Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Володько Раиса Николаевна

    В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий дидактических игр, направленных на формирование средств речевой выразительности у дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение педагогического опыта

    Дидактическая игра, как средство формирования,    

       выразительности речи детей дошкольного возраста.

    Важным атрибутом  человека является его речь, которая отличается логической ясностью, интонационной и эмоционально – образной выразительностью, четкостью дикции. Под выразительностью речи будем понимать – владение средствами речевой выразительности, которое предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и разнообразными интонациями (Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи обучения родному языку дошкольников).

    В исследованиях отечественных ученых детской речи отмечается, что выразительность речи дошкольников часто носит импульсивный характер, она еще не осознана детьми. Появляющиеся в речи  интонации являются их непосредственной реакцией  на полученные впечатления от окружающей действительности, но когда непроизвольная выразительность  снижается, то речь детей становится маловыразительной.  В дошкольном возрасте ребенок должен не только овладеть выразительностью речи, но и уметь активно пользоваться ею в разных обстоятельствах. Это будет являться важным условием своевременного речевого,  интеллектуального и  художественного развития.

    Рассматривая проблему выразительности детской речи, было установлено,  что нет  методических разработок, при помощи которых воспитатели смогли бы вести работу по формированию выразительности речи детей дошкольного возраста и нет методики диагностики основных средств выразительности таких как: высота и сила голоса, некоторые интонации, темп речи.

    Формировать выразительность речи возможно при помощи таких средств как:  пример взрослых, специальные упражнения, художественную литературу, дидактические игры, театрализованную деятельность, драматизацию. Как показывает практика  наиболее доступным средством являются  дидактические игры. Данный вид игры способствует развитию речевого дыхания, слухового внимания и восприятия, дикции. Игровые действия в словесных дидактических играх побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет их в правильном произношении звуков и слов. Ребята учатся изменять темп речи в зависимости от игрового задания, а также регулировать высоту и силу своего голоса.

    Для выявления сформированности средств речевой выразительности таких как: высоты и силы голоса, темпа речи и некоторых интонаций, мною была разработана методика диагностики речевой выразительности. В нее вошли 4 игровых задания.

    Методика диагностики речевой выразительности.

    Цель первого задания – выявить у детей умение регулировать силу голоса. Дидактическое задание «Далеко – близко», в ходе которого ребята определяли местонахождение игрушки – собаки и произносили звукосочетание «гав – гав - гав» громко – близко,  тихо – далеко.

    Цель второго задания –  выявить у детей умение изменять темп речи. Дидактическое задание «Дождик». Ребята произносили звукосочетание «кап – кап – кап» быстро – мелкий дождик и медленно – крупный дождик.

    Цель третьего задания – выявить у детей умение регулировать высоту голоса. Дидактическое задание «Коза и козлята», в ходе которого ребята произносили звукосочетание «ме – ме – ме», как коза – низким голосом и как козлята – высоким голосом.

    Цель четвертого задания – выявить у детей умение произносить слова с разной интонацией:  радостной, сердитой, ласковой. Дидактическое задание «Злюка», в котором необходимо было произнести словосочетания «Мой котик» с заданной интонацией (ласково, сердито, вопросительно).

    Данные задания предлагаем проводить с детьми индивидуально в вечерний промежуток  времени. Анализировать полученные данные следует по критериям, которые раскрыты в уровнях: 1) умение регулировать силу голоса, в зависимости от удаления объекта; 2)  умение изменять темп речи, во время передачи движения определенного объекта; 3) умение регулировать высоту голоса, в зависимости от изображаемого объекта; 4) умение передавать заданную интонацию (восклицательную, ласковую, сердитую), при передаче своего отношения к объекту.

    Для количественного анализа необходимо использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

    Низкий уровень (о баллов): ребенок молчит, демонстрирует непонимание или отвечает, но неправильно;  не владеет умением использовать диагностируемые средства выразительности: высоту или силу голоса, темп речи или интонации.

    Уровень ниже среднего (1 балл): ребенок выполняет задание не полностью, с ошибками; отвечает по наводящим вопросам и уточнениям педагога, недостаточно четко произносит и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

    Средний уровень (2 балла): ребенок выполняет задание не полностью, с некоторой помощью воспитателя, достаточно четко произносит и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

    Выше среднего уровень (3 балла): выполняет задание самостоятельно; допускает незначительные ошибки; говорит отчетливо и регулирует: высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

    Высокий уровень(4 балла): ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно, говорит отчетливо и регулирует:  высоту или силу голоса, темп речи или интонации, в зависимости от задания.

    В конце каждого задания определяют уровень развития средства речевой выразительности у диагностируемого ребенка: 0 – 1 – низкий уровень,  1 – 2  – ниже среднего уровень, 2 – 3  – средний уровень, 3 – 4 – выше среднего уровень, 4 – 5 – высокий уровень.  

    Методика формирования средств речевой выразительности.

    Для формирования средств речевой выразительности предлагаю использовать по одной игре для каждого средства выразительности и на их основе разработать серии, состоящие из 6 вариантов игр. Формировать выразительность речи необходимо в четыре этапа.

    На первом этапе использована дидактическая игра «Эхо», из сборника В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми» и разработанная на ее основе серия из 6 игр с целю – формировать у детей умение регулировать силу голоса.  В ходе первой игры дети будут учиться регулировать силу голоса при повторении гласных звуков вслед за воспитателем.  Во второй игре измениться содержание: дети будут повторять вслед за воспитателем не звуки, а слова. В третьей игре изменятся правила:  на ведущую роль будет выбран ребенок, который  должен произнести слово с указанной силой голоса, а остальные ребята произнести его с противоположной силой голоса. В ходе четвертой игры изменятся цель, правила, содержание и наглядный материал. Работа будет  направлена на формирование умения регулировать силу голоса при звукоподражании, в зависимости от удаления объекта. В пятой игре на ведущую роль необходимо выбрать ребенка, который самостоятельно будет действовать с игрушкой, регулируя силу своего голоса, а остальные ребята должны за ним повторять.  В шестой игре изменятся правила, содержание, действия и наглядный материал.  Дети, построившись в две колонны, будут регулировать силу голоса, в зависимости от поднятого вверх флажка.

    На втором этапе использована дидактическая игра «Маленькие ножки бежали по дорожке», из сборника В.И.Селиверстова «Речевые игры с детьми»,с целью – формировать у детей умение изменять темп речи. Цель первой игры – научить детей изменять темп речи, при проговаривании звукосочетаний, вслед за воспитателем. В ходе второй игры будут изменены правила: проговаривая стихотворение, дети будут выполнять движение ногами. В третьей игре изменятся действия: дети должны выполнять движения руками. В четвертой игре изменятся содержание и действия: дети совместно с воспитателем, меняя темп речи, будут двигаться по групповой комнате, изображая разные ножки. В пятой игре изменения будут внесены в правила, содержание и действия. На ведущую роль необходимо выбирать по очереди детей, которые изменяя темп своей речи, будут изображать разные ножки. Остальные ребята должны отгадать и изобразить движением, загаданные сверстником ножки. В шестой игре изменения заключаются в том, что один ребенок загадывает движением ножки, а остальные, изменяя  темп своей речи, должны отгадать и изобразить.        

    На третьем этапе использована дидактическая игра «Узнай, кто в домике живет?», из сборника А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду», с целью – умения регулировать высоту голоса. В ходе первой игры работа будет направлена на обучение детей, регулировать высоту голоса при звукоподражании. Во второй игре изменится наглядный материал и правила: взрослый изобразит голосом детенышей, а ребята –  взрослого животного. В третьей игре изменятся правила. Взрослый будет изображать голосом взрослое животное, а дети – его детеныша. В ходе четвертой игры воспитатель будет использовать маски – шапочки. Изменятся правила и содержание игры: на ведущую роль воспитатель будет выбирать по одному ребенку, который самостоятельно голосом изобразить взрослое животное, а остальные ребята его детенышей. В пятой игре изменения внесем в правила: выбранный ребенок будет изображать детеныша, а остальные – взрослое животное. В шестой игре изменится содержание, действие и наглядный материал. Дети расположатся в своих «домиках» (обручах) изображая животных, а педагог исполнит роль хозяйки.

    На четвертом этапе  использована дидактическая игра «Котенок», из сборника А.И.Максаков и Г.А.Тумакова «Учите, играя», с целью – формирования у детей умения  передавать заданную интонацию. В ходе первой игры воспитатель познакомит детей с интонациями: радостной, сердитой, жалостливой и научить их воспроизводить эти интонации.  Во второй игре изменится цель и наглядный материал: взрослый будет учить детей определять на слух и передавать заданные интонации. В ходе третьей игры воспитатель должен использовать другой наглядный материал. В четвертой игре изменится  цель и наглядный материал. Детей нужно будет познакомить с новой интонацией – ласковой. В пятой игре изменятся содержание и действия. Ребята, вместе с воспитателем образовав круг, будут выполнять движения, и передавать заданную интонацию. В шестой игре педагог использует наглядный материал: шапочку – маску, содержание, правила. Он проведет индивидуальную работу с детьми по произнесению заданной интонации.

    При организации проведения дидактических игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Воспитатель должен следить за правильным выполнением заданий. На ведущую роль нужно выбирать тех детей, у которых хуже всего получается определенное умение. Все игры будут проводиться в свободно от организованной образовательной деятельности время. Игры проводились со всеми   детьми одновременно, в вечернее время.

            Таким образом можно утверждать, что наиболее благоприятный период для формирования выразительности речи приходится на младший дошкольный  возраст, когда речевой аппарат у детей еще гибок и возрастные речевые особенности не успели закрепиться. Именно тогда дети начинают  различать  высоту и силу голоса, темп речи и некоторые интонации. А наиболее приемлемым средством является дидактическая игра. Эти игры интересны и эмоциональны, дают широкие возможности упражнять ребенка в игровой форме. Они не занимают много времени, но позволяют сделать работу над выразительностью речи интересной, насыщенной, увлекательной и разнообразной


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

    Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

    Развивающие игры, как средство формирования интеллектуальных умений детей дошкольного возраста

    Развивающие игры являются незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей. В развивающих играх применяются знания, полученные на занятиях, обобщаются сведения, получ...

    Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

    Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

    Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

    В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....

    Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»

    Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...