Логопедический лекторий для родителей
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Дудченко Галина Ивановна

Цикл консультаций о проблемах развития речи в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ольховский детский сад»
Ольховского района Волгоградской области

Логопедический лекторий для родителей в младшей группе.

ТЕМА:

 «Почему дети плохо говорят?»

        

Выполнила:

учитель логопед

Дудченко Г.И.

        

с. Ольховка 2012 г.


Почему дети плохо говорят?

    Каждому родителю хочется, чтобы его любимый ребенок говорил правильно четко, красиво! Однако, в последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с дефектами речи резко увеличилось. Как вовремя распознать проблемы, связанные с речью и справиться с ними? Так с чем же связано, что дети стали хуже говорить?
   Причин великое множество: это и экология, которая с годами лучше не становится, это и осложнения во время беременности, так как кора головного мозга формируется в первом триместре, проблемы в родах, послеродовом периоде. Но мы будем говорить только о том, что зависит от нас, родителей. Как помочь ребенку говорить правильно, подскажем в рубрике «Расти большой!».
    Часто от родителей, которые устраивают малыша в детский сад (а это 2-3 года), можно услышать: «У нас все хорошо, вот только мы не разговариваем, ну ничего, научимся!» Эта фраза вызывает у специалистов недоумение. Потому что развитие речи зависит от многих факторов. Это и развитие органов чувств: зрения, слуха; - и зрелость коры головного мозга; -и психофизическое здоровье: состояние памяти, внимания, мышления; -речевая среда: разговаривают ли с ребенком, занимаются ли с ним. Мы сегодня не будем говорить о серьезных проблемах, таких как родовые травмы, ДЦП. Родители этих деток находятся в постоянном контакте с педиатром, логопедом и знают, как помогать своему малышу. Мы говорим о случаях, когда родители видят проблему (ребенок молчит, или после года общается только при помощи отдельных звуков), но надеются « на авось». «Ничего, сам заговорит, вот услышит, как другие дети разговаривают...»         Конечно, заговорит, но как? Насколько чиста, свободна и правильна будет эта речь? Вот здесь все зависит от вас, дорогие папы и мамы. Во-первых, надо знать возрастные нормы развития речи. Не для того, чтобы сравнивать своего ребенка с другими. Этого как раз нельзя делать ни в коем случае. А для того, чтобы вовремя обратиться к специалисту. Один нюанс: часто родители обращаются к специалисту как раз вовремя. Например, в полтора-два года. Им говорят: пока рано, приходите в 4 года. А в 4- дефект уже устоялся, и справиться с ним гораздо сложнее. Поэтому найдите специалиста, который будет заниматься с малышом, и сами занимайтесь дома. Как это сделать, узнаем из нашего сюжета.
    Помочь ребенку совладать с непослушными звуками и не бояться сделать ошибку — задача нелегкая, но выполнимая. По словам дефектологов, чем раньше выявить проблему, тем проще ее устранить. И сделать это надо до трех лет, пока идет активное развитие коры головного мозга, и пока тот или иной дефект не укоренился. Здесь вам поможет знание возрастных норм становлении речи.
    Лечение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом способны давать поразительные результаты. Надо лишь набраться терпения и выполнять все домашние задания, которые дает специалист.
Развитию мелкой моторики рук специалисты уделяют особое внимание. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Массаж лица стимулирует ленивые артикуляционные мышцы, и тогда даже самые сложные звуки даются легко. Но все же главное- это ваше общение с малышом, ваш личный пример.
     «Во-первых, когда говоришь ребенку что-то, надо, чтобы он видел твое лицо... и обязательно все действия озвучивать».
Грамотный специалист порекомендует вам, прежде всего, заниматься общим развитием малыша. Произносить с ним отдельные слоги и простые слова. И ежедневно делать несложную гимнастику. И тогда успех обеспечен.
     Итак, подведем итоги нашей рубрики. Во-первых, помним, что нет неразрешимых проблем. Если есть подозрение на проблему, обращаемся к специалисту и терпеливо и последовательно устраняем ее. Каждый день пополняем словарь малыша новыми существительными и глаголами: «Сашенька, это- мячик. Саша бросает мячик, опа! Молодец!» Озвучиваем наши действия. Не сюсюкаем, произносим все четко. Читаем или прослушиваем детские сказки и песенки. Не забываем о массаже рук и лица. Зубной щеткой с мягким ворсом массируем язык, внутреннюю поверхность щек. И не гонитесь за быстрым результатом, ради того, чтобы похвалиться на детской площадке. Цените то, что есть, и ребенок благодарно откликнется на вашу заботу и терпение.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ольховский детский сад»
Ольховского района Волгоградской области

        

        

Логопедический лекторий для родителей в средней группе.

ТЕМА:

 «Причины патологии в речевом развитии»

        

Выполнила:

учитель логопед

Дудченко Г.И.

с. Ольховка 2012 г.


В последнее время отмечается стремительный рост патологии в речевом развитии детей дошкольного возраста.  Все меньше можно встретить детишек, речь которых развивается без нарушений. Многие родители задаются вопросом «Почему ребенок плохо говорит?» Однозначного ответа на этот злободневный вопрос нет. Причины этого явления можно найти и в с каждым годом ухудшающейся экологической обстановке, а также в том, что многие мамы часто не готовы к появлению ребенка и не знают или не хотят знать, как заниматься с ребенком. Кроме того, на нарушение речевого развития оказывают влияние многочисленные осложнения беременности.

Но самая главная причина того, что ребенок плохо говорит, заключается в том, что родители, не уделяют должное внимание развитию речи своих детей, что  не позволяет ребенку использовать заложенный в нем от рождения потенциал для развития речевой функции.

В норме первые слова дети должны начинать произносить к моменту исполнения им одного годика. Но некоторые детки начинают это делать чуть раньше, а некоторые чуть позже. Прекрасно, если годовалый малыш уже умеет говорить около 8-10 слов.  В два года ребенок уже должен составлять предложения из 2-3 слов, а словарный запас его уже должен составлять 200-300 слов.  В три года словарный запас ребенка увеличивает аж до 1000 слов.

Особенности развития речи у мамы или папы ребенка, как правило, передаются по наследству. Расспросите своих родителей о том, как у вас в детстве развивалась речь, не было ли каких-либо отклонений. Тогда, возможно, вы сможете найти причину того, почему ребенок плохо говорит. Большинство детишек рано начинают понимать речь, т.е. у них активно растет пассивный словарный запас, но применять его на практике начинают позднее, в связи с тем, что их мышцы языка и рта еще не развились в достаточной мере, чтобы произносить слова (они просто настроены на более медленное развитие). Говорить раньше, как правило, начинают девочки.  Вероятнее всего, это можно объяснить гендерными (половыми) различиями, а может и тем, что большинство мальчиков рождается более крупными, а, следовательно, они более расположены к травмам и гипоксии во время родов. Отсюда могут быть и задержки в речевом развитии.

Одно из важных значений имеет тот факт с кем и где проводит большую часть времени ребенок. Общение со сверстниками хорошо стимулирует речевое развитие. Поэтому детки, посещающие детский сад, говорить начинают раньше, чем дети, воспитывающиеся в домашних условиях.  Это обусловлено тем, что в детском саду просьбы и желания воспитатель или няня понимает значительно хуже, чем близкие ребенку люди. Поэтому ребенку приходится оттачивать день ото дня свой речевой аппарат, чтобы быть понятым окружающими.

Если ребенок плохо говорит, но при этом видно, что он понимает, когда к нему обращаются с просьбами типа «Скажи до свидания», «Пойдем гулять», «Подай мне игрушку», «Не трогай!», то поводов для беспокойства нет. Ребенок пока только осваивает речь и накапливает словарный запас, но еще не готов произносить слова. В случае же, когда в два года ребенок совершенно не говорит или в 3-4-летнем возрасте разговаривает так, его невозможно понять, то, конечно, необходимо принимать меры для  стимулирования нормального развития его речи.

Нередко, речь современных детей задерживается в своем развитии, бывает нечеткой, многие дети переставляют слоги или нечетко произносят слова (дизартрия). У многих детей дизартрия сохраняется вплоть до поступления в школу. Сегодня мнение о том, с какого возраста необходимы занятия с логопедом для ребенка с дизартрией. Если раньше считалось, что это нужно делать после 5 лет, то сегодня эта возрастная планка сдвинулась до возраста 3 лет.

Основные признаки, которые должны вызвать беспокойства родителей в отношении развития его речи:

  • отсутствие речи или слишком бедный словарный запас,
  • у ребенка возникают трудности при  объединении предметов в одну группу по обобщающему признаку и их названии (например, овощи, деревья, одежда и т.п.)
  • ребенок затрудняется в замене слова синонимом, например, «глядеть – смотреть», или подобрать к слову его антоним, например, «смеяться – плакать», «холодный – горячий»
  • с ребенком трудно устанавливается эмоциональный контакт
  • ребенок не проявляет активности при общении
  • ребенок не способен связно описать произошедшие события
  • ребенок неверно произносит отдельные звуки и переставляет слоги в словах.

 

Если вы обнаружили у своего ребенка описанные выше признаки, то есть повод обратиться к специалистам по развитию речи.

Специалисты смогут помочь вам:

  • Найти причины нарушений развития речи  
  • Определить круг учебных материалов, которые могут быть вами использованы для улучшения речи ребенка
  • установить регулярность и последовательность занятий, их временную протяженность и то, как их можно сочетать с обычными моментами повседневной жизни
  • выбрать материал по развитию  других познавательных процессов, влияющих в свою очередь на развитие речи, таких как память, мышление, внимание, а также мелкой моторики (например, мозаику, пазлы, сборные игрушки, лото и проч.)

 

Отличающиеся степенью тяжести речевые отклонения  дошкольника могут быть следствием многих причин, имеющих как биологическую природу, так социальную, оказывающих влияние на ребенка, начиная с внутриутробного периода и до окончания дошкольного возраста. Отставание в речевом развитии характеризуются определенными механизмами образования.

 

Выделяют органические и функциональные нарушения.

Нарушения органического характера связаны с поражением различных отделов головного мозга и других биологических систем организма и обусловливаются недостаточным уровнем зрелости коры головного мозга и отклонениями в строении и координации дыхательных и голосовых систем и артикуляционного аппарата.

Причины органических нарушений связывают с травмами, генетическими заболеваниями, интоксикациями, сосудистыми заболеваниями.  

 

Функциональные нарушения появляются под действием социальных причин, таких как педагогическая запущенность, психические заболевания, стрессы, социальная и эмоциональная депривация, возникающая при отсутствии нормального речевого и эмоционального общения со значимыми взрослыми.

Определение причин того, почему ребенок плохо говорит – самый первый этап в работе логопеда, дефектолога или психолога. На этом же этапе специалист собирает сведения о развитии ребенка, начиная с внутриутробного развития и до настоящего времени, о его здоровье, перенесенных заболеваниях, узнает о том, как воспитывается ребенок, в какой обстановке он живет, кто занимается его воспитанием, каковы особенности поведения данного ребенка в семье и в детском саду (ели он его посещает).  

На следующем этапе специалист разрабатывает индивидуальную коррекционную программу для ребенка, направленную на ликвидацию речевых нарушений.  

Но не стоит всецело полагаться на работу специалистов. Родители также регулярно должны заниматься с ребенком и уделять ему достаточно внимания.

 

Чтобы избавиться от проблемы, связанной с тем, что ваш ребенок плохо говорит, еще с младенчества нужно постоянно вести с ним разговор (иногда даже односторонний), несмотря на то, что вам кажется, что ребенок не реагирует на вашу речь.

Четко и спокойно называйте ему все предметы, указывая на них. Необходимо повторять это несколько раз.

Никогда не позволяйте себе разговаривать с вашим чадом на детском языке, искажая слова, неправильно называя буквы и т.п. Такая речь может только запутать малыша и будет оказывать только отрицательное влияние на его речевое развитие.

Разговаривайте с вашим ребенком всегда, независимо от ваших занятий. На прогулке рассказывайте ему обо всем, что вас окружает: цветах, деревьях, машинах, зданиях, детях и т.д. При переодевании малыша называйте ему его части тела, элементы одежды. Садясь за стол, говорите ему о посуде, столовых прибора, объясняйте для чего они предназначены.

Обязательно читайте вместе с ребенком книги с картинками, объясняйте, что изображено в книге. Находите знакомые крохе предметы на картинках и объясняйте значение новых.  Сначала читайте достаточно простые книжки и запоминающиеся легко стихотворения. Причем делать это необходимо по несколько раз – малышам это особенно нравится. Не нужно торопиться переходить на более сложные книжки, они должны соответствовать возрасту ребенка.

Не забывайте петь ребенку песни. Они могут быть любыми от простых детских до русских народных. Повторяйте их достаточно часть. Ребенок даже может танцевать под них или просто хлопать в ладоши. Это хорошо пополнит его словарный запас, да к тому же еще разовьет слух и чувство ритма.

Любые попытки крохи говорить самостоятельно необходимо поощрять, несмотря на то, что пока еще ребенок плохо говорит. Но со временем вы сможете ее понять. А сначала просто попытайтесь угадать желания ребенка по каким-нибудь другим признакам или задавая наводящие вопросы. Когда вы научитесь понимать ребенка, то после его высказывания, обязательно повторите четко правильно и ясно все, что он сказал.

Соблюдая эти нехитрые правила с раннего возраста ребенка, вы сможете избежать проблемы, что ваш ребенок плохо говорит.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ольховский детский сад»
Ольховского района Волгоградской области

Логопедический лекторий для родителей в старшей группе.

ТЕМА:

 «Если ребенок плохо говорит….»

        

Выполнила:

учитель логопед

Дудченко Г.И.

с. Ольховка 2012 г.


Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива,

 И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
                                                  Е. Щукина

Речь- это то, что отличает человека от всех других живых существ, которые есть на нашей планете. Речь человека может совершенствоваться на протяжении всей жизни, и нужна практически в любых видах деятельности. Как же развивается речь? Какие трудности подстерегают детей при ее освоении?

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и так далее. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

О нормальном речевом развитии ребенка.

Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале.  Он должен быть ясным, чистым, не хриплым.  Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель.  Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления.  Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно

гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу».  Гуление не возникает у младенца стихийно.  Его появление связано си эмоциональным общением со взрослым.  Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех.  Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания.  В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления».  Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5—6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо».  Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых.  Он следит за тем, как Вы произносите звуки.  Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулять, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства.  Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декларирования.  Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.  В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.  

К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «авиа», «пи-пи» и т. п.

К 1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!»  Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

К 3 годам из речи ребенка уходит, так называемое, физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к5], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»).  Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»).  Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»).  Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.  Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].  Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет, нормально развивающийся ребенок, правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических оши

бок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.  Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы.

Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?» Однозначно ответить на этот вопрос сложно.  Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи, возможно.  Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно.  Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет.

 Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили.  Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

При логопедическом обследовании воспитанников дошкольных учреждений выявляются следующие речевые нарушения:

ЗРР – задержка речевого развития

НПОЗ – нарушение произношения отдельных звуков

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи

НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи

ОНР –общее недоразвитие речи I, II, III уровня речевого развития.

Возникновению речевых нарушений способствую разнообразные причины. Такие как:

  1. Недостаточное речевое    окружение в раннем детстве.
  2.  Неправильная речь окружающих взрослых.

  1. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции.
  2. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи.
  3. Длительное пользование соской.

6.      Недостаточная форсированность психических функций.

7.      Лепетная речь в три-четыре года.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами.

Вот некоторые из них:

а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, туберкулёз, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Как правило, все речевые нарушения сопровождаются неврологическим статусом: дизартрия, алалия, ринолалия, заикание. Самым распространенным типом неврологической симптоматики является дизартрия и стертая дизартрия.

Дизартрия - нарушение звукопроизношения, голосообразования, обусловленное недостаточностью мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы.

Стертая дизартрия (легкая форма дизартрии) – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающее в следствие невыраженного мигкроорганического поражения головного мозга.

Основные жалобы при стертой дизартрии:

  1. невнятная невыразительная речь,  
  2.  плохая дикция

  3) искажение звуков

  4) замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Симптоматика стертой дизартрии:

  • Дети неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т.д.
  • Поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф, плохо держат карандаш, руки бывают напряжены.
  • Отмечается вялость мышц органов артикуляции: языка, губ, щек, верхней и нижней челюсти.
  • Дрожание языка и голосовых складок.
  • Невозможность выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции.
  • Отклонение языка от средней линии, проявляющиеся при функциональных нагрузках.
  • Повышенное слюноотделение (саливация) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи.
  • При звукопроизношениях выявляются смешения, искажения звуков,
  •  замена и отсутствие звуков.
  • Страдают голосовые характеристики по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный (носовой) оттенок. Темп речи чаще ускорен.

Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

  •  медицинское воздействие - определяемое неврологом и включающее: медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.;
  • психолого-педагогическую помощь - психолого-педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями;
  • логопедическую помощь - предусматривающая обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (выполнение домашних заданий по автоматизации поставленных звуков).

Лечение неврологии необходимо, так как она влияет на автоматизацию поставленных звуков и введение их в спонтанную речь.

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста.  Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы.

Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?» Однозначно ответить на этот вопрос сложно.  Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Не слушайте знакомых, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи, возможно.  Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно.  Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет.

 Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили.  Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течение беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.  

Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку врач. Прочитав аннотацию к препаратам, некоторые родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в специализированную школу, потому что обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет.  Не теряйте времени!

Профилактика нарушения развития речи осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие дыхания;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие общей моторики.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.

        Упражнения на дыхание включаются после отработки их на индивидуальных занятиях. Они способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, необходимого для правильного развития речи.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Упражнения на развитие общей моторики способствуют развитию координации речи с движением, а также таких двигательных характеристик, как произвольное регулирование состояния мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, динамической координации, ритмичности и пластичности движений, наилучшему запоминанию изучаемого материала.

Вывод: Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи  вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем  эффективнее она будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей " Воспитание без наказания "

В данном лектории раскрываются интересные подхода к воспитанию детей дошкольного возраста без наказания. Предложены альтернативы наказанию....

лекторий для родителей "Ребёнок произносит бранные слова. Что делать ?

В данном лектории предлагаются варианты как вести себя если ваш малыш ругается. Раскрывается этиология бранных слов у детей дошкольного возраста. Содержится практический материал пл стабилизации эмоци...

Лекторий для родителей

Лекторий для родителей...

Логопедический лекторий для родителей "Если ребенок плохо говорит..."

Речь- это то, что отличает человека от всех других живых существ, которые есть на нашей планете. Речь человека может совершенствоваться на протяжении всей жизни, и нужна практически в любых видах деят...

Лекторий для родителей

Главные составляющие  красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь....

Примерная тематика лектория для родителей

Читала статью по анализу ситуации в современном образовании, оказалось, что проблемы как раз укладываются в список тем лекция для родителей. Одновременно являются причинами некоторых проблем у детей. ...