Главные вкладки

    Консультация на тему:"Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка дошкольного возраста"
    консультация (младшая группа) на тему

    Стариннова Ольга Васильевна

    "Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольника"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_palchikovyh_igr_na_razvitie_rebyonka.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста.

      Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

      Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

      Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

      Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.

      Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: “А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?”, в пословицах: “Отбиться от рук”, “Всё дело в его руках”, “Дать волю рукам”, “Глаза бояться, а руки делают”.

      Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учёными. “Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли” (В.А. Сухомлинский).

      Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

      Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор Су-Джок терапии Пад-Жеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.

      Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. В нашем ДОУ дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Это ещё не всё. В каждом шарике есть “волшебное” колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

      Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: “Сорока-ворона кашу варила…”” или “Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,…” и другие.

      Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.

      Пальчиковые игры и упражнения– уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

      Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

      Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

    Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

      Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

      Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

    Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

    • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
    • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
    • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
    • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
    • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
    • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
    • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
    • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
    • а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

      Необходимо помнить три важных правила.

      Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

    второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

    третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

      Основные принципы проведения пальчиковых игр:


    - Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой  
    - При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

    - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
    - Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
    - Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
    - Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

    Этапы разучивания игр:

    1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
    2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
    3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
    4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
    5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.



     
    Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. От  таких игр ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста

    Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста...

    Влияние пальчиковых игр на развитие ребенка дошкольного возраста

    В данной работе рассматривается вопрос о влиянии пальчиковых игр на  речь детей дошкольнго возраста. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,  творческие способно...

    Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

    Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

    Консультация для воспитателей по теме «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».

    Сказка –  это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана н...

    Влияние игрушек на психическое развитие ребёнка дошкольного возраста

    Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки.  Каким образом, она неблагоприятно влияет на психику и здоровье детей? Чем руководствуются взрослые, покупая игр...

    Консультация-по-теме-Влияние-игры-на-речевое-развитие-ребёнка

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения,является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннегополноценного развития ребенка....

    Консультация для родителей: "Необходимость пальчиковых игр в развитии ребёнка дошкольного возраста".

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы  консультация для родителейна тему:"Необходимость пальчик...