Влияние этюдов и игр - импровизаций на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Терехова Наталья Александровна

Театрализованная деятельность, а точнее, импровизации и этюды играют большую роль в воспитании и развитии дошкольников. Участие в них помогают естесственно и всесторонне развиваться,  учат думать, анализировать, говорить правильно и выразительно. Учат детей быть  творческими личностями, способными воспринимать всё новое и импровизировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ 23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние этюдов и игр – импровизации на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

В целом, театрализованная деятельность, а точнее, импровизации, игры и этюды играют большую роль в воспитании и развитии дошкольников. Если обратиться к анализу отечественной и зарубежной литературы по данной тематике, то становится очевидно, что участие в импровизациях, этюдах помогают старшим дошкольникам естественно и всесторонне развиваться. Таким образом, импровизации и этюды обладают большими воспитательными и развивающими возможностями. Принимая участие в импровизациях и этюдах, дети учатся думать, анализировать, говорить правильно и выразительно. Этюды и игры-импровизации помогают активизировать словарь старшего дошкольника, совершенствовать звуковую культуру речи, развивать интонационный строй. В ходе исполнения определенной роли в игре-импровизации или в этюде ребенок учится ясно, четко и понятно излагать мысли.

Игры-импровизации и этюды как часть театрализованной деятельности обладают универсальным характером в плане педагогического применения. Достаточно богаты и коррекционные возможности данных форм работы со старшими дошкольниками. Именно театрализованная деятельность дает возможность решения многих педагогических задач, касающихся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в импровизационных играх и этюдах, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, а значит, они познают мир. Одновременно посредством театрализованной игры мы можем привить детям интерес и любовь к родной культуре, литературе, театру, сформировать уважительное отношение друг к другу, помочь им преодолеть скованность и неуверенность в себе, которые мешают речевому развитию. Наконец, нельзя не заметить, что игры-импровизации и этюды учат детей быть творческими личностями, способными воспринимать все новое и импровизировать.

Нельзя обойти внимание и тот факт, что участие в играх- импровизациях, этюдах способствует улучшению речи и ее грамматического строя. Согласно мнению многих исследователей, развитие в старшем дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком - это необходимые компоненты образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Если воспитатель умело ставит вопросы в процессе подготовки к игре- импровизации, то дети учатся анализировать, делать выводы. Таким образом активизируется процесс умственного развития, а данный процесс тесно связан с совершенствованием речи. Участвуя в импровизациях и этюдах, дети получают новые богатые впечатления, соответственно, об увиденном и пережитом они хотят рассказать друзьям, родителям. Это также способствует развитию речи и коммуникативных навыков старших дошкольников. Дети учатся вести диалог, передавать свои впечатления посредством монологической речи. Здесь уместно привести высказывание знаменитого писателя Джанни Родари, который отмечал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».

Использование в воспитательной практике игр-импровизаций и этюдов позволяет учесть главные факторы речевого развития старших дошкольников, а именно, речь идет о подражании речи взрослых, накоплении представлений о явлениях окружающей действительности, общении с другими детьми, со взрослыми, разнообразных видах совместной деятельности, речевой активности, которая мотивируется близкими для ребенка интересами и потребностями.

Крайне важно в старшем дошкольном возрасте усиленно заниматься речевым развитием, поскольку, к сожалению, нередки случаи, когда ребенок

вступает в школьный период своей жизни со слабо развитыми речевыми навыками.

Этюды и игры-импровизации направлены на то, чтобы работать над следующими речевыми проблемами: односложность речи, ее бедность, наличие недостаточного словарного запаса, бедность диалогической речи, неспособность к построению монологической речи, отсутствие навыков культуры речи в целом. Театрализованная деятельность помогает развивать коммуникативные способности и существенно разнообразить речевую практику старших дошкольников, чтобы к школе они уже подошли достаточно подготовленными. На практике целесообразно применять различные по характеру этюды и игры-импровизации, направленные на формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие звуковой стороны речи.

Что касается построения занятий, то здесь можно использовать разные сценарии, учитывая такие факторы, как время занятий, настроение детей. Начинать занятие можно с импровизационных музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с игр занимательного характера. А затем уже переходить к более сложным формам работы - к театрализованным этюдам.

Работа над этюдами - это хорошая школа, которая помогает детям выражать свои чувства, понимать других людей, слышать их. Впоследствии такие дети не будут испытывать речевых и коммуникативных трудностей не только со сверстниками, но и со взрослыми. Достаточно хорошие результаты можно получить, разыгрывая с детьми знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». На наш взгляд, лучше даже не заучивать текст с детьми, а дать им возможность импровизировать, придумать диалоги самостоятельно.

Обобщая вышесказанное, можно выразить уверенность в том, что этюды и игры-импровизации — эт о незаменимый метод развития речевых навыков при работе со старшими дошкольниками.

        Список литературы:

  1. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.
  2.  Макаренко, JI. Здравствуй, театр! / JI. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 28.
  3.  Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
  4.  Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Влияние сказок на нравственно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

·        Познакомить с теоретическими обоснованиями влияния сказки на воспитание и развитие детей.·        Раскрыть нравственно-ре...

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Опыт моей работы в логопедической группе - рациональное сочетание традиционных и современных методик для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей....

Доклад на тему: «ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

quot;Игра - это искорка, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". В.А. Сухомлинский....

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Cниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве ритма замедляется становление разверн...

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...