Главные вкладки

    Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.
    методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

    Янгирова Фларида Фаритовна

    Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль художественной литературы в  позновательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.

                        Воспитатель

    МКДОУ Д/С №33КВ

       Янгирова

    Фларида Фаритовна

    В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы

          Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

          В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

          Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей  не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки,  рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. 

    Основной моей задачей стало привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. 

    Погружая детей в волшебный мир литературы, я стремлюсь к достижению поставленной цели:

    Задачи:

    -углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;

    -воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать;

    -обогащать «читательский» опыт ( опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора ( потешек, песенок, прибауток), простых народных  и авторских сказок ( в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.

    -развивать психологические процессы : мышление, память, внимание;

    -Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов; пересказывать сказки и рассказы ( в том числе частям, по ролям);

    -поддерживать желание детей отражать свои впечатлений о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлений фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре драматизаций и т.д.)

    В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываю любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

    В средней группе продолжаю знакомить детей с художественной литературой. Я фиксирую внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).После рассказывания сказок  необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, вязанные с содержанием, а так же на самые простые вопросы  по художественной форме. Очень важно после чтения  произведения правильно сформулировать вопросы , чтобы  помочь детям вычленить главное – действие основных героев, их взаимоотношения  поступки .Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время  замечать и чувствовать художественную форму произведения. При чтении стихотворений я, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей замечать красоту и богатство русского языка.У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением к книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений. Освоение задач  литературного развития детей осуществляется в организационных  педагогом совместных видах деятельности (развивающих, пролемно-игровых  и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх), а так же средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов.

    Как и в младшей группе, литературные произведения и их фрагменты включаю в режимные моменты, в наблюдении за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем я каждый день целенаправленно знакомлю детей с новым текстом иди организовывать деятельность на основе уже известного.

    Дети знакомятся с широким кругом художественных произведений разных видов, жанров и тематики. В их круг чтения добавляю разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: малые формы ( песенки, в том числе колыбельные, прибаутки, загадки описательные с простыми сравнениями, небылицы -  перевертыши).

    Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимание речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. В этом возрасте  ребенок задает массу вопросов взрослому: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся  познавательной  потребности  ребенка, а использований различных частей речи – дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

    Комплексно- тематическое планирование образовательных ситуаций по сказкам в средней группе.

    Месяц

    Тема образовательной ситуации

    Названий сказки

    Задачи

    1

    Сентябрь

    Для деда, для бабы курочка ряба яичко снесла.

    «Курочка ряба»

    Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театральной игры и активное участие в ней; развивать активную деятельность детей.

    2

    Октябрь

    Кто в теремочке живет

    Сказка «Теремок»

    Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующим в диалоге. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение мимикой, жестами, движением предавать основные эмоции.

    3

    Ноябрь

    К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали.

    Сказка «Репка»

    Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг другу. Побуждать детей  активно включаться в игру драматизацию.

    4

    Декабрь

    Забыла девочка котенка покормить не мог он вспомнить как покушать попросить.

    «Почему плакал котенок?»

    Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учит сочетать движение и речь; закреплять знание об окружающем.

    5

    Январь

    Желтый маленький комочек, любопытный очень- очень.

    Сказка «Цыпленок»

     учить детей отгадывать загадки, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова из текста, развивать ассоциативное мышление; учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией.

    6

    Февраль

    Потеряли котятки по дороге перчатки

    Сказка С. Маршака «Перчатки»

    Развивать умения следить за развитием действия, продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

    7

    Март

    Колобок очень любил петь песенки.

    Колобок

    Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

    8

    Апрель

    Лисичку заяц в дом пустил и вот на улице он один.

    Драмматизация «Лиса, заяц и петух»

    Учить детей пересказу сказки «Лиса, заяц и петух» с помощью драмматизации Развивать актерские способности выразительное использование вербальных и невербальных средств общения жестов, мимики, пластики, умения владеть смобой, развивать способность детей к свободному выбору движении, действий, жестов, мимикой, интонации, к передаче игроваого обраа.

    9

    Май

    Драмматизация «Лиса, заяц и петух»

    Учить детей пересказу сказки «Лиса, заяц и петух» с помощью драмматизации Развивать актерские способности выразительное использование вербальных и невербальных средств общения жестов, мимики, пластики, умения владеть смобой, развивать способность детей к свободному выбору движении, действий, жестов, мимикой, интонации, к передаче игроваого обраа.

    Комплексно- тематическое планирование образовательных ситуаций по сказкам в средней группе.

    Месяц

    Тема образовательной ситуаций

    Название

     Сказки

    Задачи

    1

    Сентябрь

    Встреча с домовенком Кузей

    «Красная шапочка»(Шарль Перро, перевод А.Введенского)

    Развивать связную речь, память, мышление; учить выделять одновременно два свойства предметов( размер и цвет), обучать умению располагать изображение на листе бумаги; воспитывать заботливость.

    2

    Октябрь

    Новая встреча с домовенком

    «Три поросенка»(английская сказка, перевод С.Я Маршака)

    Обучать рассказыванию с опорой на наглядность, знакомить с характерными особенностями осени как одного из времени года; развивать память, воображение, мышление; воспитывать инициативность в общении.

    3

    Ноябрь

    Новая история из Кузиного сундукчка

    «лисичка со скалочкой»(русская народная сказка в обработке М.Булатова)

    Развивать связную речь, память, воображение; упражнять в счете предметов; учить выполнять изображение в технике барельефа (из пластилина); воспитывать доброжелательность, инициативность в общении.

    4

    Декабрь

    О зверях домашних и сказочных

    «Зимовье»( русская народная сказка в обработке И.Соколова-Микитова)

    Закрепить характерные особенности времени года «зима», определить связь между зимними условиями и особенностями поведения зверей; упражнять в образовании существительных по аналогии; учить выделять три свойства геометрических фигур (форма, цвет, размер); развивать мышление; воспитывать инициативность в общении, стремление объединяться в небольшие группы для игр.

    5

    Январь

    О том, как Лиса волка обманула

    «Лиса и Волк»  (русская народная сказка в обработке М.Булатова)

    Развивать навыки полилогической  речи: умение участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы; формировать умение видеть негативные действия героя, рассуждать о них вместе со взрослым и сверстниками; обучать новыми способами работы с бумагой развивать воображение, память; воспитывать честность, дружелюбие, стремление к положительным формам поведения.,

    6

    Февраль

    О преданном друге человека

    «Как собака друга искала» ( мордовская народная сказка в обработке С.Фетисова)

    Развивать связную речь, память, внимание; упражнять в образовании существительных по аналогии, повторить и расширить понятие «домашние животные»

    7

    Март

    О том, как Лиса зайца обманула

    «Заюшкина избушка» (русская народная сказка)

    Упражнять в словообразовании существительных; учить решать задачи на геометрические построения при помощи палочек; уточнить представления о признаках весны; учить создавать аппликативный образ путем обрывания бумаги; воспитывать потребность в общении, укреплять доверие к взрослым и сверстникам.

    8

    Апрель

    Об оловянном солдатике и не только…

    «Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х. Андерсен, перевод А. Танзен)

    Развивать связную речь, наблюдательность, мышление, память; упражнять в образовании прилагательных по аналогии; обогащать лексику; учить вести самостоятельный поиск решения, руководствуясь алгоритмом; учить пользоваться ножницами, резать по прямой лини; формировать представления о «стойкости» как черте характера; воспитывать инициативность в общении, самостоятельность.

    9

    Май

    О дружбе

    « Бременские музыканты» (Бр. Гримм)

    Развивать навыки полилогической речи, выразительность движений; развивать память, внимание, наблюдательность; закрепить представления о правилах поведения среди сверстников; упражнять в сравнивании по одному признаку ( размер); воспитывать доброжелательность и заботливость.

    С целью повышения интерес к прочитанному и с целью развития художественно- речевой деятельности в работе с детьми я стала использовать на занятиях мнемотаблицу, которые разработаны к каждой из предоставленных тематическом планировании сказок. Мнемотаблица- схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнематаблицами  решает задачи развития основных психических процессов ( памяти, внимания, образного мышления)  и перекодирования информации ( преобразования из абстрактных символов в образы).Для 4-5 летних детей использую цветные мнемотаблицы, содержащие не более 9 ячеек. При работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы  черно- белые варианты, с большим количеством  знаков- символов. После прочтения сказки дети рассматривают таблицу и разбирают то, что на ней изображено, осуществляя перекодирование информации. После перекодирования дети пересказывают сказку с опорой на символы. По желанию детей – индивидуально или подгруппами – выполняется зарисовка мнемотаблицы.

    Привлекая детей к чтению художественной литературы, я обращаю внимание на степень знакомства семьи с детской художественной литературы.С этой целью мною проведена работа; родительские собрания – «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг. Без нее как без рук»,  консультации – «Положи твое сердце у чтения», «Ребенок и книга», анкетирование – «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни ребенка» - направленные на приобщение  детей к истокам художественной  литературы, пробуждению чувства любви, уважения к прошлому, настоящему и будущему.

    Вот уже на протяжении двух лет  работая в этом направлении, я не перестаю анализировать ход своей деятельности, ведь в итоге, то чего я хочу достичь, это воспитать у детей  интерес к художественной литературе.

    И когда при чтение очередных потешек, сказок, прибауток, и т.д., я вижу лица детей, наполненные восторгом и удивительной радостью, я понимаю, все не зря, ведь детская радость дорого стоит!!!

    Результатом проведенной  работы стало:

    1. Комплексно- тематическое планирование образовательных ситуаций по сказкам в средней группе т.е по месячно распланировала  работу с детьми по ознакомлению с художественной литературой в непосредственно образовательной деятельности;
    2. Разработала комплексы занятии с использованием мнемотаблиц;
    3. Разработала серию консультации для родителей по данной теме;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»

    Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

    «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

    Общеизвестно  воздействие  художественной  литературы  на   умственное   и  эстетическое   развитие   ребёнка.    Велика...

    Роль художественной литературы в речевом развитии детей

    quot;Главное в чтении не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя" Н. А. Рубакин...

    Обобщение педагогического опыта на тему: «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»

          Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнен...

    Роль художественной литературы в речевом развитии детей

    Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...

    «Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

    Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интелл...

    Презентация. Роль художественной литературы в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

    Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...