ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме

В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  

 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

(в условиях внедрения ФГОС ДО)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….

3

Механизм преобразования образовательного процесса. Формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ……

6

Условия, обеспечивающие

достижение новых образовательных результатов ……………………..…

12

Приложение 1. Конспект ОД «Дружба начинается с улыбки». ……….

15

Приложение 2. Сценарий музыкального развлечения в старшей группе «Весенние гости» …………………………………………………………..

21

Приложение 3 Художественное слово по теме «Весна! Весна! Весне привет!» ……………………………………………………………………..

29

 

Введение

Актуальность. Согласно положению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) общение является одним из сквозных механизмов развития ребенка. В различных исследованиях развития детей дошкольного возраста ученых А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Н.С. Жуковой было отмечено, что умение общаться является базисной характеристикой ребенка дошкольного возраста. Это основополагающая предпосылка успешности социального и интеллектуального развития дошкольника, освоения всех видов детской деятельности.

Анализируя целевые ориентиры Стандарта, можно отметить, что они направлены на развитие общения ребенка дошкольного возраста. На этапе завершения дошкольного образования ребенок становится инициативным и самостоятельным в общении, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, умеет договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

Д.И. Фельдштейн, один из разработчиков Стандарта, отмечает что «неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности».

Кризис общения у детей дошкольного возраста вызывает тревогу у специалистов и родителей. Педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают в последние годы недостаточный уровень коммуникативных умений и сниженный словарный запас у дошкольников.

Кроме того, нередко задачи развития общения детей со взрослыми и сверстниками педагоги в ДОО подменяют задачами развития речи. Дошкольники, обладая достаточным уровнем развития связной речи, богатым словарным запасом и чистой речью, с трудом находят общий язык со сверстниками, им трудно действовать совместно, договариваться, выполнять поручения и играть в группе.

В последние время наряду с понятием «общение» исследователи употребляют другое – «коммуникация». Многие авторы не разграничивают понятия «общение» и «коммуникация». М.И. Лисина рассматривает их как близкие по значению, но не идентичные: «Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Коммуникация – явление более узкое, направленное на обмен информацией. Таким образом, интерпретируя общение как особый вид деятельности, М.И. Лисина рассматривает термины «общение» и «коммуникативная деятельность» как синонимы.

Анализ педагогической и психологической литературы выявил что, под коммуникативными умениями авторы понимают умения, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях ребенка и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

Основы формирования коммуникативных умений ребенка рассматриваются в трудах А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Л.Р. Мунировой, С.В. Проняева, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.

Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений: группа информационно-коммуникативных умений, группа регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений. Каждая из этих групп предполагает развитие у ребенка дошкольного возраста наличие определенных коммуникативных умений, которые находят отражение в целевых ориентирах Стандарта.

Противоречие. Недостаточный уровень образования педагогов ДО. Замена задач развития общения задачами развития речи.

Профессиональная проблема. Какими формами, методами, средствами должен овладеть педагог, чтобы формировать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные умения?

Цель – разработать механизм реализации содержания работы по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

1. Изучить достижения науки и практики в области коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста и содержание ФГОС к структуре ООП ДО (2013) ОО «Социально-коммуникативное развитие».

2. Выделить цели и задачи коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста на содержании ОО «Речевого развития».

3. Определить механизм реализации содержания работы по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, согласно нормам и ценностям,принятых в обществе,включая моральные и нравственные ценности.

4. Разработать методы, формы, приемы, средства, обосновать условия формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

           5. Определить возможные целевые ориентиры, достижению которых  способствует реализация механизма формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

.


Механизм преобразания образовательного процесса

Формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений

(в условиях внедрения ФГОС ДО)

Компоненты моделей

Модели организации образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

Сотрудничество

с родителями

ОД

Режимные моменты

Целевой компонент

1.1Формировать у детей представления об общении с другими людьми как источнике получения информации.

1.2Развивать потребность детей в общении.

2.1Формировать у детей умение проявлять инициативу в общении с целью получения новых знаний .

3.Формировать у детей умения:

*поддерживать беседу,выражать свою точку зрения;

*учавствовать в разговорере по инициативе других людей;

*приветствовать людей разного статуса;

*извиниться,выразить просьбу,поблагодарить вербальными и невербальными средствами;

*не ссориться, спокойно реагировать на конфликтных ситуациах;

*слушать взрослого не перебивая,не вмешиваться в разговор взрослого;

* общаться к взрослому на «Вы», по имени и отчеству,к детям по имени;

*вежливо высказать свое несогласие,решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Содержательный компонент

ОД 1

Тема «Дружба начинается с улыбки».

Содержание

1. «Ритуал приветствия»

2. Игра «Слушайте внимательно!»

3. Сюрпризный момент.

4. Беседа на тему «Что такое дружба?»

5. Упражнение «Друг к дружке».

6.Физминутка 

7. Коллективная работа «Цветок добрых слов».

8. Кассету с видеозаписью запечатать в посылку и отправить Белоснежке.

9. Ритуал прощания: «Улыбка»

ОД 2

Тема: «Я не один,вокруг меня люди»

Содержание

1. «Здравствуйте,я пришел»

2. «Каким я представляю себя через 10 лет (я беру интервью)»

1. «Как я планирую свой день» Коллективная работа детей(рисование+аппликация)

ОД 3

Тема: «Весна! Весна! Весне Привет!».

Содержание

1. «Весна! Весна! Весне привет!»

2. «Скажи  по-другому»

1. «Времена года»

2. «Заюшкина избушка».

Утро

Темы

1. «С добрым утром, друзья»

2. «Вежливый ручеек»

3. «Для чего нужны вежливые слова»

4. «Хорошие манеры в рисунках и примерах»

5. «Здравствуйте» А.Барто,

«Аист и соловей» В.Берестов,

«Вежливый кролик» мекс. сказка,

«Скажи человеку,  здравствуйте» В.Сухомлинский

Прогулка

Темы

1. «Как люди приветствуют друг друга»

2. «Правила приветствия для инопланетян»

3. «Семья»

4. «Кто кому уступит место»

5. «Разговариваем без слов»

6. «Поделись хорошими словами».

Вечер

Темы

1. Развлечение «Весенние гости»

2. «Древо пожеланий»

 3. «Волшебное слово» В. Осеева, «Гуси - лебеди» русс. нар. сказка, «На всякий случай» В. Массе и И. Червинский, «Добрый вечер» В. Степанов

4. «Семья», «Магазин»

5. «Правила общения»

6. «Страна Тилимилитрямдия

Актуальная среда

Плакаты «Этикет для самых маленьких»; мини-стенд

«Дерево пожеланий»; альбом «Хорошие манеры в рисунках и примерах»; «Шкатулка добрых дел»;

схемы-карточки добрых слов; 

знаки-схемы правил общения;

карточки «Вежливые слова и поступки»; настольно-печатная игра «Хороший-плохой поступок»; книги, подушка-мирилка, коврик «Дружбы».

Атрибуты к с/р играм; обручи;

знаки-схемы правил общения;

карточки «Вежливые слова и поступки»

Карточки «Вежливые слова и поступки»; альбом «Хорошие манеры в рисунках и примерах»;

 мини-стенд

«Древо пожеланий; книги;

атрибуты к с/р играм; материалы для рисования;

Темы

1. «Хорошие манеры

в рисунках и примерах».

2. «Давайте говорить друг другу комплименты».

3. «Говорим нежные слова (о маме, бабушке, папе, брате)».

4.«Знатоки хороших манер»,

«Доброе слово и кошке приятно».

5. «Как мы общаемся с детьми дома».

Технологический (процессуальный) компонент

Ход ОД 1

1. Загадывание загадок о  профессиях.

2. Рассказ воспитателя на тему: « Что такое хорошо,что такое плохо»

3.Демонстрация иллюстраций на тему «Как себя вести в обществе».

4. Ситуативный разговор «Почему я хочу быть взрослым»

5. Физминутка «Хорошо - плохо»

6.Д/и “Подбери признак ” «Какого человека можно назвать героем?»

7. Д/и «Подбери предметы по…»

Ход ОД 2

1. Сказка «Путешествие квадратика»

2.Д/и «Вижу всё одной формы (круглое…)»

3.Блоки Дьенеша «Забавы с геометрическими формами»

4. Физминутка «Мы фигуры знатные»

5. Моделирование «Новая жизнь новых форм»

6. Развивающая игра «Путешествие по групповой форме (найди круглое…..)»

7. Аппликация «Геометрическое панно»

Ход ОД 3

1. Загадывание загадок о весне

2.Рассматривание иллюстраций о весне

3. чтение стихотворений

Г. Новицкая «Марту дремлется легко»,

С. Дрожжин «Пройдет  зима».

4. Беседа «Весна! Весна! Весне привет!»

5. Речевая игра «Скажи  по-другому»

6. Физминутка «Солнечные  зайчики»

7. Д/и «Времена года»

8. Игра-драматизация «Заюшкина  избушка»

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа

2. Дидактическая игра

3. Решение проблемных вопросов.

4. Рассматривание альбома.

5. Чтение худ. литературы.

Прогулка

1. Наблюдение

2. Ситуативное обсуждение

3. Сюжетно-ролевая игра

4. Подвижная игра

5. Дидактическая игра

6. Обыгрывание, анализ ситуаций

Вечер

1. Музыкальное развлечение.

2. Оформление мини-стенда

3. Чтение худ. литературы

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Составление знаков – схем

6. Обыгрывание, анализ ситуаций

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

Внесение плаката «Этикет для самых маленьких»; побуждение к художественной деятельности; рассматривание альбома;

поощрение инициативы, активности и вежливости детей; побуждение к выполнению правил группы;

побуждение к самостоятельному выбору;

побуждать к слушанию книг морально-этической тематики

Формы и способы взаимодействия

1. Участие родителей в создании альбома

2. Практикум для родителей

3. Вечерняя семейная игра

4. Консультации

5. Информационный лист

Результативный компонент (возможные достижения детей)

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Ребенок способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные нормы речи.

Ребенок любознательный, активный: задает вопросы взрослому, использует общение как источник получения информации.

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Соблюдает правила общения с людьми разного статуса.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия:

1) воспитатели старших и подготовительных к школе групп,

2) учитель-дефектолог,

3) педагог-психолог,

4) заместитель заведующего по ВМР.

2. Научно-методические условия

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В Солнцева [и др.]. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 528 с.

3. Материально-технические ресурсы

Компьютер; проектор; магнитофон; диски с детскими песнями, сказками; мини-стенд «Древо дружбы»; альбом «Хорошие манеры в рисунках и примерах»; карточки «Вежливые слова и поступки»; плакаты «Этикет для самых маленьких»; изоматериалы; атрибуты для сюжетно-ролевых игр; книги с русскими народными сказками, с рассказами В.Осеевой, В.Сухомлинского, К.Ушинского и со стихотворениями А.Барто; материалы для консультаций родителей «Знатоки хороших манер».

4.Нормативно-правовые ресурсы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 15 мая  2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»

4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования"

Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038.

5. Информационные

1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицина [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2002.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : Книги для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез,1999.

3. Познавательно-речевое развитие дошкольников. Алгоритмы реализации образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»: учебно-методическое пособие Часть 2 / Под ред. О.В. Дыбиной, Е.А. Сидякиной, А.Ю. Кузиной. – Тольятти : Форум. 2012. – 186 с.

4. Социально-личностное развитие дошкольников. Алгоритмы реализации образовательных областей «Социализация» и «Труд» : учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной, А.Ю. Кузиной. – Тольятти : Форум. 2012. – 104 с.

  1. Организационные
  1. Изготовить с детьми мини-стенд «Древо дружбы»
  2. Привлечь родителей к изготовлению альбома «Хорошие манеры в рисунках и примерах»
  3. Организовать передвижную библиотеку «Волшебное слово»
  4. Обогатить развивающую среду группы новыми пособиями и оборудованием:
  1. Увеличить количество настольно-печатных игр по тематике
  2. Пополнить картотеку дисков и видеоматериалов (детские песни, сказки)
  3. Обновить атрибуты к сюжетно-ролевым играм, элементы костюмов для игр-драматизаций и театрализованной  деятельности
  4. Изготовить подушку-мирилку; коврик «Дружбы»; карту путешествий; пособие «шкатулка добрых дел»
  1. Разработать ОД ОО « Социально-коммуникативное развитие» по теме: «Дружба начинается с улыбки».

(Приложение 1)

  1. Сценарий музыкального развлечения в старшей группе «Весенние гости» (Приложение  2)
  2. Художественное слово по теме «Весна! Весна! Весне привет!» (Приложение 3)

Приложение 1

Конспект ОД (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО; Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.

Оборудование:  Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и видеокамерой внутри; Лист бумаги, с серединкой для цветка, лепестки. Фломастер

 Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»

1. Организационный момент

1.Ритуал приветствия.

Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.

 

2. Основная часть

2.Игра «Слушайте внимательно!» В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру.

Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.

Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.

Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!

3.Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку-посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон.

-Ребята, что это? Откуда? Помогайте мне читать.

(на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки)

А вы знаете кто такая Белоснежка?(да)

Из какой она сказки?(Белоснежка и семь гномов)

Интересно, а что там внутри? (дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с видеокамерой). 

Что это такое? (письмо, камера)

Садитесь на стульчики, сейчас мы его прочитаем

«Здравствуйте, ребята! Все мои друзья-гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста!»

Белоснежке нужна помощь. Поможем ей ребята?(да)

Ребята, не пойму для чего нужна видеокамера? (чтобы записать что-то.)

А как вы думаете, что мы будем записывать? (, Как мы дружно играем и не ссоримся) 

Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и записать всё на видео. (Педагог отдаёт видеокамеру).

4. Беседа на тему «Что такое дружба?»

А вы — дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.)

Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)

5.Упражнение «Друг к дружке».

В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.

Как только я скажу фразу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить «друг к дружке», вы должны будете найти себе нового партнёра.

Ухо к уху;

нос к носу;

лоб ко лбу;

колено к колену;

локоть к локтю;

спина к спине;

плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).

Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?

Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать здороваться каждое утро, не только с детьми но и со взрослыми. Мне бы очень хотелось, чтобы нашу игру увидели лесные гномы.

6.Физминутка

А сейчас мы отдохнем и разминку проведем

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши,

три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

7. Коллективная работа «Цветок добрых слов».

Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья за работу нам пора.

Ребята сейчас мы с вами сделаем цветок добрых слов, и отправим его к лесным гномам и Белоснежке. Чтоб они посмотрели на него, прочитали наши слова и помирились.

Каждый ребенок получает лепесток цветка. Ведущий говорит

Потихоньку посидим

И цветочек смастерим

Лепесточек ты возьми

Слово доброе скажи

И к середке прикрепи

Дети подходят к воспитателю говорят доброе слово, воспитатель записывает, на лепесточке, и помогает приклеить его к серединке на ватман.

 

Итог занятия

 Какой у нас красивый цветок получился, как вы думаете, ребята, помирятся гномы, после того, как посмотрят видеокассету и получат наш волшебный цветок? Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? (ответы детей)

8. Кассету с видеозаписью запечатать в посылку и отправить Белоснежке.

А теперь ребятки мы возьмем видео камеру и отправим гномам, пусть они посмотрят какие мы дружные ребята, и тоже научатся дружить и помирятся.

9. Ритуал прощания: «Улыбка»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки».

Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

 

Физминутка «Веселый счет».

А сейчас мы отдохнем и разминку проведем

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши,

три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Приложение 2

Сценарий музыкального развлечения в старшей группе

«Весенние гости»

Цель: формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО  посредством музыкального развлечения.

Роли: Ведущий, Кикимора – взрослые; дети.
Вед: Дорогие гости, мамы и бабушки! Поздравляем Вас с наступлением Весны, Первым весенним праздником – днем 8 марта. 
8 марта – день торжественный 
День радости и красоты, 
На всей земле он дарит женщинам, 
Свои улыбки и цветы. 
1 реб: Маму любят все на свете, 
Мама – первый друг! 
Любят мам не только дети, 
Любят все вокруг. 
2 реб: Если что-нибудь случится, 
Если вдруг беда, 
Мамочка придет на помощь, 
Выручит всегда. 
3 реб: В день вашего праздника 
Желаем вам долгих и радостных лет, 
Примите от ваших задир и проказников 
Большой и горячий …. 
Все: Привет! 
4 реб: В день весенний, радостный, 
Солнце светит ярко, 
Поздравим мам и бабушек, 
Подарим им подарки. 
Дети дарят подарки. 
5 реб: Пусть сегодня нашим мамам, 
Будет весело, светло. 
Мы хотим, чтоб мамы знали: 
Мы их любим горячо! 
6 реб: Ведь сегодня день чудесный, 
Пахнет раннею весной. 
Мы споем о маме песню, 
О любимой, о, родной! 
Исполняется Песенка о маме. 
Садятся на свои места, слышится звон колокольчика. 
Вед: А это кто там шалит? 
Из-за ширмы появляется Домовенок Кузя. 
Кузя: Я малютка Домовой, пригласи меня домой – 
Я порядок наведу, не пущу я в дом беду, 
Вашим бабушкам и мамам 
Помогаю я исправно. 
С праздником я поздравляю бабушек, девчонок, мам! 
Пусть же солнышко в окошко каждый день стучится к вам. 
А в качестве подарка примите от меня 
Волшебный колокольчик в честь праздничного дня. 
В колокольчик мой звоните, да гостей к себе зовите. 

Вед: Спасибо, Кузя. Оставайся у нас на  празднике. Кузя, а ты играть умеешь?

Кузя: Конечно умею, я не только дома прибираюсь, но и умею пошалить.

Вед: Кузя, ребята знают одну такую игру, которая называется «Домовой», поиграй с ними.

Кузя: А я не знаю такую игру (огорченно).

Вед: Не расстраивайся, мы тебя научим, вставай с нами в круг.

Проводится игра «Цветик-семицветик».

 Ребята садятся на стулья.

Вед: А мы сейчас проверим волшебство твоего колокольчика. 
Колокольчик наш, звени, 
Да гостей к себе зови! 

Звучит музыка, в зал входит Кикимора, поет частушки. 
Кикимора: Шла я лесом мимо кочек, 
Услыхала колокольчик! 
Он такую трель завел 
И сюда меня привел. Ух! 
Я – Кикимора лесная, 
Я – девчонка озорная! 
Я люблю шутить, смеяться, 
Всяко-разно забавляться! Ух! 
Я невредная, незлая, 
Я девчонка - просто клад! 
И умна я, и красива, 
Все об этом говорят! Ух! 
Ой, куда же это я попала? Ноги мои, куда вы меня завели? 
Вед: Здравствуй, кикимора! 
Кикимора: Здрасьте, здрасьте всем! Что это тут за веселье? 
Вед: Ты попала к нам на праздник! Сегодня ребята поздравляют всех мам, бабушек и девчонок. 
Кикимора: С чем же это они поздравляют? Что за праздник сегодня? Почему я ничего не знаю? 
Вед: Сегодня праздник 8 марта, женский день! 
Кикимора: Ой, счастье-то какое! Ведь я, Кикимора – красотулечка, тоже жен-щи-на! 
Значит и меня должны поздравлять! (говорит это кокетливо) 
Вед: Конечно, Кикимора! С праздником тебя! И мы с ребятами хотим подарить тебе комплименты – это такие приятные, вежливые слова. 

Дети по очереди хвалят кикимору: красивая, нарядная, веселая, умная, добрая и т.д. 
Кикимора: Ой, как мне приятно!
 Выходит Кузя и грустно говорит. 
Кузя: Мне никто не сварит каши, 
Мне никто не лечит кашель. 
Нету мамы у меня, 
Никому не нужен я. 
Ты, кикимора, не злая, 
Ты веселая, смешная, 
Улыбнись-ка мне скорей, 
Будешь мамою моей? 
Кикимора: Ну, конечно, дорогой, 
Будешь ты сыночек мой. 
Кикимора пляшет вместе с «сыночком» и приговаривает: 
Есть сыночек у меня 
Значит, мамой стала я. 
Мы теперь - одна семья 
Будем вместе ты и я. 
Вед: В самом деле, это слово 
Лучше всякого другого. 
Мама – первое слово, нежное слово 
В нашей судьбе. 
Кикимора: А теперь домой пора, 
До свиданья, детвора! 
Кикимора с Кузей уходят. 
Вед: Сегодня к нам на праздник и бабушки пришли. Самые добрые, самые заботливые, и мы их тоже хотим поздравить. 
1 реб: Бабушка, милая, добрая, родная, 
Пусть на свете знают все 
Как люблю тебя я. 
2 реб: Бабушек добрых любят все дети, 
Бабушкам милым – наши приветы. 
3 реб: Будьте веселы, красивы, 
Всем дарите ласку, свет. 
Вам здоровья пожелаем, 
И дожить аж до ста лет. 
4 реб: Есть много разных песенок 
На свете обо всем, 
А мы сейчас вам песенку о бабушке споем. 
Песня о бабушке «Бабушкин танец»
Вед: Ну, что ж, возьмем свой колокольчик, да позовем новых гостей. 
Колокольчик наш, звени, 
Да гостей к себе зови! 
Звенит колокольчик, в зал входит девочка Ревушка, ревет «А-а! У-у-у!» В руках ванночка с платочками и бельевые прищепки. 
Вед: Что за вой? Что за рев? 
Там не стадо ли коров? 
Ревушка: Это не коровушки-и-и… 
Это же я – Ревушка-а-а… 
Вед: Что же ты, Ревушка плачешь? 
Ревушка: Я платочки постирала, 
Потом долго полоскала. 
А конца им все не видно, 
Вот и стало мне обидно-о-о! 
Я звоночек услыхала, 
К вам на праздник прибежала! 
Вот платочки, посмотрите, 
Их развесить помогите! 
Вед: Конечно, Ревушка! Мы с ребятами быстро твои платочки развесим! 
Игра «Развесь платочки» 
Вед: Выглянуло солнышко и просушило твои платочки, да и слезки. Держи наш волшебный колокольчик и зови новых гостей! 
Рева: Позовем следующего гостя. 
Колокольчик наш, звени, 
Да гостей к себе зови! 
Разыгрывается сценка «Ушки-неслушки» 
Бабушка: Все минуточку вниманья, 
Расскажу вам что-то я. 
У меня есть внучка Ксюша, 
У нее неслушки-ушки 
Ушки вовсе не болят, 
Ушки Ксюшины хитрят. 
Вед: Девочку эту знаем мы тоже, многие дети на Ксюшу похожи! 
Папа (обращается к маме): Встречайте! 
С работы наш папа пришел 
Ну-ка, жена, накрывай-ка на стол. 
(обращается к Ксюше): Здравствуй, дочурка, 
Постой-ка, послушай, 
Дай мне, пожалуйста, тапочки, Ксюша. 
Ксюша: Папа! Ты разве забыл, что у Ксюши уши не слышат? 
Они ведь неслушки! 
Папа: Очень печально, что дочка больна. 
Видно, придется нам вызвать врача! 
Мама: Скоро обедать, осталось немножко. 
Ксюша, неси-ка тарелки и ложки. 
Ксюша: Мама! Ты разве забыла? 
У Ксюши уши не слышат, 
Они ведь неслушки! 
Мама: Очень печально, что дочка больна. 
Видно придется нам вызвать врача! 
Бабушка: Врач нам не нужен, даю я вам слово: 
Будет сейчас наша Ксюша здорова! 
Как же я недоглядела, я очки куда-то дела. 
Внучка Ксюша, помоги бабушке очки найти. 
Ксюша: Бабушка, разве не знаешь? 
У Ксюши уши не слышат, они ведь неслушки. 
Бабушка: Жалко! А я собиралась спросить: 
Что же на праздник тебе подарить? 
Может, машину купить заводную 
Или красивую куклу большую? 
Ксюша: Куклу, бабуля, куклу хочу. 
Я ее петь и плясать научу! 
Бабушка: Что ты сказала? Ни капли не слышу! 
Ксюша (громко): Куклу большую с глазами как вишня! 
Бабушка: Нет, не хотят слышать уши мои, 
Словно заложены ватой они. 
Ксюша: Куклу хочу я в цветном сарафане, 
С длинными, белыми волосами. 
Бабушка: Нет, не старайся, не слышу я, Ксюша, 
И у меня стали ушки-неслушки! 
Папа и мама: Так и осталась хитрющая Ксюша 
В праздник без куклы, красивой игрушки. 
Ксюша: Все поняла! Теперь мои ушки слышат всё-всё, 
И зовутся послушки. 
Вед:  Умница, Ксюша. 
8 Марта! День весенний, 
И скажем правду в этот день 
Охапку нежных поздравлений 
Нести нам мамочкам не лень! 
От всей души вас поздравляют 
Внучата, дочки и сынки! 
Для вас они сейчас споют песню. 

Индивидуальная песня «Песенка капель».

Рева: Как ребята красиво поют, а я хочу поиграть с ними.

Вед: Не волнуйся Ревушка, сейчас они поиграют с тобой

Проводится игра «Кто больше придумает ласковых слов о  маме ». 
Вед: Очень любят дети вас, мамы наши милые. 
И стихи для вас прочтут самые красивые. 

Исполнение индивидуальных стихов.
1-й мальчик: С праздником веселым, с праздником весны, 
Наших милых девочек поздравляем мы! 
2-й мальчик: Для вас сияет солнышко, для вас звенит капель, 
Заботу, нежность, доброту вам дарим в этот день! 
3-й мальчик: Подарим девочкам весь мир — загадочный, большой, 
Пусть дружат девочки всегда с тобою и со мной! 

1 реб: Дорогие наши мамы, мы всегда гордимся вами, 
Умными, спокойными. Будем вас достойными. 
2 реб: Праздник наш кончается. Что же вам еще сказать? 
Разрешите на прощанье всем здоровья пожелать! 
3 реб.: Не болейте, не старейте, не сердитесь никогда. 
Вот такими молодыми оставайтесь навсегда. 
Вед: На прощанье споем для наших мам песенку! 
Звенит она и льется. 
Пускай им будет весело, пусть мама засмеется. 

Песня «Мама и солнышко». 
В заключении ведущий поздравляет еще раз с праздником. 
Дети выходят из зала.

                                                                                                       Приложение 3

Художественное слово по теме  «Весна! Весна! Весне привет!»

         

                 ВЕСНА

             А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!»- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

***

Идет матушка весна,

Отворяй-ка ворота:

Первым март прошел,

Всех детей провел.

А за ним – апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Сколько хошь теперь гуляй.

ПРОЙДЕТ ЗИМА

С. Дрожжин

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

       ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

           Федор Тютчев

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..

беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье!

САЛЮТ ВЕСНЕ

З. Александрова

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне. 

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черемухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам громче петь,

А солнцу выйти из-за туч

И веселее греть!

ПОДСНЕЖНИК ПРОСНУЛСЯ

И. Беляков

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

«Спасибо апрелю, спасибо

За то, что меня разбудил».

АПРЕЛЬ

Л. Аким

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» -

Эту новость первой

барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут,

И тебе впервые

На ладошку упадут

Капли дождевые.

АПРЕЛЬ

Л. Яхинин

Синее небо, синие тени,

Синие реки сбросили лед.

Синий подснежник, житель весенний,

На синей проталинке смело растет.

ПОДСНЕЖНИК

П. С. Соловьёва

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих аленьких сил

И тихо спросил:

"Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?"

ЧУДЕСА

В. Степнов

По опушке шла Весна,

Вёдра с дождиком несла.

Зацепила за иголки -

Опрокинулись ведёрки.

Зазвенели капли -

3агалдели цапли.

Испугались муравьи -

Двери заперли свои.

Машет лапами медведь,

Словно хочет улететь.

На охоту неохота

Собираться кабану:

- Как залезу я в болото

Да в болоте утону?!

На лужайке зайки

Промочили майки.

Черноглазые жуки

Застегнули сюртуки.

Вёдра с дождиком Весна

До села не донесла.

А цветное коромысло

Убежало в небеса

И над озером повисло -

ЧУ-ДЕ-СА!

ПОЗЫВНЫЕ

В. Орлов

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и берёзы

Под зябкими звёздами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

* * *

Под маленькой елью

Подснежник пророс-

Сбежали метели,

И сдался мороз!

ЛЕТАЮЩИЙ ЦВЕТОК

В. Степанов

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом

И над тихою рекой.

Буду я тебе, как другу,

Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

Если щётками пригорки

стали вдруг от травки колки

И цветным мелком на классы

Вся расчерчена страна,

А по классам скачут бойко

Кати, Насти и Алёнки,

Всё равно девчонки эти

Называются ВЕСНА.

МАРТУ ДРЕМЛЕТСЯ ЛЕГКО

Г. Новицкая

Вскрылись

Чёрные дороги-

Солнце греет горячо,

Но в сугробе,

Как в берлоге,

Марту

Дремлется легко.

По нему ещё

На лыжах

Пробегают смельчаки.

Спит он сладко

И не слышит,

Что смеются ручейки.

ВЕСНА

Г. Новицкая

Опять весна пришла на дачу.

Ликует солнце. День подрос.

И лишь одни сосульки плачут,

Жалея зиму и мороз.

ВЕСЕННЯЯ ГОСТЬЯ

К. Льдов  (К. Н. Розенблюм)

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА!

М. Пожарова

Вешний цветик в травке новой

Щурит ласковый глазок.

Сел щегленок на кленовый

Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:

В ясном блеске вышина,

Светит солнце, радость всюду,—

Здравствуй, милая весна!

ШЕПЧЕТ СОЛНЫШКО

В. Орлов

Шепчет солнышко листочку:

- Не робей, голубчик!

И берёт его из почки

За зелёный чубчик.

ЧАСОВОЙ

Владимир Орлов

Поставленный на пост

Самой весной,

По стойке "смирно",

Опустив ладошки,

В перчатках белых,

Словно часовой,

Стоит подснежник

На озябшей ножке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ

Тема "День победы" очень сложная, но очень интересная, нужно суметь  рассказать дошкольникам доступно, понятно и интересно....

«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края »

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края обусловлена тем, что патри...

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....