Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
проект (младшая группа)
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 136.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 «Аленушка»»
Проект
"Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
возрастная категория детей 3-4 года
Разработчики: Проценко Е.А.
Актуальность.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.
Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони.
Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.
Задачи:
· Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
· Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
· Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
· Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
· Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
· Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
·Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
· Обеспечивать эмоциональное благополучие.
· Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
· Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
· Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
· Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
· Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
· Развивать творчество и креативность участников проекта.
· Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Продолжительность проекта: долгосрочный - 3 месяца (сентябрь-октябрь-ноябрь)
Тематика проекта: познавательно-игровая.
Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, экспериментально-игровая, чтение художественной литературы.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Вид проекта: групповой, фронтальный.
Этапы реализации проекта
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
Литература:
А.Е. Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ Астрель: Профиздат,2007.
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.
М. Султанова «Весёлые задания для детей 3 лет», О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.
О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ Астрель 2003
С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.
Предметно - развивающая среда в группе по развитию мелкой моторики
- мячи (колючие, рифленые, плюшевые,);
- пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; ;
- веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- щетки для волос коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
- клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
- моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
- грецкие орехи – для самомассажа кистей;
- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
- мелкая мозаика;
- мелкий конструктор;
- разрезные картинки;
- изготовлены информационные стенды для родителей.
- Бумага разной фактуры.
- Ленты, банты. шнуровки.
- Крупы.
- Клубочки ниток.
- Счетные палочки.
Изучив опыты работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому в составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:
- Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
- Пальчиковая гимнастика.
- Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
- Игры на координацию движений.
- Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Ожидаемый результат:
Я надеюсь, что систематическая работа в данном направлении, позволит достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствуется их умение действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшиться память и речь.
Результативность:
Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
В ходе работы над проектом:
- Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
- Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
- Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Вывод:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Список литературных источников
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
- Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
- Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Консультация для родителей
Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Одним из средств развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка является развивающий массаж.
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи.
При его систематическом проведении улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, что помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.
Плантарный массаж (индийский) – массаж стоп
Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.
Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.
Техника плантарного массажа
При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.
Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).
Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.
Аурикулярный массаж – массаж ушных раковин
Показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Такой несложный, не имеющий противопоказаний массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.
Пример аурикулярного массажа (целенаправленное влияние на зоны внимания)
Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:
1 - противокозелок;
2 - треугольная ямка;
3 - зона перехода ножки завитка в восходящую часть;
4 - самая глубокая часть раковины (воронка).
Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять – Дорожка идет,
Будем с вами мы играть. По этой дорожке
Есть у ушка бугорок Наш пальчик пройдет.
Под названьем «козелок». Чтоб гладкой была…
Напротив ушко мы помнем И дальше продолжилась
И опять считать начнем. Наша игра.
Раз, два, три, четыре, пять – Снизу в ушке ямка есть,
Продолжаем мы играть. Нужно ямку растереть
Сверху в ушке ямка есть, Раз, два, три, четыре, пять -.
Нужно ямку растереть. Продолжаем мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять – Ушкам отдыхать пора.
Продолжаем мы играть. Вот и кончилась игра.
Из ушка к верхушке Поглаживание ушных раковин.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
Литература:
А.Е. Белая, В.И.Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ Астрель: Профиздат,2007.
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.
М. Султанова «Весёлые задания для детей 3 лет», О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.
О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ Астрель 2003
С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.
..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук...
Роль пальчиковых игр в развитие детей младшего возраста
Достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например чт...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФГОС ДО».
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной...
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика-необходимая и нужная вещь....
Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...
Роль пальчиковых игр в развитие детей младшего возраста
Раннее детство - особый период становления органов и систем и поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития ребенка. Речевые реакции, нормальное развитие речи ребенка о...
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются....