Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшей группы на этапе вопросно-ответной речи «Приключения в зимнем волшебном лесу». Лексическая тема «Зима. Дикие животные».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Светлана Владимировна Пономарева

Основными задачами представленного конспекта являются:

  • (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими  и распространенными  предложениями, подбирать на один вопрос несколько ответов,
  • (П) Расширять  представления детей о красоте зимнего леса, о диких животных наших лесов (облике, особенностях поведения в зимний период).
  • (Р) Побуждать детей употреблять существительные, обозначающие названия диких животных, их частей тела, жилищ;  притяжательные прилагательные, прилагательные, характеризующие животных.
  • (Р) Упражнять в образовании глаголов с приставками, в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • (ФР) Способствовать развитию удлиненного речевого выдоха,  мягкой подачи голоса, чувства темпа и ритма, интонационной выразительности.
  • (ФР) Способствовать развитию  мелкой  и общей моторики, психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
  • (С-К) Формировать умение внимательно слушать  речь взрослого,  товарища, не перебивая. Поощрять попытки называть свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyuchenie_v_zimnem_lesu_-_konspekt.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми

 старшей группы на этапе    вопросно-ответной речи

 «Приключения в зимнем волшебном лесу».

 Лексическая тема «Зима. Дикие животные».

                                                                               Подготовила и провела

                                                                               учитель- логопед Пономарева

                                                                               Светлана Владимировна

                                                                         

г.Саров

2

Задачи:

  • (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими  и распространенными  предложениями, подбирать на один вопрос несколько ответов,
  • (П) Расширять  представления детей о красоте зимнего леса, о диких животных наших лесов (облике, особенностях поведения в зимний период).
  • (Р) Побуждать детей употреблять существительные, обозначающие названия диких животных, их частей тела, жилищ;  притяжательные прилагательные, прилагательные, характеризующие животных.
  • (Р) Упражнять в образовании глаголов с приставками, в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • (ФР) Способствовать развитию удлиненного речевого выдоха,  мягкой подачи голоса, чувства темпа и ритма, интонационной выразительности.
  • (ФР) Способствовать развитию  мелкой  и общей моторики, психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
  • (С-К) Формировать умение внимательно слушать  речь взрослого,  товарища, не перебивая. Поощрять попытки называть свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Словарь

Существительные: медведь, заяц, белка, ёж, волк, лиса, нора, берлога, дупло, лес, поляна, мех, шерсть, лапы, уши, когти, хвост, колючки, ушки-кисточки, опушка, хищник, пасть, туловище, шкурка, логово,  животные, следы.

Глаголы: скачет, прыгает, бежит, спит, зимует, запасает, воет, дрожит, боится, спасается, охотится, ловит, прячется, грызёт, ловит, крадётся, рыщет, спасается, залезает, шуршит, сворачивается, петляет, заметает (следы).

Прилагательные: храбрый, ловкий, хитрая, рыжая, злой, голодный, колючий, пушистый, серый, мягкая, мохнатый, умный, длинный, короткий, слабый, лесные, дикие, косолапый, , быстрый, бурый, неуклюжий, трусливый, пугливый, ловкий, опасный, запасливый, шустрый, передние, задние.

Наречия: голодно, страшно, ловко, тепло, быстро, медленно, громко, тихо, удобно, уютно, трусливо, кубарем, осторожно, опасно.

Местоимения: мой, твой, наш, ваш, его, её

Оборудование: большие пластмассовые деревья (ели, береза), объемное изображение снежной горы, ноутбук, видеописьмо от Зимушки, запись вьюги, песенка «Гора», «песенка гласных звуков», запись спокойной музыки, картинки с  зимними пейзажами, разрезные картинки – дикие животные, билеты в театр, снежинка с текстом телеграммы от Зимушки,  пень,  стрелки - указатели ДОМ, ЗВЕРИ, ТЕАТР, пустая стрелка,   метроном, «снежный ком», «Добро пожаловать в экологию» - демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети свободно входят в группу.

3

Логопед: Ребята, у нас много гостей. Давайте улыбнёмся им и  поздороваемся!

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Я напомню вам правила речи:

«Внимательным будь, другим не мешай, полным ответом на вопрос отвечай».

1.Звуковое или видео письмо 

Логопед: Ребята, вам пришло видеописьмо. Давайте посмотрим. Садитесь.

 (Включается запись.  На экране ноутбука появляется женщина в красивом зимнем наряде).

Зимушка: Здравствуйте, дети! Я -  Зимушка-зима. Хожу, брожу по полям, укрываю всё снежным одеялом, охраняю лесных обитателей от трескучих морозов и колючих ветров.

Но в лесу моем недавно

Появился Вьюговей –

Злой волшебник  и куда-то

Спрятал всех лесных зверей.

Я прошу вас, помогите,

И зверей мне о-ты-щи-те. (конец записи).

Логопед: Вот такое письмо. Что будем делать?

Дети: Поедем в лес и поможем Зимушке.

Логопед: Лес волшебный. Выбирайте, на чем поедем: на саночках – самокаточках или на  лыжах – скороходах? Дарина, бросай кубик. (Варианты: тянут жребий, поднимают руки – за что больше).

Ребенок бросает кубик.

Логопед: Что выпало? На чем поедем?

Ребенок: Поедем на саночках.

Логопед: Встаньте. Чтобы не замерзнуть в лесу,  сделайте медленно,  так как я.

Руки вверх  поднимайте  (поднимают руки через стороны вверх),

                                 Зимнюю одежду-невидимку  надевайте (медленно опускают руки).

2. «Поездка в лес» Речь с движением,  голосоподача нижним регистром.

Логопед: Теперь мы готовы к путешествию. Занимайте место  в саночках – самокаточках, (садятся на банкетку друг за другом) придерживайте локти впереди  сидящего). (Берите  в руки палки, вставайте на лыжи – скороходы  друг за другом). Выполняйте движения со мной.     По-е-ха-ли!!!

Логопед произносит речетативом текст,  имитирует движения. 

Мы едем, едем, едем

В волшебный зимний лес.

Березы, сосны, ели

Стоят там до небес.

Там Зимушка-красавица

Хранит лесных зверей.

Но ей  вредить старается

Сердитый Вьюговей.

Логопед: погрозите ему низким голосом:

          -   Ей – ей- ей,     ей- ей – ей,       ей – ей- ей,     ей- ей – ей.

4

3. Упражнение в словообразовании, звукопроизношении Р.

Логопед: Вот мы и приехали, дальше ехать нельзя.  Перед нами выросла огромная снежная гора. (Выставляется картинка). Подойдите поближе. (Дети подходят к мольберту с рисунком горы).

Логопед: Кто намёл эту гору?

Ребенок: Эту гору намёл Вьюговей.

Логопед: Что делать?

Ребенок: Нужно гору объехать.

Логопед: А ещё как можно поступить?

Другой ребенок: Можно на гору заехать, а потом съехать.  

Логопед:  Правильно. Мне Зимушка подсказала, как быстрее добраться до леса.

Логопед: Вставайте в круг, проговорим весь путь.  Поиграем в игру  «Добавь слово».  

Я начну говорить, а тот, кому брошу ком, добавит слово «едем»,  изменяя его.

Логопед: Едем мы, едем, к горе мы… (бросает ком ребенку).

Ребенок: Подъедем (возвращает ком логопеду).

Логопед: На гору мы… (бросает ком другому ребёнку).

Ребенок: Заедем (возвращает ком логопеду).

Логопед: С горы мы …(бросает ком другому ребёнку).

Ребенок: Съедем (возвращает ком логопеду).

Логопед: Поле мы …(бросает ком другому ребёнку).

Ребенок: Переедем (возвращает ком логопеду).

Логопед: И наконец в лес мы …(бросает ком другому ребёнку).

Ребенок:  Ведем (возвращает ком логопеду).

Логопед: Молодцы! Садитесь в сани (Вставайте на лыжи). Путь свободен (сдвинуть гору)..

А чтобы было веселее споем песенку «Гора», четче произносите звук Р. (Поют под фонограмму).

4. Упражнение «Ах, какой воздух» -  речевое  дыхание.

Логопед: Наконец–то  приехали в лес! Выходите из саней.  (Снимайте лыжи).

 Давайте подышим  чистым, морозным воздухом! Встаньте прямо. Повторяйте фразу за мной.

 На взмах руки делайте вдох и  говорите слитно.

Логопед: Ах! Какой чистый воздух!  (Взмахивает рукой.  Дети  делают вдох).

Дети: (на выдохе, за опускающейся рукой логопеда)   АХКАКОЙЧИСТЫЙВОЗДУХ!

Логопед: Ах! Какой чистый морозный воздух!    (Взмахивает  рукой. Дети делают вдох)

Дети: (на выдохе, за опускающейся рукой логопеда) АХКАКОЙЧИСТЫЙМОРОЗНЫЙВОЗДУХ!

Логопед: Молодцы!

5. Упражнение в вопросно-ответной речи  «Что в лесу?»

Логопед: Вокруг оглядитесь, Зимушкиным  делам  подивитесь. Посмотрите на этот уголок леса.

 - Ярослав, Какой это лес?

5

Ярослав: - Это зимний лес.

Логопед: -  Даша, чем зима покрыла  деревья?

Даша: - Зима покрыла деревья снегом.

Логопед: - Серёжа,  ответь, под какими шапками спят сосны?

Серёжа: - Сосны спят под снеговыми шапками.

Логопед: - Полина, скажи по–другому.

Полина: - Сосны спят под  пушистыми шапками.  

Логопед: Саша, что сверкает на берёзовых веточках?

Саша: На березовых веточках сверкает иней. И т.п.

Логопед: Хорошо в лесу. Только пусто. Не видно лесных животных.

6. Упражнение «Успокоим Вьюговея» - на развитие мягкой голосоподачи, удлинение выдоха.

Логопед: Прислушайтесь. (Включается запись  звуков вьюги или метели). Что ты слышишь, Лера?

Лера: Я слышу, как дует сильный ветер.

Логопед: Да это Вюговей нас выгоняет из леса. Но мы  еще не помогли Зимушке.

                 Давайте Вьюговея успокоим,  убаюкаем, споем песенку «Гласных звуков»

 (Перед детьми выставляется схема для чтения – пения звукосочетаний, включается фонограмма).

Логопед и  дети  протяжно поют: а---у---а---о, а-----и------, аоуиэ----, аоуиэ----.

 

7. «Пень» - организационное.

Логопед: Вьюговей спит, можно продолжать путешествие.  Но куда двигаться дальше? Где искать зверей?  Оглядитесь,  в сказках всегда  есть подсказки. Давайте тоже поищем подсказки. Что это?

Дети: Кочка, пень…

(Снять белую ткань. Открыть пень. На нем стрелки)

Логопед: Какой-то необычный пень. Почему необычный?

Дети: На нем стрелки.  Там слова написаны.

Логопед: Саша,  читай это слово.

Саша: ДОМ.

Логопед: Сережа, читай второе слово.

Сережа: Зве-ри.

Логопед: Сима, читай третье слово.

Сима: ТЕ-АТР.

Логопед: Стрелки указывают направления пути. Я думаю, пень говорит вот что:

                                        Назад повернёшься –  домой вернёшься.

 Направо пойдёшь – зверей спасёшь.

                                        Налево пойдёшь – в театр попадёшь.

 Прямо пойдёшь  - ничего не найдёшь.

Логопед: В какую сторону мы пойдем?

Дети: Направо спасать зверей.

Логопед: Почему?

Дети: Мы обещали Зимушке помочь.

6

Логопед: Тогда вперед! Будем ритмично шагать и произносить  под метроном:

Мы идем спасать зверей.

Нам не страшен Вьюговей.

Дети идут вперед, ритмично произнося двустишие.

8. Упражнение «Путаница» - употребление притяжательных прилагательных, мимика.

Подходят к столу. На столе лежат картинки животных, где заменена одна часть тела, дети их  рассматривают.

Логопед: Подойдите к столу. Видите, что сделал с животными Вьговей?

Дети: Да.

Логопед: Вы, удивились?

Дети: Да-а.

Логопед: Покажите, как?

Дети: О-о-о (мимика «Удивление»).

Логопед: Чему ты удивился, Сережа?

Сережа: Я удивился, что у зайца хвост лисий.

Логопед: Чему ты удивился, Ярослав?

Ярослав: Я удивился, что у  волка медвежья голова…И т. д.

Логопед: Давайте исправим путаницу. Садитесь.

Дети за большим столом выполняют задание.

9. Упражнение «Начинай и заканчивай»- темп речи, умозаключения.

Логопед: Молодцы. Правильно выполнили задание. Теперь звери вернутся в свои дома.

 А что вы знаете о животных?

               Поиграем в игру. «Начинаем и заканчиваем»

Я начинаю фразу, а вы повторяете и заканчиваете.

Логопед: Лисе нужен  пушистый хвост, чтобы…

Ребенок: Лисе нужен  пушистый хвост, чтобы заметать следы.

Логопед: Заяц  только прыгает, потому что…

Ребенок: Заяц  только прыгает, потому что у него задние ноги длиннее передних.

Логопед: Медведь  крепко спит зимой, если…

Ребенок: Медведь крепко спит зимой, если хорошо поел осенью…

10. Темпо – ритмическое  упражнение «Сони»  (с развитием отраженной речи и межполушарных связей 

Логопед: Молодцы. Много  интересного вы знаете про  лесных зверей.

Давайте немного погреемся и вспомним, кто из зверей  впадает в спячку зимой, а кто нет.

 Повторяйте со мной. Будьте очень внимательными. Сохраняйте темп движений и речи.

     (Медленно) Под корягой в буреломе (два притопа, три прихлопа),

Спит медведь,  как будто в доме  (два притопа, три прихлопа),

Положил он лапу в рот  (два притопа, три прихлопа),

И  как маленький сосет (два притопа, три прихлопа).

7

           (Быстро) Под березой на горе   (махи руками через стороны вверх-вниз с приседанием),

                           Спит барсук в своей норе  (махи руками через стороны вверх-вниз с приседанием),

А нора у барсука (махи руками вперед-назад с приседанием),

Глубока – преглубока (махи руками вперед-назад с приседанием).

(В среднем темпе) Где-то в норке ёж сопит  (из пальцев шар-нора, сцепить пальцы - ёж),

Завернулся в листья, спит  (вращение кистями , руки соединяются ладонями),

Долго спать ему  придётся   («Степ» - правой ногой),

                            Лишь весною  он проснётся  («Степ» - левой ногой),

Логопед: А что с остальными зверями? Повторяйте за мной спокойно с дирижированием.

Волка, зайца, рысь, лису

Встретишь и зимой в лесу.

Логопед: Молодцы!

11. Упражнение «По домам» - упражнение в плавной вопросно-ответной речи

Логопед: Ребята, давайте  проверим, вернулись ли животные в свои жилища. Вернемся в наш уголок леса.    

( Переворачивает страницу пособия, там животные в своих норах)

Логопед: Саша, где спит медведь?

Саша – Медведь спит в берлоге.

Логопед: А как сказать по – другому, с  красивыми словами, Дарина.

Дарина: Косолапый медведь спит в теплой берлоге.

Логопед: Сима, где ночует заяц?

Сима: Трусливый заяц ночует под кустом.

Логопед: Сережа, где отдыхает волк?

Сережа: Голодный волк отдыхает в логове.

Логопед: Поля, откуда выглядывает белка?

Поля: Запасливая белка выглядывает из дупла.

Логопед: Теперь наш лес ожил. Сколько в нем лесных жителей. Зимушка обрадуется.

12. Сюрпризный момент «Письмо»

Логопед: Посмотрите: с неба упала снежинка. На ней что-то написано. Прочитаю.

Дорогие ребята! Благодарю вас за помощь. Чаще бывайте в моем зимнем лесу.

Приглашаю на вечерний спектакль  «Почему сурку валенки не нужны?».

            Билеты и угощения найдете под елочкой.

                                                                                   Зимушка.

Логопед: Пойдемте искать.

Дети ищут и находят в пакетике печенья – орешки и красивые пригласительные билеты.

Билеты рассматривают.

Логопед: Билеты храните до спектакля. Орешками угостимся в группе.

8

13 Итог.

Логопед: Вам понравилось путешествовать?

Дети: Да.

Логопед: Где вы побывали? Что делали в лесу?

 Логопед: Какие правила речи  выполняли? (Дети отвечают).

Логопед: Садитесь в саночки – самокаточки (вставайте на лыжи – скороходы).

Возвращаемся домой. (Уезжают под спокойную музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «В поисках солнца» Старшая группа

Конспект группового занятия  «В поисках солнца»Старшая группа...

Конспект логопедического занятия с ИКТ в старшей группе "Знакомство с космосом".

Конспект  логопедического занятия  с презентацией  для старшей группы. По теме "Космос"....

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми на этапе отраженной речи

Подгрупповое занятие с детьми с заиканием на этапе отраженной речи учителя- логопеда Василив Александры МихайловныЛексическая тема: «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы»Цель: коррекция заикания на эта...

Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи Тема «Путешествие в осенний лес»

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой...

Конспекты индивидуальных занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.

Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксацион...