Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи и РЭМП
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа) на тему
Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи.Ситуативные задачи по сюжетам сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_triz_na_zanyatiyah.doc | 37.5 КБ |
Технология ТРИЗ на занятиях по РЭМП | 164.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ
В ходе занятия ТРИЗ выделяют 7 задач, которые ставит перед собой педагог:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Занятия с элементами ТРИЗ и РТВ.
Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.
Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам.
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
5. Обязательная активация творческого воображения;
В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
а) выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в д/саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога;
б) определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
в) формулировка программного содержания;
г) выбор разнообразных инструментов обучения;
д) составление конспекта.
Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.
Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.
(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).
- Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:
Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп),
- Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,
- Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,
- Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,
- Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,
Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.
Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р.н.с.)
Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок») р.н.с.
Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р.н.с.
Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р.н.с.
Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с.
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р.н.с.
Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р.н.с.
Полюбив, она сделала невозможное. (А.Аксаков «Аленький цветочек»).
Она молчала, потому что любила. (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье.(Ш.Перро «Красная шапочка»).
Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных технологий на занятии по развитию речи в средней группе ДОУ.
Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, демонстрируемой при помощи интерактивных технологий.Задачи: 1) Способствовать развитию умения наблюдать....
семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"
Цель: повысить уровень педагогическофй компетенции по использованию современных технологий...
Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи
Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями....
Презентация Интегрированный подход использования инновационных технологий для занятий по развитию речи
В презентации описывается интеграция инновационных технологий: здоровье сберегающей, игровой и ИКТ, используемых в занятиях по развитию речи....
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи в детском саду
В данной работе представлена система работы по использованию ИКТ на занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время уже невозможно себе представить развитие совреме...
Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)
Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....
" Эффективное использование педагогических технологий на занятиях по развитию речи"
Данная презентация предназначена для того чтобы расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий, способствует внедрению речевых технологий в образова...