Обобщение педагогического опыта на тему: «Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
статья по художественной литературе (младшая группа) на тему
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.
Приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных проблем, так как, в современном мире, родители мало общаются с детьми, предоставив их экрану телевизора или монитору компьютера, и редко используют чтение книг. Поэтому речь дошкольника скудна, а ведь хорошая речь это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_karpova_v.a.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Карпова Винера Асымовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 комбинированного вида»
г. о. Саранск РМ.
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
«Обрати свое сердце к книгам! Какое
богатство мудрости и добра рассыпано
по книгам всех времен и народов».
Л.Н.Толстой
1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.
Приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных проблем, так как, в современном мире, родители мало общаются с детьми, предоставив их экрану телевизора или монитору компьютера, и редко используют чтение книг. Поэтому речь дошкольника скудна, а ведь хорошая речь это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми дошкольного возраста. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи;
- грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удаётся.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.
Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. В рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, в работе с детьми используются и лучшие образцы народной педагогики – это применение сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особенность сказки.
Актуальность работы заключается и в том, что с каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Чистая и правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ ИДЕИ ОПЫТА,
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
Опыт формировался и апробировался на базе МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» города Саранск Республики Мордовия.
Проведённая диагностика позволила выявить следующие причины снижения интереса к чтению:
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
- в связи с резким изменением общественной жизни возросло число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми.
В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию интереса к чтению у дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по речевому развитию дошкольников через использование детской художественной литературы с помощью различных форм, методов и приемов.
Опыт работы направлен на развитие речи детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы. Главная цель - это формирование функций речи, побуждающих ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению формирования речи, диалога и, как, следствие этого, монолога.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
- освоения языка как средства общения;
- уважение к личности каждого ребёнка;
- проявление инициативы в высказываниях;
- формирование бережного отношения к родному языку;
- обобщение имеющегося личного опыта в форме устного высказывания;
- овладение средствами и способами построения развёрнутого текста;
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).
Основными условиями для успешного развития речи дошкольника являются:
- интересно организовывать жизнь ребёнка;
- побуждать постоянно ребёнка говорить;
- создавать соответствующую обстановку, среду (у хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети);
- рассмотреть основные возрастные особенности детей дошкольного возраста,
- определить роль художественной литературы в развитии речи,
- рассмотреть специфику детской литературы, сказку как важнейший элемент педагогики,
- раскрыть понятие фольклора, сказки как фольклорного жанра,
- определить особенности восприятия и понимания дошкольниками образов в произведениях на примере сказки,
- давать детям одинаковые стартовые возможности.
При этом задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Развитие речи и методика развития речи, и обучение родному языку дошкольников изучалась представителями языкознания, психологии, педагогики, социологии (М. М. Алексеева, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, О. С. Ушакова, Г. С. Швайко).
Большую работу по овладению родного языка, как средство общения и как средство выражения мысли, проделала кандидат педагогических наук Е. В. Вальчук.
В деятельности по речевому развитию используется литература, которая посвящена развитию речи в свободной деятельности (О. С. Рудик, О. И. Бочкарёва, О. С. Ушакова, И. Л.Ейченко, О. М. Дьяченко, А. М. Симановский), «Словарь русского языка» С. И. Ожегова и «Энциклопедический словарь» В. В. Болиной, практическое пособие Н. А. Виноградовой «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», книга А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду», «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» О. А. Шороховой.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ,
ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач по развитию речи у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие художественной литературы, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.
Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг.
Так какую же книгу выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.
Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых — открыть в ребенке талант читателя. Ведь в книгах заключено особое очарование. Книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Я считаю, что развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир сказок. Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.
Я вижу, что, слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения этических норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Взаимопомощь», «Сопереживание» и «Сострадание» и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других.
Я уверена, что дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественное творчество» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познание» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», физкультурные досуги и праздники.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Поэтому в процессе образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.
Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской деятельности.
Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Сформированные этические представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.
Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Речевой средой детей раннего возраста является прежде всего речь взрослых как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, небольшие игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества. Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом.
Учитывая, что дети раннего возраста строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т.е. подражают им, стремлюсь использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык.
Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский.
Первое знакомство малыша со стихотворными текстами обычно происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игр с ним. Поэтому всегда сопровождаю свои действия и бытовые действия детей словами песенок и потешек. Дети постепенно начинают узнавать их, а затем приговаривать, повторяя отдельные созвучия, заключенные в наиболее ритмичных песенках. И эта активность детей делает радость встречи с художественным словом более полной, ярче раскрывает ритмичность стиха.
Наиболее любимы детьми песенки игрового характера. Едва начнешь перебирать один пальчик малыша за другим, соединяя их и приговаривая: «Пальчик — мальчик…», дети уже ждут момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова: «песни пел». При продолжении потешки «Песни пел да плясал, родных братьев забавлял», малыши с удовольствием поворачивают в разные стороны обе ручки с растопыренными пальчиками — «пляшут» все мальчики, все «братцы». Это развивает у них чувство ритма, воображения, но главным образом вызывает веселье, доставляет радость от общения, развивает речевую активность.
Сопровождая словами песенок и потешек зрительное восприятие малыша, его собственные действия и свои действия с ним, стараюсь вызвать у ребенка эмоциональную приподнятость и создать условия для интуитивного овладения значениями слов. Так, при умывании ребенка, согласовываю свои движения со словами потешки «Водичка, водичка…» и малыш со временем начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки». С этой же целью часто обыгрываю стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик» при одевании детей зимой на прогулку.
В работе с детьми использую загадки. С их помощью проверяется сметливость, оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Загадки развивают мышление, фантазию, эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира. В раннем возрасте они еще не могут разгадывать их самостоятельно, но считаю, что начинать обучать этому самое время. Главная ценность загадок — образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в маленький домик или красивую коробку. Затем, доставая игрушку, читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу! Мяу!». А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребенок молчит, отвечаю за него: «Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он ее погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки. Этот прием побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета.
Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребенку нужно собственное участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, предлагаю детям поочередно «причесать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» — погладить, пожалеть игрушечного зайку. Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями дает возможность им ближе понять смысл произведения. В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. С учётом специфики возраста детей и рекомендаций «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой) мною оформлена подборка авторских и фольклорных произведений, наиболее часто используемых в работе с детьми раннего возраста.
Сопровождение художественным словом наблюдений природных явлений на прогулке, за птицами, животными дает возможность сделать детские впечатления более яркими, точными. Например, в осеннюю непогоду строки из стихотворения А. Кольцова «дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи черные…» помогли малышам заметить нависшие над землей тучи. Радость детей при виде вдруг выглянувшего солнца стала ярче, потому — что их впечатления были подкреплены словами песенки «Солнышко — ведрышко…», стихотворением А. Прокофьева «Солнышко ясное, нарядись…». Наблюдая снегопад, сначала прочитала стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а затем предложила детям «встать в кружок, завертеться, как снежок». Считаю, что благодаря сочетанию зрительных восприятий с яркими поэтическими образами перед малышами шире раскрывается красота окружающего мира, им становится понятнее содержание, значение образных выражений.
Развитию речевой активности малышей способствуют вопросы, которые дают возможность привлекать их к подражанию крику птиц, животных, например: «Как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)? Кто поёт «ку-ка-ре-ку»?» и т.д. Их сочетаю с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и тому подобное. Этот прием мы используем как с детьми до полутора лет для развития звукоподражательных слов, так и более старшими, где основной задачей является замена их общеупотребительными словами. В итоге, у большинства детей в активном словаре достаточно много существительных — названий животных, они понимают слова, обозначающие их способы передвижения (летает, бегает и т.д.), способы питания (клюёт, лакает), голосовые реакции (мяукает, летает).
В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок. Уделяю достаточное внимание работе с книгой и это способствует развитию речи детей. Работу с книгой начинаю с показа иллюстрации к уже знакомому детям произведению. С раннего возраста дети учат потешку «Сорока — белобока», а затем ее вариант «Сорока, сорока». К обоим вариантам есть три цветных рисунка Ю. Васнецова: на первом рисунке сорока варит кашу, на другом — зовет к себе гостей, на третьем — «гости прилетели, на крылечко сели». Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. Вначале показываю детям два рисунка и поясняю, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. Более подробно рассматриваю этих персонажей с детьми при следующих рассказываниях потешки, дети проговаривают названия животных.
Сказка «Репка» хорошо проиллюстрирована А. Елисеевым. Рассматривая с детьми рисунки, стараюсь донести до детей художественные характеристики персонажей и передать малышам то настроение, которое хотел вызвать художник.
По мере усвоения малышами навыков вглядываться в иллюстрации и замечать в них характерные подробности, я стала все чаще предоставлять детям возможность самим повторно рассматривать знакомые рисунки. Постепенно они начали правильно узнавать, к какому произведению относится тот или иной рисунок, называть персонажей, какой эпизод изображен на нем.
С новыми произведениями знакомлю поэтапно, часто возвращаюсь к хорошо знакомым сказкам, стихам, потешкам. Постепенно, к концу года, стараюсь соединить чтение уже знакомого произведения с чтением нового, близкого по содержанию (например: «Цыпленок и Утенок» В. Сутеева, «Цыпленок» К. Чуковского с рассказом «Курочка» Е. Чарушина).
Частое чтение литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научили детей вслушиваться, вглядываться в окружающее.
Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок, авторских стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Для этого в группе имеется: образные игрушки, куклы настольного театра. Перед инсценированием даю детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок» и другие. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, я сначала предлагаю увидеть в театре игрушек.
Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, хорошо стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.
Особенно важна такая работа для малышей с недостаточно развитой речью. С такими детьми работаю индивидуально в утренние и вечерние отрезки времени, когда в группе детей не много: рассматриваю с ними иллюстрации, играю в пальчиковые игры, пытаюсь вовлечь их в элементарное инсценирование произведений. Вопросами, подсказками помогаю им припомнить потешку, сказку, стихотворение. Индивидуально адресованная речь помогает привлечь большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. При виде забавных ситуаций, полных динамики, шутки, такие дети охотнее говорит. То, что малыши делали первое время лишь в контакте со взрослым, к концу года они могут делать уже сами.
Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. Провела групповое родительское собрание, где подробно остановилась на речевом развитии детей, предложила им «Примерный тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста», что, несомненно, помогло родителям сориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с детьми дома. Оформила папки-передвижки по темам: «Как занять ребенка», «Развитие речи детей», «Формирование выразительности речи младшего дошкольника», дала консультации по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики, рекомендовала необходимую литературу.
Анализируя диагностику развития своих детей наблюдаю положительную тенденцию в речевом развитии у наших воспитанников: они называют предметы на картинках, всё чаще облегченные слова заменяют правильными, отвечают на вопросы в реальной ситуации и по картинке, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, подпевают в песенках, используют полные ответы на вопросы при общении со взрослым и детьми.
В перспективе предстоит работа по развитию активной речи детей: расширению словаря, развитию потребности в общении посредством речи.
Не могла не отразиться на успехах детей сказкотерапия.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.
Все эти формы работы направлены на развитие речи посредством художественной литературе, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.
Я убеждена, что познавая устное народное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
5. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Сравнивая результаты практической деятельности на основе диагностики детей можно сказать, что проводимая работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течение 2015 - 2016 учебного года произошли качественные изменения. Результаты диагностики показали, что в начале учебного года (сентябрь 2015 год) 64% детей имели низкий уровень, 28% - средний уровень и только 8% - высокий. К концу следующего года обучения (май 2016 год) диагностические срезы показали следующее: 32% - высокий уровень, 36% - средний и 32% - низкий.
Таким образом, судя по показателям, влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение.
Результатами речевого развития ребёнка дошкольного возраста являются:
- Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;
- Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др. Знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.
6. ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ОПЫТА
Была проведена диагностика, которая включала обследование воспитанников детского сада и их родителей. Результаты показали отсутствие системы речевого развития, низкий уровень знаний, недостаточность материально-технической и методической базы. Дети детского сада имеют достаточно низкий уровень словарного запаса, грамматики. Большинство семей при анкетировании и беседе имеют низкий уровень по составлению творческих рассказов.
Основные трудности в использовании данного опыта заключаются в том, что родители мало времени уделяют занятиям с детьми, мало читают, не пересказывают.
А ведь именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
Работу по данной теме планирую продолжать и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
«Влияние детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика...
Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"
В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...
Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...
Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему: «Влияние средств арт-терапии на речевое развитие детей дошкольного возраста» ...