Конспект занятия по развитию речи в средней группе: Пересказ текста с наглядной опорой на серию картин «Попугай Петруша».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Якутова Анастасия Виссарионовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе:

Пересказ текста с наглядной опорой на серию картин «Попугай Петруша». + анализ проведенного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konp_popugay_petrusha.docx19.04 КБ
Файл analiz_zanyatiya.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе:

Пересказ текста с наглядной опорой на серию картин «Попугай Петруша».

Программные задачи:

  • Закреплять умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение близко к тексту с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.
  • Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом, используя слова автора.
  • Обогащение и активизация словаря (слова синонимы увидел- обнаружил, заметил) .
  • Формировать интонационную выразительность речи.
  • Развивать память, внимание и познавательные интересы детей.
  • Воспитывать в детях чувство сопереживания, желание помогать попавшим в беду.
  • Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием 
  • Воспитывать любовь и желание заботиться о домашних питомцах.

Ход занятия:

1.Орг. Момент

По веселую музыку дети заходят в группу.

Воспитатель: Ой, ребята, вы обратили внимание, здесь чьи - то следы.  Странно,  утром полы в группе были чистыми, может, это кто-то из детей здесь успел  пробежать. Покажите, пожалуйста, свои подошвы от обуви. Нет, не похожи. Эти следы мокрые. Как вы думаете, кто здесь пробегал? (зайчик)

Да похожи на заячьи. А куда же сам зайчик убежал? Давайте мы по следам пойдем и узнаем, куда он делся.

Мы по следу все пойдем и не разу не свернем. ( проговаривают дети )

Смотрите конверт, а в конверте картинки и письмо.

«Дорогие друзья!

Если вы читаете это письмо, значит, заяц выполнил мою просьбу. Я знаю, что вы на этой неделе много говорили о домашних питомцах. Я очень люблю животных, я думаю вы тоже. Поэтому я хочу вас предостеречь и высылаю вам рассказ про девочку Машу. Надеюсь с вами такого не случится. С уважением к вам, Доктор Айболит».

Воспитатель: Ребята, вам интересно что случилось с Машей? Давайте мы сядем на стульчики и рассмотрим картинки, которые прислал нам Доктор Айболит.

Как вы думаете что случилось с Машей? (Ответы детей). А чтобы узнать так ли это, надо прочитать рассказ, который написала Т.А. Ткаченко, «Попугай Петруша».

2. Основная часть. Чтение текста рассказа без установки на запоминание и пересказ.

«У Маши в квартире жили кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла Маша в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежат несколько перышек.

Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!»

3. Беседа по содержанию. Проверка понимания. Вопросы педагога:

Как называется рассказ? Кто жил у Маши в квартире? Как звали кота? Как звали попугая? Почему попугай вылетел из клетки? Что увидела Маша, когда вошла в комнату? Что лежало рядом с котом? Откуда взялись перышки? Почему Маша решила, что кот съел попугая? Она была права?

4. Дидактическая игра «Путаница».

Ой, ребята наше письмо упало. А ведь это письмо не простое, а волшебное. Письмо упало и слова в предложениях перепутались, и нам теперь надо расставить слова по порядку. Я буду читать предложения, а вы будите расставлять слова правильно.

Клетку Маша закрыть забыла.

Перышки кота около на лежали полу.

Голос Маша услышала громкий.

Сидел на попугай люстре.

Молодцы ребята, вы все правильно сделали.

5.Пальчиковая гимнастика « Кто это?»

Кто мурлычет под рукой?

Одна рука прижата к груди, другой рукой гладим первую.

Носик розовый такой.

Указательным пальцем дотрагиваемся до носа.

У кого это усы удивительной красы?

Всеми пальцами рисуем на щеках усы.

Пьет из блюдца молоко.

Указательным пальцем одной руки гладим ладонь другой.

И шагает так легко,

Попеременно касаемся стола ладонями.

Лапкой умывается.

Ладонью делаем «умывающие» движения вокруг лица.

Как он называется?

Протягиваем руки вперед, как бы задавая вопрос.

6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми с наглядной опорой на серию картинок. Воспитатель читает рассказ, затем дети по очереди составляют предложения и пересказывают текст.

8. Итог: «Ребята, чему мы сегодня научились?»

Молодцы ребята, у вас получились хорошие рассказы.



Предварительный просмотр:

Занятие «Путешествие машинки» проводилось с группой детей среднего дошкольного возраста.

Цель данного занятия учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол и взаимосвязана с целями других занятий. Занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию грамматического строя речи у дошкольников.

Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о нормах русского языка.

Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие машинки».

При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и их индивидуальных возможностей.

В предварительной работе дидактические игры по формированию умения учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность.. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Главная задача основного этапа занятия – учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.

Дидактическая игра «Закончи предложение» способствовала формированию умений подбирать нужные по смыслу глаголы, расширению и активизации словаря детей.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.

Проведение дидактической игры «Расскажи сказку «Ну, погоди!» способствовало закреплению умения детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, умению самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Физ. минутка «Мы ехали, ехали» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.

Дети активно, с интересом участвовали в занятии.

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой.

Аппаратом для оценивания деятельности воспитанников стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута, большинство детей научились дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, научились самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Но есть дети (Эльмир, Севинч, Ваня Цв., Ваня Б., Илья Ф., Матвей), которые не до конца поняли предложенный материал, поэтому при планировании индивидуальной работы следует учесть данный факт. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с опорой на мнемотаблицу»

Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи с использованием мнемотаблицы. В занятии используется сюрпризный момент, поисковый момент, использование мнемотаблицы, физминутка, дыхвтельна...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».

Занятие по развитию речи в средней группе.Перессказ рассказа "Поезд"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеПересказ с опорой на серию сюжетных картинок по теме:«Одежда. Обувь. Головные уборы»...