речь ребенка третьего года жизни
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Анна Алексеевна Лобанова

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка третьего года жизни

Развитие речи ребенка имеет первостепенное значение в его социальной адаптации и становлении личности. Ошибочно полагать, что этот важный процесс происходит только в момент произнесенного первого слова, на самом же деле все начинается намного раньше. Малыш совершенствует навыки общения ежедневно с момента рождения, поэтому колоссальную помощь в этом непростом деле должны оказывать люди окружающие его.

К 3 годам малыш имеет необходимый багаж знаний и практических умений для произнесения, как отдельных слов, так и простых предложений. Если этого не происходит, стоит задуматься о правильности развития речи маленького человечка. Это не говорит об отклонениях самого ребенка или его слабых способностях, ведь все от него зависящее он инстинктивно сделал: научился держать головку, садиться, ползать, ходить и т.д.

Явление неправильного развития речи у детей по вине невнимательных родителей в плане общения приводит к трате времени и средств на занятия со специалистом, торопливому наверстыванию упущенного, чего ребенок не понимает и воспринимает со страхом или капризами.

Чтобы не терзать ни себя, ни малыша в будущем, матери проще производить диагностику развития речи ребенка самостоятельно. Самостоятельно малыш с трудом научится говорить, что может привести к множеству отрицательных последствий, например, психологической травме или замкнутости, поэтому родителям следует активно заниматься развитием речи детей, чем раньше, тем лучше.

Любящие матери всегда чутко реагируют на любые изменения самочувствия или настроения своего ребенка, с готовностью принимают все необходимые меры по обеспечению крохи максимальным уровнем комфорта и забывают об общении. Однако счастливое детство может омрачиться, если в один прекрасный день логопед в поликлинике даст направление в специализированный детский сад с логопедическим уклоном вместо заранее запланированного детского учреждения рядом с домом.

По характеристике каждого временного периода (месяц, полугодие, год) родители способны сравнить уровень развития речи у ребенка с нормативным, начиная уже с первого месяца.

Развитие речи у годовалых детей обычно выражается в лепете 3-4 слов, их ассоциации с предметами и реакции на часто повторяющиеся слова, например, «нельзя». Малыши реагируют на незнакомые лица и отлично распознают голоса родителей. Чтобы добиться такого результата, с ними нужно практически постоянно разговаривать, часто произносить некоторые значимые для крохи слова, например, «мама», «папа».

Речь ребенка 2 лет должна включать в себя знание около 50 слов и достаточно четкое их произношение. На этом этапе дети могут связать предложение из 3-4 слов (в т.ч. правильно применять местоимения), показать и назвать часть тела, трудности в произношении вызывают только «сложные» гласные «р», «л», некоторые свистящие и шипящие звуки.

Речь ребенка 3 лет осмысленна, т.к. малыш сам начинает задавать вопросы и говорить на интересующие темы. Словарный запас может доходить до 700 слов, осуществляется построение предложений из 5-8 слов с правильной постановкой падежей. В связи с такими достижениями дети с интересом начинают слушать сказки, потому что воспринимают смысл происходящего. В случае, если речь ребенка 3 лет сбивчива и явно «не дотягивает» до нормы, малыш будет относиться специалистами в группу риска.

Причинами тому могут стать:

  • недостаточное общение и слабая эмоциональная связь с родителями. Контакт с близкими людьми – это передача опыта и знаний, в т.ч. и речевых. Идеальной средой для обучения ребенка словам будет спокойная, внятная, правильная, четкая речь мамы (папы, бабушки т.д.) в атмосфере спокойствия и уюта. Начинать необходимо с простых повседневных слов, произнесенных в игровой форме (продолжение загадки, стишок, песенка, считалка). Очень много детских вопросов провоцируют сказки и книги с картинками. Веселое совместное времяпровождение благотворно повлияет на малыша, и он вскоре сам будет проявлять инициативу к занятиям. Противоположный серьезный и вдумчивый метод общения также плодотворно повлияет на развитие речи ребенка 3 лет, т.к. возраст позволяет развивать мышление и словарный запас путем регулярной ненавязчивой беседы в конце дня. Можно спросить малыша о произошедших событиях, отношении его к поступкам сверстников и т.д. Важно поддерживать разговор и не отвлекаться хотя бы 30 минут в день, улавливать логику повествования от начала до конца. Когда дети чувствуют, что родителям искренне интересно разговаривать с ними, то в скором времени вечерний «отчет» будет озвучен без напоминаний.

Нецензурные, двусмысленные, искаженные слова недопустимо использовать в присутствии детей, также желательно как можно позже знакомить чадо с телевизором, компьютером, говорящими игрушками – это отвлекает и приучает детей молчать и слушать.

В настоящий момент развитию речи и фантазии у детей посвящены многочисленные пособия с разработанными практическими интересными занятиями. В процессе рисования, лепки, собирания конструктора мама может задавать вопросы ребенку, а он в свою очередь с удовольствием поделится своими творческими планами;

  • неправильный прикус, необходимость подрезки уздечки; ребенок правильно строит предложения, словарный запас соответствует уровню развития речи ребенка в 3 года, но произносятся они невнятно - возможно поможет поход к детскому стоматологу. Стоматологические дефекты не редкость у растущих организмов (особенно неправильный прикус), но исправимы, например, современными пластинками;
  • появление невнятных слов под влиянием других людей, например, детей или слов из чужого сленга объясняется детской любознательностью и удивительной способностью перенимать слова-паразиты. В таком случае следует попросить окружающих (с кем контактирует ребенок) употреблять правильные слова. Речь идет не только о подростках, но и о пожилых людях, которые нередко произносят слова неправильно;
  • слабое развитие мышц ротовой полости может усилить нежелание малыша четко говорить; на выручку придет опять игровая форма гимнастики, например, надувание мыльных пузырей, высовывание языка, имитация голосов птиц, кошки, собаки, змеи и т.д.

Развитие речи у детей занятие несложное, но трудоемкое, т.к. требует времени, терпения, хорошего настроения и спокойствия. Комбинация разнообразных способов стимулирования правильной речи в итоге всегда приносит долгожданный результат.


Девять правил, которые нужно знать о детской речи

Консультация для родителей

«Обсуждение с ребенком ваших действий»

Вы можете чувствовать себя глупо, когда говорите своему ребенку: "Что папа делает? Он открыл холодильник. О, смотри. Он достал молоко!" Но мы обещаем, чем больше вы говорите со своим ребенком, тем больше у него будет словарный запас. Такие беседы можно проводить везде: и дома, и на улице, и в магазинах.

Обсуждайте с ребенком свои или чужие действия, которые его заинтересовали. Если он указывает на кошку, но не может её назвать, помогите ребенку, сказав:  «Кошка. Какой маленький пушистый котенок". Чем больше вы будете разговаривать с вашим ребенком, тем больше у него шансов накопить солидный словарный запас.

Дети очень быстро учатся.

В период с 18 месяцев до 2 лет ребенок обычно знает до 250 слов. Словарный же запас именно вашего ребенка может быть больше на 50 и 100 слов! Психологи называют это быстрым развитием.

Дети начинают понимать раньше, чем они начинают говорить.

Скажите годовалому ребенку «Дай папе мяч" и он сделает это, даже если произнести он может только слово "мяч". В этом возрасте дети уже в состоянии выполнять простые просьбы. И примерно в это время дети произносят свои первые слова, хотя понимают они уже от 3 до 50 слов.

Не беспокойтесь напрасно.

Все дети изучают язык с разной скоростью, поэтому доверяйте своей интуиции. Не волнуйтесь, если ваш ребенок не проявляет желания общаться (например, не обращается к вам или не поддерживает с вами зрительный контакт)
не стесняйтесь, поговорите со своим врачом или логопедом.

Сопровождайте ваши слова, жестами и мимикой

Когда ребенок просит игрушку, дайте ему её и закрепите передачу словами. Произнося название вещей и игрушек каждый раз, когда вы даете их ребенку, вы укрепляете связи между звуками и объектами. Лучше произносить название предмета с его описанием, например «синий кубик»…

Произносите фразы четко и выразительно.

Короткие предложения могут иметь очень выраженную тональность. Например: «Стой», «Что ты делаешь?» и др. Старшие дети именно так разговаривают с младшими братьями и сестрами. Не бойтесь повышать тон. Произнесение фразы в повышенной тональности, поможет вам привлечь внимание ребенка и гарантировать, что он лучше поймет то, что вы говорите.

Первые слова на основе потребностей и интересов.

Обращайте внимание на интересы ребенка. Именно то, что его интересует, заставит быстрее произнести соответствующие слова. Так как у него есть мотивация получить желаемое. Это могут быть такие темы для беседы, как любимые продукты, рисунки или действия.

Чтение ребенку, стимулирует развитие речи.

Когда вы читаете своему ребенку, вы взаимодействуете с ним, позволяете услышать ритм речи. Кроме того, вы даете ребенку дополнительный объем речевой нагрузки, произнося множество слов, которые обычно не возникают в повседневной жизни. Например, когда в последний раз вы сказали "Бегемот" в случайном разговоре? Ребенок узнает не только новые слова, но и слышит различные их сочетания, различное стилистическое звучание. Исследования показывают, что дети, которым читают, лучше понимают язык и имеют более выразительную речь. Надоело вам читать«Репку»? Вы можете не читать дословно, а говорить о том, что изображено на картинках, описывать цвета и объекты, а также задавать вопросы о происходящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка третьего года жизни (консультация для родителей)

Советы родителям по развитию речи малыша 2-3 лет....

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка третьего года жизни»

Развитие речи ребенка третьего года жизни          На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предмет...

Развитие речи ребенка третьего года жизни

Памятка для родителей "Развитие речи ребенка третьего года жизни"...

Статья "Развитие речи ребенка третьего года жизни"

Полезная информация для родителей о развитии речи детей раннего возраста....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА  ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...

Речь ребенка третьего года жизни.

Консультация для родителей....

Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»

Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям не­обходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...