Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Гаврилова Любовь Сергеевна

«Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста

«Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…»

В. А. Сухомлинский

Содержание деятельности Сроки (начало - окончание) Форма представления результата

1. Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования

Изучение теоретических основ по организации условий формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры (

2. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

Актуальность опыта:

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в бытуСовместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т. д.

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное. Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия. Ролевая игра - это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примеряя их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Целевая линия:

Цель представленного педагогического опыта заключается в формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога средствами сюжетно-ролевой игры :

на бытовые сюжеты : в «дом»«семь»«праздники»«дни рождения».

на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа ;

на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач;

«Режиссерские», в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Исходя из цели, определяются задачи:

1. Воспитание желания и умения совместно играть

2. Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища)

3. Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:

• необходимо, что бы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;

• педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

• предметно – игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Воспитательно-образовательные возможности выбранной деятельности должны соответствовать, во-первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольникакак:

Самостоятельность, активность, проявление инициативы, обладание яркой индивидуальностью, эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружаего мира, обладание практическими навыками и умениями для внесения изменений в окружающую среду.

Во-вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (работа в рамках самообразования, через работу с родителями.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущие ключевые идеи:

В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие, развитие интеллекта, воображения и творчества;

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи;

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы;

В сюжетно-ролевой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка;

Сюжетно-ролевая игра учит поведению в различных ситуациях и создает условия для совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка....

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...