конспект НОД " Путешествие по русским народным сказкам" для детей с ОВЗ для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шишова Татьяна Петровна

конспект НОД " Путешествие по русским народным сказкам" для детей с ОВЗ для старшего  дошкольного возраста

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Областное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

«Обоянский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Конспект НОД к районному семинару

на тему:

 «Путешествие по русским народным сказкам».

для детей группы компенсирующей направленности

«Почемучки»

 

.

  

 

Воспитатель:

                                                                                                                                                             Шишова Т.П.

 

 

                                           март                 2015г.

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

 Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

 Продолжать активизировать словарный запас детей

Обеспечить применения на практике детьми полученных знаний: узнавать по отрывкам названия сказок, умение рассказывать и называть героев сказок, продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившейся ситуации; 3акрепить умение изображать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности, взаимодействовать друг с другом.

 Коррекционно – развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику

Развивать связную речь

Развивать память, внимание, мышление.

Способствовать развитию, умение и желание детьми больше читать сказок, строить диалог друг с другом и воспитателем.

 Коррекционно-воспитательные:

Создавать положительную эмоциональную атмосферу.

 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 Предварительная работа:

 Чтение русских народных сказок, изготовление демонстрационного и раздаточного материала, разучивание физкультминутки «Сказки», игра – инсценировка по русской народной сказке «Репка».

 Педагогические технологии:

 Коррекционные

 Обучающие

Игровые

 Оборудование:

 Компьютер, презентация «отгадай название сказки», аудиозапись с мелодиями, разрезные картинки по сказкам, сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты с загадками, письма, костюм Сказочницы.

  

           

Дети заходят, становятся в круг.

 Воспитатель: дети, к нам в детский центр пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят:

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: давайте познакомимся. Назовите свои имена ласково (Ванечка, Колечка и так далее).

 Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

 Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой дуг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?

 Наша жизнь скучна без сказок

Дорог день, как целый год,

Всех добрей и ярче краски,

Если сказка к нам придёт.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). А как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем.

- «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, разбросала их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Кто то в двери к нам стучится,
Скажем, гостю: “Заходи!”

                                               (Появляется Сказочница)

Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! В гости я к вам пришла. А как звать меня, знаете? Сказочница я.

Я слышала, что вы  хотите попасть в Страну Сказок. Я помогу вам туда попасть. Но, чтобы попасть в мою сказочную страну вы должны выполнить мои задания. Вы готовы?  

Сказки спрятались в загадки.                                                                                            Отгадайте же загадки –                                                                                                           Сказки вновь придут к ребяткам!                                                                                               Здесь экран волшебный есть,                                                                                                    Сказок тут не перечесть!

Первое задание: «Отгадай название сказки» (презентация по сказкам).

Я буду загадывать загадки, а вы угадайте, как  называется сказка. Слушайте внимательно.

  1. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали

Корнеплоды собирали? ( Репка)

Возле леса, на опушке
2. Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?  
( Три  медведя)

3. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Отворили дверь козлята.И пропали все куда-то.  (
Волк и семеро козлят)

4.Поселились в той избушке

Очень разные зверюшки.

Попросился к ним и мишка,

Только ведь медведь не мышка,

Влезть и так и сяк старался,

Сверху сел и дом сломался. (Теремок) 

5. Сестрица просила:

-Не пей из копытца.
А братец не слушался,

Выпил водицы.
Что за сказка про сестрицу,
Про козлёнка, про водицу?
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) 

6. Мальчик с гусями летал в поднебесье.

Как мальчика звали? Скажите все вместе!

А как сказка называется?  (Гуси-лебеди) 

7. Дом растаял ледяной-

Попросилась в лубяной.

Приютил её зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог.

Лису выгнал за порог. (Заюшкина избушка)

8. Эта ловкая плутовка.Посадила в прорубь волка.

А потом на нём каталась,

Очень хитро ухмылялась:

«Битый небитого везёт»  (Волк и лиса)

- Молодцы, ребята! Все сказки угадали, за это Баба Яга вернула вам одну страницу из книги Сказок.

Воспитатель: Вот и нашлась первая страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? (красного). Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок)

 Сказочница: Ребята, вы справились с первым моим заданием, и  я вас приглашаю в мою сказочную страну, где вы найдете остальные страницы книги Сказок. Во многих русских народных сказках есть волшебные предметы, которые указывают путь героям. Вспомните, что это за предметы? У меня есть волшебный клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом волшебном сундучке. Клубочек  укажет нам путь в страну сказок. (Достает из сундучка клубок).

(дети вместе со Сказочницей  произносят волшебные слова:

«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»). 

Воспитатель: Давайте станем друг за другом и отправимся за клубочком:

Вот цветущие поля

И чудесная тропа,

В путешествие по сказкам

Мы отправимся друзья.

звучит музыка « В гостях у сказки»

Вот мы и попали в страну Сказок!

Сказочница:                     А в стране моей чудесной

Много сказок, много песен

Только сказки до поры,

Спрятались от детворы.

А клубочек поможет нам

Расставить всё по местам

Все готовы?  (сказочница находит размотанный клубок)

Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. 

Второе  задание:  игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.

Сказочница:  Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок поможет нам пройти по стране  сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, и страницу нам найди, клубочек покатился к сундучку).

Воспитатель: Вот и нашлась вторая страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? (оранжевого). Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок). 

Сказочница: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги:

 «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и две странички. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваши любимые сказки? Сумеете расколдовать, узнать название сказки, получите еще одну страницу!»

Третье  задание:   «Назови сказку правильно» Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать,  есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой,  вы меня исправляете.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«По собачьему веленью»

«Дарьюшкина избушка»

«Сивка – будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и семеро тигрят»

«Даша и медведь»

«Гуси и вороны»

«Царевна – индюшка»

Воспитатель:

Сказочница: Молодцы! Все сказки угадали, вот еще одна страница нашлась! Воспитатель: Какого она цвета? (желтого).  Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали. Давайте мы сами поищем, может,  где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?  

Гимнастика для глаз.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают,  задания выполняют.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много, раз моргнут (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят глазки наши все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Нигде не видно ни одной страницы.

Сказочница: Я вас дальше поведу и дорогу покажуКлубок, укажи нам путь! 

 Здесь еще одно письмо от Бабы Яги: «Ребятки, любите вы отгадывать загадки?

Я не верю, я проверю.                                                                                                       У меня вопросов семь.                                                                                                                        Их задам ребятам всем.                                                                                                                На вопросы отвечайте,                                                                                                        Героев сказок, называйте.

Четвертое задание: «Отгадай героев сказок»

1. Девочка из снега тут же ожила:                                                                                           Ножкой шевельнула, ручкой повела.                                                                                                         Не любила солнце, не ждала тепла.                                                                                                         И зачем с подружками по ягоды пошла? (Снегурочка)

 2. У Алёнушки — сестрицы.                                                                                               Унесли братишку птицы.                                                                                                      Высоко они летят,                                                                                                                    Далеко они глядят.   (Гуси-лебеди)

3. Послушав лисьего совета,                                                                                                     Сидел на речке до рассвета.                                                                                                 Рыбешки, правда, не поймал,                                                                                                      Лишь хвост бедняга потерял. (Волк из р.н.с. «Лиса и волк»)

4.Уплетая калачи,                                                                                                                                Едет парень на печи.                                                                                                                       Едет прямо во дворец,                                                                                                                      Кто же этот молодец? (Емеля)

5. Сидит в корзинке девочка.                                                                                                                        У мишки за спиной.                                                                                                                                Он сам, того не ведая,                                                                                                                                  Несёт её домой?    (Машенька)

6. Человечек этот мал.                                                                                                                          Да уж очень он удал.                                                                                                                      Сам расправился с лисой,                                                                                                          Прибежал к себе домой.                                                                                                                Обнял его котик, обнял петушок,                                                                                                              А ты узнал его дружок? (Жихарка)

7. Теперь ещё одна подсказка:                                                                                                                   Она – животное из сказки,                                                                                                                     Где чуть не скушал волк-злодей.                                                                                                             Всех семерых её детей.  (Коза)

Вижу, сказки вам читали

И героев всех узнали.

Молодцы! Справились с заданием!

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (зеленого). Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу.

Сказочница: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть в игру «Теремок», а клубок наш пусть отдохнет! Встаньте в кружок.

Пятое задание:  игра «Теремок»

В чистом поле теремок.Был ни низок, не высок.  (Присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили. (Поклон)
Там и мышка   (руки перед собой на носочках)
И лягушка  (присели)
Зайчик   (прыжки)
С лисонькой – подружкой  (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк  (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.   (Поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый      (изобразить мишку)
Раздавил он теремок.

Своей огромной лапой.    (Кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались     (бег на месте)
А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый.

Воспитатель: Вот и нашлась вторая страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? (голубого). Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказки «Теремок»). 

Сказочница: наш клубок готов дальше катиться! (дети подходят к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка — не знаю! Поможете, ребята? 

                                                  Пазлы вы должны собрать,

Сказку русскую назвать.

 Воспитатель: давайте поиграем с пальчиками в игру «Любимые сказки» (пальчиковая гимнастика):

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Дети поочередно загибают пальчики)

«Рукавичка», «Теремок»,

«Колобок» – румяный бок.

Есть «Снегурочка» – краса,

«Три медведя», «Волк и лиса».

Не забудем «Сивку-Бурку»

Нашу вещую каурку.

Про «Жар-птицу» сказку знаем.

«Репку» мы не забываем.

Знаем волка и козлят

         Этим сказкам каждый рад. (Хлопают в ладоши)

   Шестое задание: игра «Собери сказку по картинкам».

              (Дети собирают картинку сказки и называют ее).

 Сказочница: вы и здесь победили Бабу – Ягу. Когда люди вместе, то любое дело по плечу. Вот вам еще одна страница из вашей книги.

 Воспитатель: мы и синюю  страничку нашли. Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница.

Сказочница: что же делать? Клубок мой не знает, где она находится. На этот раз нам поможет волшебный сундучок. Ребята давайте посмотрим, что же у меня в сундучке?

Я, волшебный сундучок.

Я, ребята, вам дружок. ( Достает  маски).

Из какой же это сказки? (Репка)

- Ой, смотрите, сидит дед, просит вас помочь ему вытянуть Репку. Поможете ему?

Седьмое задание: Инсценировка сказки «Репка» (на новый лад)

Воспитатель: Уважаемые зрители!

Сказку посмотреть, не хотите ли?

Сказок много в мире сразу не прочтешь

Но такой как наша сказка, в книжке не найдешь.

Сказка всем знакома, но на новый лад.

И ее увидеть каждый будет рад.

Мы начинаем наше представление,

 Встречайте наш весёлый хоровод!

(выходят все дети под русскую народную музыку)

Сказочница: Жил в одной деревне Дед

 Вместе с Бабкой много лет.

 Захотел однажды Дед

 Репки пареной в обед.

Дед: Приготовь-ка  Бабка, Деду

Репы пареной к обеду.

Бабка: Хочешь репку - так пойди

В огороде посади.

 Дед: Что ж, пожалуй, я схожу,

Да и репку посажу.

Сказочница: Ярче, солнышко, свети!

Репа, до небес расти –

В пять обхватов шириной

В пять аршинов вышиной,

Да во весь наш огород!

Сказочница: А теперь мы подождем.

Пусть польет ее дождем,

Хоровод:  Дождик, дождик, пуще,

 Будет травка гуще.

 Дождик, дождик, посильней,

 Огород ты наш полей.

Сказочница: Ясным солнышком пригреет.

К осени она созреет!

Хоровод (подняв руки вверх):

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нашу репку согрей!

Хоровод говорит нараспев:  Выросла Репка большая-пребольшая!

Все дети в Хороводе поднимают руки, и показывают, какая Репка большая.

Репка: Уважаема в народе,

Я расту на огороде.

Вот и выросла большая.

До чего же хороша я!

Сладкая и крепкая,

Называюсь Репкой я!

Дед: Репка выросла на славу…

Не видал такую, право!

Чтоб не стала, как гора,

Репку выдернуть пора. (Пытается ее выдернуть)

Хоровод нараспев:  Тянет-потянет, вытянуть не может!

(Подходит Бабка)  Бабка:

Что случилось? (Дед показывает на репку)

Прожила я лет немало,

Но такого не видала

 Дед: Ну, хватайся за меня!

(Вместе пытаются вытащить репку)

Ох! Не вытянуть никак…

Хоровод: Тянут-понянут, вытянуть не могут.

Бабка: Знать, мои ослабли ручки.

Позову на помощь Жучку,

Ну-ка Жучка к нам  беги,

Репку дергать помоги!

Жучка: Гав-гав-гав! Слыхал я Деду

Репы хочется к обеду.

Гав! Помочь готов вам Жучка!

Хоровод: Тянут-понянут, вытянуть не могут.

Жучка: Вот так репка! Ну и овощ!

Знать, придется звать на помощь…

Покричу-ка  я зайчишку

Где-то прячется, трусишка!

Ты меня не бойся зайка

 Жучка Я—За мной беги,

Репку дергать помоги!

Сказочница: Только Репка, как руками,

Ухватилась корешками—

Лучше ей в сырой земле,

Чем на праздничном столе.

Зайка: Как это мило.

Помогу, коль хватит силы.

Взяли дружно вместе!

Ну, а репка все на месте!

Хоровод: Тянут-понянут, вытянуть не могут.

Сказочница: Вчетвером не совладать!

Петушка пора позвать!

Петушок: Я лечу, спешу на помощь.

Где он, непослушный овощ?!

Как бы ни цеплялась крепко,

Мы тебя осилим, Репка!

(Вместе пытаются вытащить)

Хоровод: Тянут-понянут, вытянуть не могут.

Что ни делай, все, зазря!

Где б найти богатыря!

Что за грохот, что за стук?

 Сел Комар в лесу на сук.

 Треснул сук под Комаром –

 Вот откуда стук и гром.

Без  Комарика, видать,

С Репкою не совладать. (Все зовут комарика)

Хоровод: Тянут-понянут, вытянули репку!

Сказочница: Велика ль  Комара сила?!

Ну да дружба победила!

Вместе вытянули репку,

Что в земле сидела крепко.

На здоровье кушай, Дед,

Долгожданный свой обед!

Приходи, честной народ,

Посмотреть наш огород,

Чудо-репке  подивиться!

С нами петь и веселиться.

Воспитатель: Пока вы играли, Баба Яга принесла нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем цвета их всех. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги.

Сказочница: Ребята, я помогу превратить ваши страницы в настоящую книгу Сказок, а поможет мне волшебный сундучок. Положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова: НАЙТИ

Давайте заглянем в сундучок! Посмотрите, в какую книгу Сказок превратились ваши страницы. Я дарю ее вам.

Воспитатель: Спасибо, Сказочница, за помощь, теперь мы каждый день будем  читать с ребятами книгу Сказок!

Сказочница: А это вам Баба Яга прислала подарки за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. (Дети получают из сундука раскраски).  Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома. А мой волшебный клубок я положу в сундучок, он пригодится другим героям сказок.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! До свидания, Сказочница,  мы с ребятами отправляемся в нашу группу.  

 Представление – веселье

И для вас, и для нас

Мы закончим в этот час.

Ой, вы, гости дорогие!

Приходите чаще к нам!

Рады мы всегда друзьям.

Пришло время расставания

Говорим вам: «До свидания!»

Литература.

 1.  Н.В. Новоторцева. «Развитие речи детей». Г. Ярославль. «Академия развития». 1997 г.

2. Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова. «Театрализованные игры в коррекционно – развивающей  работе с дошкольниками».  Изд. Каро. С-Петербург. 2007 г.

 3. О.С. Ушакова. «Развитие речи детей 5-7 лет. Изд. ТЦ. Сфера. 2011 г.

 4. Русские народные сказки (сборник). Москва. «Зенит» 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам»

НОД с использованием игровых приемов и элементов методики ТРИЗ...

Конспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам».

Тема занятия:  «Путешествие по русским народным сказкам». Вид занятия: познавательное.Тип занятия: комбинированное. Задачи:Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстр...

Конспект ООД "Путешествие по русским народным сказкам"

Занятие проведено в игровой форме (викторина "Что?Где? Когда?"), с целью закрепления знаний русских народных сказок....

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам»

Конспект   НОД    «Путешествие по русским народным сказкам»...

Конспект НОД "Путешествие по русским народным сказкам"

Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи "Путешествие по русским народным сказкам"...

Конспект ООД "Путешествие по русским народным сказкам"

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) на тему "Путешествие по русской народной сказке "Гуси-лебеди"" с детьми дошкольного возраста 4-5 лет

Цель: формировать умения считать в пределах 5; формировать умение соотносить количество предметов с числом.Задачи: Образовательные: продолжать учить считать в пределах 5, закреплять умение о...