Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи на тему

Максименко Татьяна Олеговна

Опыт моей работы в логопедической группе - рациональное сочетание традиционных и современных методик для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние ритма на речевое развитие

 детей старшего дошкольного возраста.

Максименко Татьяна Олеговна,

воспитатель логопедической группы,

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония», г. Тулун

   В процессе изучения методики развития речи дошкольников, отметила, что теоретики и практики акцентируют свое внимание на важности развития фонематического слуха и формирования ритмических способностей. Ими установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве ритма замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений дети меняют слова, нарушают рифму, так как не слышат «пульсации» строки, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. Как факт, в дальнейшем, слабое развитие слуховых и ритмических способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

   Опыт моей работы в логопедической группе показывает, что образовательно-воспитательный процесс в данном ключе необходимо выстраивать таким образом, чтобы рационально сочетать традиционные и современные методики для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

   Традиционно положительную роль продолжают выполнять дидактические игры и упражнения на развитие ритмического чувства у детей дошкольного возраста («Послушай, как стучит сердце», «Прохлопай ритм», «Слова на ладошках» (слоговой ритм слова), «Морзянка», «Рифмовочки» и др.). Данные игровые упражнения носят не только обучающий и развивающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом, так как направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Кроме этого  перечисленные дидактические игры создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат сравнивать и оценивать звуки по темпу и силе удара.

   Активно использую в своей работе и «звучащие» жесты, под которыми понимается игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.

   Термин «звучащие жесты» принадлежит Г. Кетман. Идея использовать те «инструменты», которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, так как подобные формы ритма есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Звучащие жесты в сочетании с ритмом музыки помогают добиться эмоциональной разрядки, снять нервное напряжение, умственную перегрузку и утомление.

Действительно, двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

   Использование «звучащих жестов» в речевых упражнениях, при заучивании наизусть стихотворений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в просодический мир речи.

   Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.  В своих трудах Александрова Н. Г., Далькроз, Румер М. А., Збруева Н. П., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорят об эффективном влиянии  ритмики на гармоничное развитие ребенка, на коррекцию речевых нарушений.

   Поэтому в своей практике развивающую и коррекционную работу выстраиваю в направлении от движения к речи, с успехом внедряя современные методики, такие как фонетическая ритмика, логопедическая ритмика.

   Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формировать фонетически правильную речь, а в сочетании с дыхательными упражнениями улучшается ритмика всего организма, развивается самоконтроль и произвольность.

   Содержание фонетической ритмики носит игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.

   Обязательное условие фонетической ритмики - активное использование жестов, мимики, интонационного и ритмического языка.

   Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики дает положительные результаты:

- активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

- нормализуется речевое дыхание;

- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- уточняется артикуляция звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

- повышается речевая активность детей.

   Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, речевого и физического развития.

   Логоритмика в своей основе - ритмичная деятельность, а ритмическая способность тесно связана с эмоциональным развитием ребенка. Проявление любой ритмичности всегда сопровождается выраженными положительными эмоциями.

   Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Посредством логоритмики реализуются такие задачи, как:

- нормализация темпа и ритма речи;

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- развитие моторики, мимики, пантомимики;

- формирование правильного звукопроизношения и др.

   Логоритмические занятия способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания, музыкальности. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации.

   Особое внимание уделяю логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения и упражнениям по методике «Расскажи стихи руками», которые я использую как логоритмические с обязательной расстановкой ритмических акцентов. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы, произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения и образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

   В заключении хотелось бы отметить и тот факт, что хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: ритмического рисунка и  звукобуквенной структуры слова, просодики, развития других лингвистических способностей (словообразования).

   По моему мнению, комплексное воздействие данных методик на детей эффективно и дает успешную динамику речевого развития, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб. 2012.
  5. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 2011.        
  6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Влияние этюдов и игр - импровизаций на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность, а точнее, импровизации и этюды играют большую роль в воспитании и развитии дошкольников. Участие в них помогают естесственно и всесторонне развиваться,  учат думать...

Влияние сказок на нравственно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

·        Познакомить с теоретическими обоснованиями влияния сказки на воспитание и развитие детей.·        Раскрыть нравственно-ре...

Доклад на тему: «ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

quot;Игра - это искорка, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". В.А. Сухомлинский....

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Cниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве ритма замедляется становление разверн...

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...