«ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Синицкая Светлана Александровна

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Синицкая Светлана Александровна, МАДОУ ЦРР – детский сад  №148, г.Иркутск

ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

В исследованиях многих отечественных педагогов  подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка, совершенствования связной речи. Полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

Исходя из этого, для развития речи у детей старшей группы был реализован краткосрочный проект.

Гипотеза: Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Цель: Создание условий для развития речи, творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей через потенциал русских народных сказок.

Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:

Воспитательная: Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Развивающая: Развивать речь, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе содержания русских народных сказок.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й год жизни.

Направленность - комплексное развития детей (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, продуктивные виды деятельности: лепка, рисование.)

Участники проекта: дети старшей группы, родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: проект рассчитан на три месяца.

Формы работы: тематические занятия, моделирование ситуаций, консультативная работа с родителями,  беседы, показ спектаклей и сказок, продуктивная деятельность детей, выставки рисунков и творческих работ детей и родителей.

Перспективный план

Виды деятельности

Тема:

Цель:

Познавательно-исследовательская

Знакомство с особенностями сказки

Экскурсия в музей «Русская изба»

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Продолжать знакомить детей с русской избой, показать ребятам наглядно предметы русского быта, обогащать словарный запас. 

Коммуникативная

Чтение и пересказ сказки

Театрализованное представление

Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей.

Развивать навыки коммуникативной культуры, сотрудничества, диалогическую речь.

Конструирование

Оригами; изготовление поделок из природного и бросового материала; работа с разными видами конструктора, модулями

Развивать крупную и мелкую моторику ребенка, как один из факторов развития речи. Вызвать интерес к созданию различных героев, атрибутов сказки.

Бытовой труд

Изготовление масок к сказке

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность

Игровая деятельность

Игры - инсценировки

Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.

Музыкальная деятельность

Разучивание песни «В тридевятом царстве»

Развитие музыкального слуха, ритма; формирование эмоционально-положительного отношения к сказке.

Изобразительная деятельность

Рисование по мотивам сказки: «Петушок и бобовое зернышко»

 

Лепка по мотивам сказки «Морозко»

Аппликация  по мотивам сказок из сухих листьев, из рваной бумаги

Групповая работа: изготовление макета к сказке  «Рукавичка» в технике квиллинг.

Зкреплять умение рисовать по замыслу, располагая изображенное на листе в соответствие с сюжетом, рисовать крупно; развивать чувство цвета, ритма; развивать воображение и мышление.

Учить применять смелость, находчивость и смекалку трудных ситуациях. Продолжать учить лепить разными способами, составляя сюжетную композицию. 

 Развивать творческую активность детей. Учить выполнять работу  в разных техниках нетрадиционными материалами.

Развитие чувства коллективизма, умения работать в группе, формирование коммуникативной и социальной компетентности детей.

Работа с родителями

День открытых дверей.  Открытое мероприятие «В гостях у сказки»

Консультация для родителей  «Воспитание сказкой».

Повышение психолого-педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство.

Участие в конкурсах

  • Всероссийский детский творческий конкурс  для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке»;
  • Всероссийский конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Любимая сказка»;
  • Всероссийская занимательная викторина

«Путешествие по сказкам».

Развитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей, формирование активной жизненной позиции.

Заключение.

Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Работа со сказкой – это только одна из форм работы и, конечно, это не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают, развивать мелкую моторику.

Реализация данного проекта показала, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости, для развития и воспитания детей. Работа со сказкой использовалась как в режимных моментах, так и в игровой деятельности. На занятиях дети рисовали, лепили, делали аппликации. Работа в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умение детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой, пантомимикой, интонацией. Исполняя роли, дети передавали настроение героев их характеры.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное развитие и  воспитание ребёнка.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158с.- 30000 экз.
  2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. - 175с.- 10000 экз.
  3. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей/ Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2002.-400с.-300000экз.
  4. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2003.- 128с.- 15000 экз.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.
  6. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону...