Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи и РЭМП
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа) на тему

Дворянова Наталья Александровна

Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи.Ситуативные задачи по сюжетам сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ          

 В ходе занятия ТРИЗ выделяют 7 задач, которые ставит перед собой педагог:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.

Занятия с элементами ТРИЗ и РТВ.
Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам.

  • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  • Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  • Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  • Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)

      5.  Обязательная активация творческого воображения;
В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
а) выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в д/саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога;
б) определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
в) формулировка программного содержания;
г) выбор разнообразных инструментов обучения;
д)  составление конспекта.
Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.
(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).

  • Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:

        Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп),

  • Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,
  • Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,
  • Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,
  • Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,

Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.

Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости
. («Заюшкина избушка» р.н.с.)
Он много хвалился -  за что и поплатился.
(«Колобок») р.н.с.
Он к ней пришёл, обманул и ушёл.
(«Каша из топора») р.н.с.
Он пострадал от её безответственности
. («Гуси-лебеди» р.н.с.
Они вернули то, чего некто не смог удержать.
(«Из рога всего много») белорусская н. с.
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил
. («Морозко») р.н.с.
Он её освободил, потому что полюбил.
(«Царевна-лягушка» р.н.с.
Полюбив, она сделала невозможное. (А.Аксаков «Аленький цветочек»). 
Она молчала, потому что любила. (
Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди») 
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (
Ш. Перро «Золушка»).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье.(
Ш.Перро «Красная шапочка»). 
Некто по земле ходил и с природой говорил.
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («
Три медведя»).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э
. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).



Предварительный просмотр:

                                                               

     http://detsadbereska.ucoz.ru/posuda.jpg

   

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных технологий на занятии по развитию речи в средней группе ДОУ.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, демонстрируемой при помощи интерактивных технологий.Задачи: 1) Способствовать развитию умения наблюдать....

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи

Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями....

Презентация Интегрированный подход использования инновационных технологий для занятий по развитию речи

В презентации описывается интеграция инновационных технологий: здоровье сберегающей, игровой и ИКТ, используемых в занятиях по развитию речи....

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи в детском саду

В данной работе представлена система работы по использованию ИКТ  на занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время уже невозможно себе представить развитие совреме...

Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....

" Эффективное использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи"

Данная презентация  предназначена для того  чтобы расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий,  способствует  внедрению речевых технологий в образова...