехники и использованием презентации

 «Эти милые букашки!».

(для  детей старшего дошкольного возраста)

         Цель:    Вызвать интерес  к жизнедеятельности насекомых.

         Задачи:

  1. Закреплять у детей знания насекомых, способы их  жизнедеятельности в природе.
  2. Развивать речевую активность: умение подбирать разнообразные слова для определения заданного объекта; составлять описательный рассказ.
  3. Развивать мыслительные  процессы, внимание, слуховую, зрительную память.
  4. Воспитывать желание наблюдать за насекомыми в живой природе, умение не навредить им.
  5. Доставить детям радость от совместных игр.

          Использованные технологии:

 - игровая

- коммуникативная

- личностно-ориентированная

 - критического мышления

 - деятельностная

- здоровьесберегающая.

          Оборудование: Презентация «Эти милые букашки!»,

             Эти милые
               букашки!
бабочкана цветке.jpg

Презентация к НОД

по развитию

речи с элементами

мнемотехники

для детей старшего

дошкольного возраста

(старшая и подготовительная

к школе группы)

Воспитатель III лог. гр.

Юзюк Елена Петровна

игровое поле «Путаница-насекомые» на каждого ребенка, игровое поле – таблица 3х3, цветные карандаши.

 

           Ход:

  • Орг. момент - игра на дыхание «Подуем на бабочку»  

В-ль: Ребятки, мы свами пришли на полянку. И  к нам на правую  ладошку села бабочка. Тихонечко подуем на неё – улетела (тихо дуем на воображаемую бабочку), на левую села, подуем тихонечко – ой, улетела. На две ладошки села, подули  - улетела. Молодцы, тихонечко дули, ни одну бабочку не повредили!

  • Игра «Назови насекомое»:  А сейчас сядет тот, кто назовет какое-нибудь насекомое.

 (Дети по очереди называют насекомых, не повторяя их, и садятся на стулья перед экраном)

В-ль: Хорошо, насекомых вы назвали.

  • Слайд из презентации «Угадай-ка»: А вот сможете ли вы угадать, о ком эти загадки?

                                                           D:\Lena\Foto\DSC_1970.jpg

В-ль: Молодцы. Ну  раз вы угадали все загадки, то вот к вам и гости пожаловали.

  • Игра «Метод Цицерона» .  Вот на эту тумбу присела бабочка, а чуть ниже – божья коровка. У меня возле уха справа очень противно звенит комар (отмахиваюсь), всё, улетай уже! А вот слева ползёт жук-носорог;  у меня за спиной прячется гусеница – очень боится, что её раздавят. Не бойся, малышка, мы не причиним тебе вреда! А вот там под столом пытается пробиться дождевой червяк – мы тебя скоро выпустим в землю!  На тумбе сидит  работящая пчела, а вон там, похожая на спортивный вертолет, сидит и стрекочет крылышками стрекоза. Рядом построили свой муравейник трудолюбивые муравьи. Под потолком кружится огромный шмель. Ну и в конце самая последняя приползла… конечно, улитка, да так и осталась сидеть у входа.

Пожалуйста, кто присел на тумбу? А чуть ниже? (И так далее, пока все насекомые не будут названы.)  Ребята, а сколько всего гостей пришло? (11) Правильно.

  • Игра «Путаница – насекомые»: Смотрите, ребята, насекомые перепутались, и получилась куча-мала. Попробуйте найти насекомых в этой куче.

D:\Lena\Foto\DSC_1947.jpg

         (Дети находят всех насекомых в путанице. Считают сколько их.)

В-ль: Молодцы, всех нашли! Глазки у вас внимательные. Посмотрим, а ушки такие же внимательные?

  • Стихотворение «Весёлый бал» Галины Галиной в презентации. 

Внимательно  послушайте стихотворение и сосчитайте в нём всех насекомых.

            На лyгy весёлый бал
                 Был открыт весною:
                   На трyбе Комар играл,
                     Шмель мохнатый танцевал
                       С Мyшкой голyбою.
                         И крyжился ветерок,
                            Листьями играя.
                              И качался в такт цветок,
                                Свой зелёный стебелёк
                                   Стройно наклоняя.
                                     Стрекоза легко неслась
                                       С Мотыльком нарядным.
                                         И Улитка приплелась
                                            И yдобно разлеглась
                                               Под листком прохладным...                                                  

             (Дети слушают и считают. Получилось 6 насекомых)

В-ль: Хорошо, всех услышали!

  • Слайд- игра в презентации  «Назови ласково»: А сейчас давайте наших букашечек назовем ласково.

          D:\Lena\Foto\DSC_1973.jpg

  • Слайд-игра в презентации «Какая может быть бабочка?». Ребята, а какая может быть бабочка?

(Дети подбирают слова для определения бабочки.)

                                         D:\Lena\Foto\DSC_1975.jpg

Физ- минутка под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов»: Наши великолепные бабочки посидели на цветочках и полетели на другие цветы, чтобы их опылить. Вот и вы, как прелестные  маленькие бабочки, тоже сейчас полетите с цветка на цветок. Но помните, бабочек иногда подстерегают опасности. Как только услышите слово «опасность», сразу прячьтесь под цветок (приседаем и накрываем голову руками). Полетели, бабочки…..опасность! (Проигрывание 3-4 раза)

Опасность миновала, и наши бабочки-детки возвращаются на цветочки-стульчики.

В-ль:  Ребята, а вы помните, в каких домиках живут насекомые? Например, где живет божья коровка? А кузнечик, пчелка, бабочка, муравей?

  • Игра-ориентир в таблице 3х3 «Где чей домик?»:  Хорошо, попробуйте запомнить, где чей домик. Все домики похожи на геометрические фигуры: так улей на какую фигуру похож? (на квадрат), муравейник? (на треугольник), а цветочек у нас будет круг, как серединка цветка. Кроме того, у каждого домика свой цвет. Какого цвета улей? (оранжевый), муравейник (коричневый), цветочек (голубой). Итак, запоминайте:  в правом верхнем углу – улей, в середине слева – муравейник, посередине внизу – цветок.  Рисуйте! (Дети зарисовывают схематически фигуры в течении 30 сек.) Цветные карандаши педагог забирает. И далее следует проверка: предъявляется таблица, работа оценивается (правильно-цветочек, не правильно - галочка-напоминалочка). После проверки дети дорисовывают то, что не дорисовали, мелко в нужных клеточках исправляют  ошибки.

D:\Lena\Foto\DSC_1946.jpg

  • Слайд-игра «4-й – лишний»: Посмотрите внимательно на картинки и определите, что лишнее?

                                          D:\Lena\Foto\DSC_1977.jpg

  • Слайд-игра «Кто пришёл?»: Молодцы! А сейчас посмотрите внимательно на картинку, кого вы на ней видите? (Дети перечисляют всех увиденных насекомых, их всего 10)  Хорошо. Сейчас вы ещё раз очень внимательно посмотрите на картинку, а потом я её закрою, а вы мне расскажите, кого вы запомнили . Раз, два, три – смотри! (Дети в течение 15 сек. смотрят на картинку, запоминают. Затем педагог закрывает картинку, и дети перечисляют всех насекомых и сколько их) Молодцы, проверяем!

                                           D:\Lena\Foto\DSC_1978.jpg

  • Слайд-мнемотаблица «Расскажи о  насекомом»:  Вы сегодня очень много играли с насекомыми, а теперь попробуйте немного  рассказать о ком-нибудь из них.  Таблица вам в этом поможет: знак вопроса – какое насекомое, цветные пятна – какого цвета, круги – какого размера, домик – где живёт, пирожное – чем питается, смайлики – вредное-полезное. Ну и давайте расскажем, например, о нашей любимой бабочке (затем о пчеле и муравье (но можно взять и других насекомых исходя из желания и знаний детей).

                                                D:\Lena\Foto\DSC_1979.jpg

 Наши милые букашки благодарят вас  и говорят вам: ВЫ, РЕБЯТА, МОЛОДЦЫ!

                                                        D:\Lena\Foto\DSC_1980.jpg

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Поэтому педагогическое...

"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

"Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость  использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов....

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

Конспект занятия с использованием мнемотехники с элементами квест-игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотехники с элементами квест-игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...