Главные вкладки

    Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста
    статья по теме

    Короткова Марина Геннадьевна

    Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovye_igry.docx15.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста

    Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кисти рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы, и наоборот.

    Обычно, в 2-3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту он превратился в любознательного человека, умеющего ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями. В группе детского сада ребенка окружает множество игр, дидактических материалов, расположенных на низких открытых полках. Всё это доступно и предоставлено для самообучения. Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания-расстегивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д., купанием и одеванием куклы, научится стирать платочки, гладить их утюжком, красиво накрывать стол, мыть посуду, аккуратно есть. Руками ребенок начнет осваивать и сенсорные эталоны: величину, цвет, структуру поверхности и многое другое.

    От ощущения - к восприятию,

    От восприятия - к представлению,

    От представления - к пониманию.

    Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная познавательная деятельность дополняли одна другую. По статистическим данным, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, значит надо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И в том числе оздоравливающие, корректирующие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения. Для этого используются ладони и ступни ног, т.к. на них находятся важнейшие точки, которые влияют на физическое и психическое состояние ребенка.

    Для младших дошкольников уместно использовать такие упражнения, как «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются».

    Что касается рук, здесь возможностей еще больше. Дети очень любят играть в разнообразные пальчиковые игры. Пальчиковые игры - развлекательное и оздоравливающее занятие. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста. После овладения детьми пальчиковыми играми отмечено, что у детей происходят положительные изменения в общении со сверстниками и взрослыми, появляется интерес к возможностям своей руки, улучшается координация движений кисти, а чувство ритма помогает ребенку придумывать собственные текстовки.

    Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но наиболее естественна она в детском театре.

    В дошкольном учреждении используются разные виды театров.

    «Театр   пальчиков»:   артисты   и   персонажи   всегда   готовы   к выступлениям.   На  пальцы   можно   надеть   «напёрстки»   в   виде зверушек или сказочных героев.

    «Театр рукавичек»: требует от взрослых умения из старых перчаток или варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

    «Театр Петрушек»: перчаточный кукольный театр, более подходит старшим дошкольникам. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, распределять роли, озвучивать сценки, подбирать декорации и музыку. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами. В результате совместного творчества детей и взрослых появятся веселые сценки и даже «Театр в руке» или «Ручной театр».

    Превращается рука

    И в котенка и в щенка.

    Чтоб рука артисткой стала,

    Нужно очень-очень мало:

    Специальные перчатки, Ум, талант - и все в порядке.

    Наблюдательные взрослые, имеющие опыт общения с детьми, отмечают, что ребенок до 4-х лет больше изображает, показывает, чем рассказывает, объясняет. В этом возрасте артикуляционные органы еще «не успевают» за мыслями, чувствами, желаниями, а рука и тело уже освоили способы передачи информации. Причем, сообразительные и разговорчивые дети пользуются руками при объяснении ничуть не реже, чем немногословные. На основании этого, очень уместно использовать в детском саду игры в «сурдоперевод». Суть их в том, что один ребенок медленно читает незамысловатое стихотворение, а другой показывает его содержание руками, жестами, телодвижениями (это дактильная речь).

    С детьми 5-6 лет полезно также играть в «Театр теней». Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры в театр, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    влияние подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста

    Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослых, от того, как будут воспитываться дети, какие по...

    Влияние пальчиковых игр на развитие ребенка дошкольного возраста

    В данной работе рассматривается вопрос о влиянии пальчиковых игр на  речь детей дошкольнго возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,  творческие способно...

    «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста » /Презентация/

    «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста »...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

    Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"

    Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...