Влияние обучения керамики на развитие ребенка старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему

        Влияние занятий декоративной  лепкой на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития  личности ребенка, на его познавательной сфере и деятельности. Занятия керамикой имеют важное значение для подготовки  ребенка к школе. Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keramika.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние обучения керамики на развитие ребенка

 старшего дошкольного возраста.

             Влияние занятий декоративной  лепкой на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития  личности ребенка, на его познавательной сфере и деятельности. Занятия керамикой имеют важное значение для подготовки  ребенка к школе. Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния.

  1. На занятиях расширяется кругозор ребенка.  Лепка может превращаться в знакомство с культурой человечества в целом. Попытайтесь вместе с ребятами найти ответы на такие вопросы:  

      -когда появилась керамика;

      -что стало стимулом ее зарождения;

      -первые  изделия  из  глины, использование  глины,  керамики различными народами;

      -некоторые исторические вопросы ;

  • знакомство с культурой народа той местности, где проживает ребенок  и так далее.

      Это возможность  заглянуть в прошлое наших народных промыслов:  изготовление дымковской, филимоновской и др. игрушек, гжельские изделия... Таким образом, можно удовлетворять потребность ребенка в знаниях,  прививать любовь и уважение к  культурным ценностям своего и других народов.

          Знания о керамике как виде декоративно-прикладного искусства помогают ребенку оценить целостность Мира, себя его частью понять сердцем (настолько насколько может дошкольник )  взаимоотношения в искусстве в целом и в декоративном в частности. Приоткрыть некоторые связи:

  • человек и искусство;
  • декоративно-прикладное искусство и керамика;
  • керамика и история, быт человека;
  • керамика и творчество, желание самовыражения и самореализации;
  • природа и керамика  и т.д.

     В реализации этих задач может помочь интеграция с различными видами искусства (изобразительным, музыкальным и литературным), с природоведческим содержанием.

     Применение интегрирования с видами изобразительной деятельности помогут взглянуть ребенку на образ с разных сторон, увидеть и почувствовать различие в способах изображения, качествах выбранных материалов, проанализировать

образ, его составляющие в различных видах изобразительного искусства и  возможностях их перевоплощения в различных материалах, например,  образ Бабы-Яги; какой он в графике, как изображает его художник, какой он в живописи и каким образом достигнут желаемый эффект и т.д.

       Музыка помогает усилить, углубить эмоциональное переживание образа. Прочувствовав образ через движение, мимику, у ребенка яснее складывается представление о нем, и о том, как передать характер через внешнее изображение.

      Литература, слово – это еще одна грань и новые средства в передаче художественного образа, важно воздействие сказок, поэзии, розы. Часто у детей возникает желание изобразить сказочного героя в керамике.

     В природоведческом содержании отражается работа с природным материалом (глиной) и обращением к образам природы: лепка птиц, животных, насекомых, растений и людей, так как человек тоже часть Природы, часть Мира, Вселенной. Природа живет в нем самом, он мыслит образами природы и тонко чувствует ее.

      2.     Виден конкретный результат труда,  который  можно  использовать в оформлении групповых комнат, студии, детского сада, квартиры, где живут сами дети.

      Работы ребят  постоянно  участвуют  в  выставках  внутри детского сада и  за  его  пределами (в  библиотеках,  в  других детских садах,  на конференциях педагогических работников и т.д.). Они могут быть и великолепными  подарками,  сделанными  руками детей.

      Благодаря выставкам дети могут увидеть и по достоинству оценить свой труд со стороны. От этого растет вполне заслуженное самоуважение,  уважение к другим детям, бережное отношение к их работам. Закрепляется успех,  удовлетворяется стремление к серьезному  занятию, которое  дает возможность подняться на ступеньку выше и "сравняться" в положении со старшими. Появляется желание лепить аккуратно, доводить дело до конца.

      3.    Керамика для детей старшего дошкольного возраста – это как игра с правилами,  которые помогают ребенку мягче пересечь границу между дошкольником и  школьником.  Успеха  в  керамике можно добиться только зная правила, и чем больше правил знаешь тем выше достижения,  хотя и  при  минимальных  знаниях, умениях, навыках тоже можно заниматься керамикой и получать неплохие результаты.

      С одной  стороны  -  правила,  а  с другой - творчество, варьирование различных приемов и деталей для создания  выразительного образа.  Так же, как и в игре с правилами, ребенок, ограничиваясь определенной ролью, играя - творит.

Изменяется осознание правила: от слитного правила с ролью – к полному осознанию правила и его выполнения, а затем к самостоятельному формулированию правила до начала работы.

      Идет развитие сферы произвольности,  которое проявляется в выполнении требований, конкретных правил.    

 Преодоление трудностей вызывает эмоциональное удовлетворение.

       Расширяется словарный  запас  ребенка.  Он узнает новые слова,  непосредственно  связанные  с   усвоением   технологией(пласт, шликер, фактура, жгут, ангоб и т. д.), с характеристикой образов (изящный, пышный, статный, стройный, жалкий, своеобразный и т.д.),  с  историей развития керамики (промысел, народные традиции, слобода и т.д.) и др. Активно используются слова, связанные с изготовлением изделия (соединить, уточнить, нанести, раскатать и т.д.).  Сначала обогащается пассивный словарь  ребенка,  затем активный, так как ребенок вынужден разговаривать так, что бы его поняли.

      Развивается мелкая моторика пальцев, координация, точность движений, так необходимые при подготовке ребенка в школу.

      4.   Дети учатся  деловому  общению  друг с другом,  умению взаимодействовать.  Оказываясь за одним столом, им  приходиться иногда решать совместно вопросы,  связанные с коллективной работой: что делать, каким образом и т. д. Также это  проявляется  в том,  когда  один  (более сильный в смысле знаний и творчества) берет шефство над теми,  кто послабее. Ребята учатся  друг  у друга,  смотрят, объясняют, подсказывают возможные варианты, но каждый свободен в выборе  использовать  подсказанную  мысль  или придумать свою (на практике чаще всего срабатывает второй вариант).

      На занятиях  ребятам нравится быть самостоятельными, инициативными,  их привлекает возможность принимать свои  решения по трактовке образа.

      5.      Приемы изготовления изделия дают  толчок  интенсивному развитию конструктивных способностей, так как образ собирается из основных и дополнительных форм, преобразованных и соединенных  определенным  образом.  Обдуманно  используются образцы, модули, шаблоны.  Образец дается как основа изделия,  на разнообразные дополнительные детали делают изделие неповторимым.

      Сначала дети учатся использовать  шаблоны (любому  трудно вырезать ровный круг или др. форму), в последствие работают самостоятельно при необходимости, выбирая нужный шаблон.

   6.       Развивается способность  анализировать, обобщать, сравнивать, абстрагировать, выделять главные и дополнительные элементы конструкции, делать  выводы, выстраивать  последовательность  и планировать действия, предвосхищать результат.

      Расширяется область  образных  и пространственных представлений.

      7.      Занятия керамикой  позволяют учитывать уровень ближайшего развития каждого ребенка. Дети учатся друг у друга, у  преподавателя, отчего  расширяется зона актуального развития.  Еще вчера было трудно что-то сделать, объяснить, сегодня уже возможно, а завтра может научить кого-то сам. Занятия построены таким образом, чтобы

каждый ребенок довел работу до возможно посильного ему уровня.

      Каждый раз ребенок выкладывается, но не утомляется. Сказываются и индивидуальные особенности (темп работы, уровень произвольности, усидчивость и  т.д.).  Каждый  работает как может, как ему удобно.    

  8.           Глина – врачевательница, так утверждают многие специалисты в области медицины. Мать – Природа помогает человеку выжить и сохранить здоровье, не случайно же она позаботилась о нас, наградив таким даром. Когда держите глиняное изделие, сделанное руками человека, можете физически ощутить тепло души, то старание и усердие с которым оно сделано. После «общения» с такими рукотворными вещицами и настроение поднимается. Ребята на занятиях керамики помимо получения знаний и удовольствия от работы (лепки) ,  получают и оздоровительный эффект.

            Позитивное влияние на психическое и физическое  здоровье  человека. Радость, которую приносят занятия, когда ребенок с упоением лепит, рисует, музицирует и т.д. Снятия возможного стрессового состояния.

      9.     Взрослея, ребенок, как правило, перестает заниматься лепкой  как таковой. Керамика же может сопровождать его всю жизнь, делая ее более интересной, увлекательной, наполняя дом красотой, теплотой, исходящих от работ, сделанных своими руками.

Творческие способности и керамика.

     Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста уделяется особое внимание, так как именно этот возраст является синзитивным периодом для этого вида деятельности.  Существуют различные методики  и  приемы, помогающие  педагогам развивать творческий потенциал воспитанников на специально организованных занятиях, в совместной деятельности детей  и  взрослых, самостоятельной работе детей.

 Керамика может стать одним из сильнейших факторов развития личности ребенка как творца.

Творческими способностями в сфере изобразительного искусства  являются:

  • умение создавать неповторимое внутреннее содержание;
  • умение найти образ, в котором он найдет полное органическое выражение;
  • умение создать образ средствами того или иного вида искусства, т.е. керамики.

При ведении занятий по керамике необходимо создавать условия для развития творчества, которые были выделены Г.Г.Григорьевой в книге «Изобразительная деятельность дошкольников». Среди них:

  • творчество должно войти в повседневную жизнь ребенка и дома и  в детском саду;
  • обогащение яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замысла и материалом для работы воображения;
  • общение с искусством (при правильном влиянии взрослых, ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства , отчего ребенок лучше понимает свою деятельность);
  • учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, характер, особенности некоторых  психических процессов, например, доминирующий вид воображения, настроения);
  • атмосфера творчества (доверительное общение, сотрудничество, сопереживание, вера в силы ребенка, поддержка при неудачах, сорадование при достижениях);
  • комплексное и системное использование методов и приемов;
  • мотивация (подведение детей к самостоятельной постановке или принятию задачи, поставленной взрослыми);
  • бережное отношение к процессу и результату творческой деятельности;
  • материальное обеспечение, свободный доступ к нему;
  • непосредственное обучение (гибкие и вариативные знания, способности , способы действия).

Помочь ребенку вступить в мир творчества, воображения и фантазии возможно только в ситуации свободы, комфорта, развивающей среды. У ребенка должна быть возможность творить тогда, когда он этого захочет.

Творчество непосредственно связано с игрой и имеет  ряд общих черт. К старшему дошкольному возрасту особое место занимает игра с правилами, к которой так близки занятия по керамике. Занятия по керамике для ребенка дошкольного возраста – способ участия во «взрослой» жизни, благодаря которым становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов, обогащение взглядов ребенка на действительность. Кроме того, занятия керамикой оказывают влияние на развитие наглядно-образного мышления, формирование внутреннего плана действий, произвольность поведения (воля, внимание, память).

       Воображение – основа любого творчества, необходимое условие умственной деятельности. Одно из главных требований к заданиям - творческий характер, т.к. воображение проявляется прежде всего там, где задачи содержат некоторую неопределенность, недосказанность, неоднозначность, они не имеют единственно заданного решения. Чтобы  решить  такую  задачу   ребята должны  проявить и гибкость ума, и оригинальность мыслей, и свои конструктивные способности, вложить все воображение и фантазию. Каждый раз работа должна оказывать и интеллектуальную , и эмоциональную нагрузки. В этом может помочь использование  литературных, музыкальных произведений, заранее подготовленный фон для композиций («грустный город», «пустынный берег», «морское дно» и т.д.), оформление «комнаты сказок», шкатулка мастера, где хранятся его тайны, различные игры-упражнения и т.д. И эмоциональный, и интеллектуальный факторы в равной степени необходимы для творческого процесса. Чувство, как и мысль, движет творчеством человека.

      Образы в воображении ребенка, которые возникли в ответ на поставленную задачу, это результат его впечатлений и представлений, которые  он получил в реальной жизни. И чем богаче и разнообразнее наблюдения ребенка, тем шире его возможности к  импровизации творческого мышления, это было доказано Выготским Л.С. в его работе «Воображение и творчество в детском возрасте».

Для того, чтобы творческая деятельность была и продуктивной, и фантазии ребенка нашли свое воплощение, ему необходимо приобрести навыки планирования, последовательной реализации замысла. При воплощении задуманного нужны и достаточно четкие представления об образе, понимание того, каким ты хочешь его сделать и знание как этот замысел реализовать в материале,  поэтому очень важно выявить детали и части, из которых складывается образ. Здесь очень важна роль педагога: регулярное обращение внимания детей и анализ характерных черт того или иного образа. Это достигается с помощью обращения к литературе, музыке, живописи, графике, наблюдениями в реальной жизни.

       Очень важно не форсировать творческие достижения, не сравнивать детей между собой. У каждого ребенка свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности. Все творческие проявления ребенка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества.

       Занимаясь керамикой, ребенок постепенно открывает смысл творческой деятельности: не следовать готовым шаблонам, образцам, а искать свое собственное оригинальное решение, не бояться свободно высказываться, воплощать и  доводить задуманное до конца.      

      Таким образом, работа с воображением и творческими возможностями дошкольников – тонкий процесс, затрагивающий все развитие личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослых, от того, как будут воспитываться дети, какие по...

Влияние музыки на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...

Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста

Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...