Собрание-пятиминутка для родителей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание-пятиминутка для родителей

Тема:  «Сенсорное развитие детей»

Форма проведения: собрание пятиминутка

Присутствовали: 12 человек

«У ребенка есть страсть к игре,

и ее надо удовлетворять.

 Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь».


А. Макаренко

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.

Повестка дня:

1. Вступление (уч. дефектолог Куколова Л.В.)

2. Система работы по сенсорному воспитанию с детьми в группе (воспитатель Кузьминова Т.И.)

3.Практическая часть с родителями (Кузьминова Т.И., Куколова Л.В.)

Ход собрания:

I. Вступление:

  • приветствие;

- кто чаще играет с ребенком (мама, папа, сам?);

- какая последняя игрушка появилась в игровом уголке ребенка;

- назвать любимые игры вашего ребенка.

II. Ознакомление родителей с системой работы детей в группе по сенсорному воспитанию

III. Практическая часть:

1.  Игры родителей с мячом.

Сопровождение игр словесными прибаутками (потешками, стихами, малыми фольклорными формами)

«Баба села на горох

Прыг-скок, прыг-скок.

Обвалился потолок

Прыг-скок, прыг-скок.

Баба шла, шла.

Пирожок нашла,

Села поела, опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку.

Стала русского плясать,

А потом вприсядку».

2. Пальчиковые игры с родителями: «Моя семья»

«Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет

Будто легкий, легкий мячик.

А шалунчик мой, малышка

Ноготком скребет как мышка.

А большой мой толстячок

Тот улегся на бочок».

3. Игры-эксперименты с водой с участием родителей

«Выливаем, наливаем, сравниваем»

- сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

- наполнить бутылку до половины – она будет плавать;

«Тонет-не тонет»

- кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки).

- вылавливаем игрушки;

- «дождь» из губки.

Эксперименты с подкрашенной водой:

- Прозрачная, не прозрачная;

- Какого цвета?

Лед.

- Холодно – тепло – горячо;

- Растворяется – не растворяется;

- Тает – не тает.

Создаем воронку:

- дуем в воду через трубочку.

Упражнения с массажным шариком, грецким орехом, шестигранными карандашами:

- выполняется правой и левой рукой;

- двумя руками одновременно (После каждого упражнения расслабить пальцы рук – потрясти кистями).

4. Игры с тестом.

«Шлепаем ладошками»

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,

Ты, ладошечка!

Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп.

Моя крошечка.

- «Достаем предметы из теста» (спрятать в тесто несколько каштанов, шариков, кубиков, чтобы края были видны).

- «Оторвем кусок теста» (скатать валик - колбаску,  оторвать кусок теста, скатать шарик, а из него 3 маленьких шарика и т.д.)

- «Дорожка» (вдавливать в тесто каштаны, пуговицы, горох, фасоль, ракушки)

Игра  «Волшебный мешочек».

Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Прятки». 

Те фигуры, которые родители достали из «чудесного мешочка» (5 штук) педагог ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит родителей запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого родители должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра «Определи форму».

 Каждому родителю раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми родителям предметами и они должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Система работы по сенсорному воспитанию с детьми

в группе № 3 «Радуга»

Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование.

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки.

Выполнение первых двух задач основывалось на следующей идее: сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада и его территории.

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:

- создание сенсорного уголка в группе;

- игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;

- фронтальные и подгрупповые занятия;

- развлечения и т.д.

В группе создан  уголок сенсомоторного развития детей.

В помощь работе  была сделана тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления уголка. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества в составлении сенсомоторного уголка.

Сенсомоторный уголок предназначен:

- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием  «Разноцветная мозаика». Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается  найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке.

Следующий раздел уголка – «Кладовая природы». Для развития всех органов  чувств  здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Назначение сенсорного уголка в группе  –  развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление сенсорного уголка для детей дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.

Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение  предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.

На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:

- повысилась любознательность, пытливость;

- сформировались знания  об определенных сенсорных эталонах;

- дети овладевают рациональными приемами обследования;

- дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

- проявляется желание творить;

- повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...