Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"
проект (младшая группа)

Щербакова Ольга Леонидовна Воспитатель

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovye_igry.docx134.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное         учреждение «Детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок»» Малышевского городского округа

                                         


Проект

"Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"

                          возрастная категория детей 3-4 года

http://itd1.mycdn.me/image?id=837906350969&t=20&plc=WEB&tkn=*pe9CK7HlPmzo92YLKoFMv24F8ho

Разработчики: Андрющенко О.С.

                             Щербакова О.А.

Актуальность.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Цель проекта: укрепление психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пальчиковыми играми.

Задачи: 

· Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

· Развить фантазию,  речь, мышление,  ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

· Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

· Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

· Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

· Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

·Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

· Обеспечивать эмоциональное благополучие.

· Расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.

· Воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

· Развивать познавательные способности,  психические процессы детей.      

· Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.

· Обогащать детей  разнообразными сенсорными впечатлениям.

· Развивать творчество и креативность участников проекта.

· Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Продолжительность проекта: долгосрочный  - 3 месяца (сентябрь-октябрь-ноябрь)

Тематика проекта: познавательно-игровая.

Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, экспериментально-игровая, чтение художественной литературы.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Вид проекта: групповой, фронтальный.

                             

                                    Этапы реализации проекта

 

   Этапы

                           Мероприятия

     сроки

 

1-й этап.

Подготови-

тельный.

–Изучение методической литературы по данной теме М.М. Кольцова,

 Б.И. Пинский, Л.В. Антакова-Фомина о связи интеллектуального развития

и моторики пальцев рук;

–изучение авторской программы И.А. Лыкова «Цветные    ладошки»

для детей младшего дошкольного возраста;

 – Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;

 – Подбор наглядно – информационного и консультативного

 материала для родителей.

Разработка перспективного планирования работы с детьми.
– Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей,

средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания,

длительности проекта и участия в нем родителей. 

– создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей).

   

     

Сентябрь

2-й этап.

Основной.

-Экспериментально-игровая  деятельность:   познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага, нитки)

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники)

– Проведение семинара-практикума для родителей “С пальчиками играй, про язычок не забывай”.

– Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед для родителей: “Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка”,

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

«Бизиборд - занимательная развивающая доска  для ребёнка», «Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой».
– Проведение мастер-класс для родителей

“Дидактические игры для развития мелкой моторики”.
– Включение пальчиковой гимнастики в образовательные области, и  во все режимные моменты. 
– Фотосессия “Учимся играть пальчиками” ( для родителей.)
– Разучивание потешек, стихотворений.

 Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

В ходе реализации проекта

октябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

постоянно

постоянно

ноябрь

В ходе реализации проекта

3-й этап.

Заключительный.

– Презентация материалов проекта на родительском собрании.
– Фотовыставка “Говорящие пальчики”.
– Выставка детских работ “Все умеют наши ручки!”.
– Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.
–Анализ результатов и подведение итогов по реализации проекта, с презентацией материала на родительском собрании.

ноябрь

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

      Литература:

         А.Е. Белая, В.И.Мирясова   «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,  АСТ Астрель: Профиздат,2007.

      О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.

      М. Султанова   «Весёлые задания для детей 3 лет»,  О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.

      О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика».  Москва. АСТ  Астрель 2003

      С. Шанина, А. Гаврилова  «Пальчиковые упражнения  для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.

                                                                                       

 

Предметно - развивающая среда  в группе по развитию мелкой моторики

  • мячи (колючие, рифленые, плюшевые,);
  • пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; ;
  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • щетки для волос коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
  • моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи – для самомассажа кистей;
  • «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
  • мелкая мозаика;
  • мелкий конструктор;
  • разрезные картинки;
  • изготовлены информационные стенды для родителей.
  • Бумага разной фактуры.
  • Ленты, банты. шнуровки.
  • Крупы.
  • Клубочки ниток.
  • Счетные палочки.

Изучив опыты работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому  в составленные игровые комплексы, включались следующие виды деятельности:

  1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Работа с различным материалом (семена, бусинки, крупные пуговицы, бумага, шнурки и т.д.)
  4. Игры на координацию движений.
  5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами).

Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.

Ожидаемый результат:
Я надеюсь, что систематическая работа в данном направлении, позволит достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствуется их умение действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысится уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшиться  память и речь.

 Результативность:

Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Детям со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
В ходе работы над проектом:

  • Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
  • Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
  • Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вывод:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список литературных источников

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  3. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
  4. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.
  9. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Консультация для родителей

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребенка. Одним из средств развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка является развивающий массаж.

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи.

При его систематическом проведении улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, что помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.

 Плантарный массаж (индийский) – массаж стоп

Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.

Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.

Техника плантарного массажа

При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.

Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.

Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин).

Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.

Аурикулярный массаж – массаж ушных раковин

Показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Такой несложный, не имеющий противопоказаний массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.

Пример аурикулярного массажа (целенаправленное влияние на зоны внимания)

Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:

1 - противокозелок;

2 - треугольная ямка;

3 - зона перехода ножки завитка в восходящую часть;

4 - самая глубокая часть раковины (воронка).

 

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –                               Дорожка идет,

Будем с вами мы играть.                                    По этой дорожке

Есть у ушка бугорок                                           Наш пальчик пройдет.

Под названьем «козелок».                                  Чтоб гладкой была…

Напротив ушко мы помнем                               И дальше продолжилась

И опять считать начнем.                                    Наша игра.

Раз, два, три, четыре, пять –                              Снизу в ушке ямка есть,

Продолжаем мы играть.                                     Нужно ямку растереть

Сверху в ушке ямка есть,                                   Раз, два, три, четыре, пять -.

Нужно ямку растереть.                                       Продолжаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять –                               Ушкам отдыхать пора.

Продолжаем мы играть.                                     Вот и кончилась игра.

Из ушка к верхушке                                            Поглаживание ушных раковин.

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

      Литература:

         А.Е. Белая, В.И.Мирясова   «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,  АСТ Астрель: Профиздат,2007.

      О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры», Спб: Издательский Дом «Литера», 2008.

      М. Султанова   «Весёлые задания для детей 3 лет»,  О.О.О. «Хатбер – пресс» 2008.

      О.В. Узорова «Пальчиковая гимнастика».  Москва. АСТ  Астрель 2003

      С. Шанина, А. Гаврилова  «Пальчиковые упражнения  для развития речи и мышления ребёнка», М.РИПОЛ классик; ДОМ ХХ1 век. 2010.

..                                                                                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста

Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста...

Педагогический проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников"

Проект разработан с целью развития мелкой моторики кистей рук и развития речи младших дошкольников...

Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего возраста"

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное с...

Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста

Речь в раннем возрасте, как указывал Д.Б.Эльконин, надо рассматривать "не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями"....