Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Чупаринова Ирина Александровна

Развитие связной речи 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чупаринова Ирина Александровна

г.Нижнекамск

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 69»

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи ребенка  старшего дошкольного возраста.

Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Никому не секрет, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: ребенок  не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детская художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие [1,347].

 Хотелось бы обратить внимание на русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи ребенка первенствующего значения.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление ребенка старшего дошкольного возраста с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша [2, 153].

 Поэтому русские народные сказки способствуют развитию речи,  дают образцы русского литературного языка. Флерина Е.А.  отмечала,  что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок [1, 33].Средствами художественного слова  еще до школы, до усвоения грамматических правил дошкольник практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки  ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Одним словом, сказки - это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними дошкольники больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…

Ребенок  дошкольного возраста - слушатель, а не читатель, русские народные сказки доносят до него педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача - каждую русскую народную сказку  необходимо донести до ребенка  как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к сказочным персонажам, его чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить ребенка со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос) [3, 75].

Работая над проблемой связной речи в ДОУ по русским народным сказкам, можно сделать следующий вывод, что планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи ребенка  дошкольного возраста, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает дошкольнику излагать свое отношение к услушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

 Список использованной литературы.

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников  / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2000. -  400с
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 1981.-255с
  3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада  / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2003. - 175с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на социально- личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста

      Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает п...

«Влияние техники изонити на развитие детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

«Влияние техники изонити на развитие детейстаршего дошкольного возраста» (из опыта работы).Кружок «Пчелка» веду более 15 лет. За это время  отметила, что техника изонити способствует р...

Влияние обучения керамики на развитие ребенка старшего дошкольного возраста

      Влияние занятий декоративной  лепкой на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития  личности ребенка, на его познавательной сфере и деятельн...

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Опыт моей работы в логопедической группе - рациональное сочетание традиционных и современных методик для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей....

Статья «Влияние русских народных подвижных игр на развитие детей старшего дошкольного возраста».

Интересный материал, убеждающий педагогов и родителей в важности и необходимости подвижных игр для дошкольников. Подборка подвижных игр....

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Cниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве ритма замедляется становление разверн...