опыт работы "Формирование развитие речи дошкольника, с помощью пальчиковой гимнастики"
занимательные факты по развитию речи на тему

Легчакова Оксана Алексеевна

Содержание опыта работы:

 

 

1. Информация об опыте…………………………………………………..3

 

2. Технология опыта……………………………………………………….7

 

3. Результативность опыта……………………………………………….15

 

4. Библиографический список…................................................................17

 

5. Приложение к опыту …………………………………………………..18

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Легчакова Оксана Алексеевна

Содержание опыта работы:

1. Информация об опыте…………………………………………………..3

2. Технология опыта……………………………………………………….7

3. Результативность опыта……………………………………………….15

4. Библиографический список…................................................................17

5. Приложение к опыту …………………………………………………..18

        

                                                           

  1 Информация об опыте.

Условия возникновения.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка –  детский сад №33 «Радуга» расположен по улице 2-ой Академической г. Губкина. Детский сад получил статус Центр развития с 1997 г.; рассчитан на 185 мест. Образовательный процесс осуществляется по  программе дошкольного образования «Детство».  З.А.Михайловой, Гогоберидзе и др.

В детском саду функционирует одиннадцать групп, три из них для детей раннего возраста, две для детей компенсирующей направленности.

Речь имеет большое значение для полноценного психического развития ребёнка. Ещё до школы детям следует овладеть чётким произношением звуков, иметь богатый запас слов и уметь активно им пользоваться, составлять рассказы, пересказывать  прочитанное.  Речь детей должна быть выразительной. Ребёнку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Это непременные условия овладения грамотой.   Тем самым идёт взаимосвязь с выбранной мной темой: «Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста в процессе занятий пальчиковой гимнастикой». Работаю воспитателем во второй  младшей группе. Возраст детей от 3 до 4 лет. Контингент родителей – средний возраст, социальный статус – рабочие и служащие.

У детей, поступающих в детский сад, довольно низкий уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов).  Очень важно помочь детям  развить интеллектуальные и творческие возможности, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно с раннего возраста необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Была проведена диагностика детей, целью которой, было выявление уровня развития мелкой моторики рук и речевой активности. У детей были  выделены следующие показатели: 20% - высокий уровень развития, 20% - средний уровень и 60% - низкий уровень. Основываясь на результатах диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития и большое количество детей с низким, был сделан вывод о необходимости ведения систематической и последовательной работы по развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр и упражнений для формирования речевой активности у дошкольников.

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, у родителей не хватает времени общаться со своими детьми, так как очень заняты на работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены  максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо пуговиц и шнурков. Книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта.  Всё это, несомненно, прогресс, но ведь известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем. Все мы пользуемся в своей жизни разными жестами, которые часто заменяют нам слова, придают им дополнительные оттенки, а иногда меняют смысл сказанного.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Таким образом, возникает противоречие в рассогласованности между требованиями, которые предъявляют новые социальные условия и ограниченные возможности их реализации в условиях применения устаревших обучающих технологий. Используя данный  опыт можно  успешно разрешить ряд следующих проблем: формировать речевую активность, подготовить руку к рисованию у детей дошкольного возраста, а затем и к письму,  в процессе занятий пальчиковой гимнастикой.  Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Поэтому нужно как можно раньше начинать тренировать пальцы рук.  Понимая, что сейчас время не ползет, а мчится, что родители, не в состоянии вовремя помочь своему ребенку, думаю, что стоит включить упражнения по развитию мелкой моторики в ежедневно проводимые занятия и режимные моменты в детском саду. Так как это и возможно, и необходимо, и интересно, и доступно всем: и детям, и воспитателям, и родителям.

      Ведущая педагогическая идея заключается в том, чтобы развивать речевые процессы с развития движений пальцев. Ведь развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев достигают достаточности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Также, развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индивидуально происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Длительность  работы над опытом составляет три года с  2012 по 2015.

1-ый этап – диагностико-аналитический, выявление уровня развития мелкой моторики рук и речевой активности;

2-ой этап – формирование развития мелкой моторики рук и речевой активности;

 3-ий этап – итоговый.

          Диапазон опыта.  В данном опыте работы систематизированы средства и методы развития мелкой моторики у детей дошкольного  возраста, обоснованно распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями дошкольников. Показано поэтапное планирование гимнастики для рук и пальчиковых игр, тексты народных потешек и песенок,  схематические картинки, показывающие положение или движение кисти руки. Системное включение материала расширяет возможности индивидуального развития ребёнка, не только воспитывает, но и открывает его интеллектуальный потенциал.

         

          Теоретическая база опыта.

      Теоретической базой для организации работы педагога по теме « Формирование речевой активности у детей дошкольного возраста в процессе занятий пальчиковой гимнастикой» послужила примерная основная общеобразовательная программа МАДОУ «Детство» авторы:  Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, переработанная в соответствии с ФГТ.  

      У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а  так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Речь относится к высшим уровням  организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и Рече двигательный, располагаются рядом (один является частью другого).          Поэтому при развитии речи и движений (мелкой моторики), также как и их нарушений идут «параллельно».

 Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путём движений, жестов развивать первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью. Эта связь видна и сейчас.

Совершенствование движений пальцев рук  у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

  Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

  Все учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

  Просветитель 18 века Н. И. Новиков утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

  Психолог Д. Сели также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Н. А. Бернштейн предложил уровневую теорию организации двигательных функций, в которой отнёс речь к высшему уровню организации движений. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений, неразрывно взаимосвязана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций. А  В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь, в большинстве случаев, представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». [7;23]

    В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

  Исследования, проведённые М. М. Кольцовой, обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. В книге  «Ребёнок учится говорить» М. М.Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое, на что психолог обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом, но затем в своих исследованиях Кольцова убеждается в том, что  уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики, а с уровнем общей моторики он совпадает не всегда. Если же  развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. [4;28]

    На основе вышеизложенных объяснений был сделан вывод, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. [16; 7]

Автор опыта разработала перспективный план работы с использованием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, игровых пособий и атрибутов Определены формы работы с детьми. (Приложение № 2).

            Представьте ребёнка, стоящего перед лестницей в тысячу ступенек, ведущей  вверх. Но в самом начале несколько ступенек у неё отсутствуют, и какой бы высокой и красивой она, ни была, ни взрослый, ни тем более  ребёнок не сможет по ней подняться. И если взрослый (воспитатель, родитель) поможет ребёнку, заменив отсутствующие ступени (нарушенные речевые звенья) вспомогательным материалом (развитием мелкой моторики), то ребёнок будет подниматься по высокой лестнице без ушибов, травм, трагедий. Главное, чтобы каждая попытка помочь ребёнку отличалась от предыдущей. Навязывать помощь категорически нельзя, можно только предлагать. Значит – играть. И здесь, укрепляя кисть руки, пальчики, взрослый должен понимать, что физическая сторона является только частью тех возможностей, которые открываются перед ребёнком.

         

Новизна опыта состоит в разработке и применении системы мероприятий по формированию речевой активности детей дошкольного возраста в процессе занятий пальчиковой гимнастикой.

  1. Технология опыта

        Цель опыта: формирование речевой активности детей дошкольного возраста, посредствам пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- формирование речевой активности детей;         

- развитие умственных способностей;

- развитие психических процессов (памяти, внимания);

- развитие мелкой моторики с помощью   практического использования дидактических пособий;

- знакомство с детей с народными песенками, потешками, пестушками, с применением наглядных пособий;

-  развитие умения контролировать свои действия;

- побуждение дошкольников к самостоятельным действиям и творческому воображению путем создания благотворной и доверительной обстановки  во время пальчиковых игр и упражнений;

 - продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.

       Чтобы выполнить поставленные цели и задачи, работа проводилась в следующих направлениях: с детьми, родителями, пополнение предметно-пространственной среды в группе. Так как тема эта проблематична, воспитатель выбрала направления, которые наиболее доступны для восприятия детей.

-Чтение потешек с выполнением действий в соответствии со словами.

-Рассматривание картинок и выполнение изображённого действия на них.

-Использование упражнений для кисти и пальцев рук во время занятий, в качестве физкультурной минутки.

Для решения этих задач продумала систему работы:

1. Провела диагностику детей.

2.Собрала наглядный материал.

3.Составила план, способствующий правильно дозировать познаваемый материал.

4. Провела работу с родителями.

      Создала в группе богатую развивающую среду с целью формирования речевой активности у детей дошкольного возраста в процессе занятий пальчиковой гимнастикой:

-мелкая и крупная мозаика, конструктор;

-проволока, шнуры для нанизывания пуговиц;

-пособия по застегиванию пуговиц разной величины;

-коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;

-цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бархатной бумаге «Рисуем ниточкой»;

-пособия со шнуровкой;

-наборы резиновых игрушек для укрепления мышц руки;

-дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из природного материала;

-счетные палочки для выкладывания узоров с образцами  рисунков;

- головоломки «Собери картинку»;

-пальчиковый театр;

-для родителей оформлена игротека, библиотека.

В плане  работы, упражнения для кисти и пальцев рук проходят через все виды деятельности: НОД, наблюдения, развивающие игры, развлечения. Работа осуществлялась поэтапно.

1-ый этап – диагностико-аналитический.

         На первом этапе была проведена диагностика. Целью данной диагностики, было выявление уровня развития мелкой моторики рук и речевой активности.

           Для диагностики  использовалась методика, которая основана на заданиях разного типа деятельности по диагностике предусмотренной примерной  основной общеобразовательной программой  МАДОУ «Детство» (авторы: Т.И.Бабаевай, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова), переработанной  в соответствии с ФГТ (Приложение №1).

        При выполнении заданий у детей обнаруживаются разные уровни развития мелкой моторики и речевой активности. Каждый  из 3-х уровней  имеет свою характеристику:

I высший уровень- характеризуется тем, что ребенок, выполняет действие правильно, то есть задача поставленная взрослым выполняется им успешно, самостоятельно, помощь взрослого минимальная.

II средний уровеньпредполагает также, позитивное решение ребенком поставленной взрослым задачи. Ребенок совершает менее 2 ошибок и справляется с заданием самостоятельно. Объяснения взрослого носят направляющий характер.

III низкий уровень- характеризуется пассивным поведением ребенка при решении задачи; при повторном объяснении взрослым задания, малыш допускает более 3-х ошибок, он «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию руками.

         В результате диагностики уровня развития мелкой моторики и речевой активности у детей были  выделены следующие показатели:

20% - высокий уровень

20% - средний уровень

60% - низкий уровень

          К высокому уровню развития были отнесены дети, которые  выполняли  задания правильно, то есть задача поставленная взрослым решалась успешно, самостоятельно. К выполнению задания малыши  отнёслись с живым интересом.

          К среднему уровню развития -  дети в большинстве случаев справлялись с заданиями самостоятельно, но иногда делали ошибки. Требовалась помощь педагога направляющего характера.

          К низкому уровню развития - дети с трудом решали поставленные задачи, допускали много ошибок и переходили к элементарной манипуляции пальчиками.

           Итак, основываясь на результатах диагностики, показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития и большое количество детей с низким, был сделан вывод о необходимости ведения систематической и последовательной работы по развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр и упражнений для формирования речевой активности у дошкольников.

2-ой этап – развитие мелкой моторики рук и речевой активности у детей.

На втором этапе проводилась целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук и речевой активности у детей.

        С целью обеспечения системного подхода к реализации данного направления был разработан перспективный план работы с использованием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, игровых пособий и атрибутов Определены формы работы с детьми. (Приложение № 2).

Совместная деятельность педагога и ребенка:

  • непосредственно образовательная деятельность в форме развивающих ситуаций на игровой основе;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание цветных картин и иллюстраций;
  • продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование);
  • дидактические и развивающие игры;
  • развлечения с использованием пальчиковых игр;

Создание условий и организация самостоятельной детской деятельности.

Прекрасное стимулирующее воздействие имеет движение пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.

В своей работе автор использует основной принцип дидактики: от простого – к сложному. Подборка занятий пальчиковой гимнастикой, их интенсивность, количественный и качественный состав, то есть количество упражнений и степень их сложности, варьируются в зависимости от  индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель использовала с  детьми пальчиковую гимнастику на прогулках, в свободное время. Для начала  выбирала более простые упражнения: «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи», «Замочек», «Заборчик».

Все упражнения проводила в медленном темпе и сопровождала показом и чётким произношением текста. Каждое упражнение проводила в течение нескольких минут, два-три раза в день. При этом не давала все упражнения сразу, начинала с одного, ежедневно или через день, в зависимости от  усвоения детьми, добавляла по одному и доводила до комплекса из четырёх-пяти упражнений. После каждого упражнения использовала расслабляющий момент, например, опустить руки и потрясти ими.

К середине учебного года переходила к более сложным упражнениям, к  работе с каждым пальчиком по отдельности: «Этот  пальчик-дедушка…», «Встали пальчики с утра…», массаж пальцев «Мышка мылом мыла лапку…»

К концу учебного года педагог предлагала детям уже такие упражнения, как: «Пальчики здороваются», «Зайка в норке». (Приложение №7)

 Вся работа велась совместно с родителями. С ними проводились индивидуальные беседы, консультации, анкетирование. В работе с родителями воспитатель старалась донести до их сознания значение игр на развитие мелкой моторики, разъяснила следующее: «Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка». Поэтому  для родителей автор опыта подготовила консультации в пользу развития мелкой моторики по темам: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка», «Пальчиковые игры и их значение». В индивидуальных беседах старалась объяснить, что потешки не только развлекают, но и оказывают развивающее воздействие, если к ним добавить действия с руками и пальчиками. Объясняла, что такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Ребёнку нужно помогать координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращать внимание на то, чтобы ребенок овладевал простыми, но жизненно важными умениями - правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Старалась донести до родителей, что в ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Подобрала для  использования дома, самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок. Большим интересом у родителей пользовалась игротека и библиотека. (Приложение №3)

Педагог не ограничивалась пальчиковой гимнастикой. Добавляла упражнения по  мелкой моторике рук в рисовании,  действия с пластилином, конструирование из кубиков,   собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, перекатывание шестигранного карандаша.

В своей работе педагог совмещала пальчиковую гимнастику с потешками, песенками. Ведь талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребенка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. (Приложение № 4)

Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. [2; 177]

В своей работе к текстам народных потешек и песенок воспитатель использовала схематические картинки, показывающие положение или движение кисти руки. В индивидуальной работе выбирала потешки или песенки для каждой конкретной ситуации. Каждый стихотворный текст сопровождается схематическими картинками, наглядно поясняющими, как можно изобразить какое-то существо или его действия с помощью пальчиков, жестов, движений рук, головы. Рассмотрев схему к песенке или потешки, педагог показывала сама как выполняется действие, затем помогала ребенку выполнить это действие, а потом уже дошкольник  действовал сам. (Приложение №7)

Чтобы убедиться в том, что дети знают основных  персонажей стихов, песенок и потешек, показывала детям игрушки или цветные картинки, чтобы они могли вспомнить, как  выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в потешки. Затем предлагала, изобразить его с помощью пальчиков. Показывала, например, как можно изобразить уточку (соединив мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы вместе, а  снизу присоединить к ним  большой палец, то получится клюв уточки, отсоединим большой палец вниз – уточка крякает). Затем дети сами стараются показать, как крякает уточка или как поёт петушок. Педагог постепенно усложняла и вносила разнообразия в движения. Каждый ребенок сам должен пройти весь «путь» потешки, изобразив его пальчиками. После небольшой подготовки предлагала детям показать вместе самый необычный, пальчиковый спектакль. Ребятам очень интересно рассказывать потешку или петь песенку и пальчиками показывать отдельную «картинку» или разыграть целый сюжет. (Приложение №4)

Включая подобные игры и упражнения в ежедневные мероприятия с детьми, жесты и движения обязательно сопровождала словами - стихотворными, звукоподражательными, песенными. Постепенно вовлекала детей в пальчиковые игры и спектакли. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны близкие взрослые. Воспитатель хвалила малышей даже за самые маленькие успехи.

Перед проведением пальчиковых игр убеждалась в том, что у всех детей ручки тёплые, предлагала потереть ладошки, похлопать ручками, подышать на них. При проведении первых пальчиковых игр, стихотворный текст читала или рассказывала медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движение, по мере освоения движения меняла темп. Так же тексты пальчиковых игр педагог не только декламировала, но и пела на хорошо знакомую малышам мелодию или просто под музыку.

Всегда лучше немного не доиграть, чем переигрывать. Частые одинаковые игры быстро надоедают детям. Поэтому воспитатель старалась делать игры разнообразными.

        Так, в процессе проведения  игры «Найди, что спрятано», в большой миске или глубокой тарелке, наполненной крупой, «закапывала» небольшие игрушки, крупные пуговицы, бусины. Для разнообразия  заливала крупу тёплой водой. Предлагала детям отыскать игрушку. Ребенку очень нравится возиться ручками в тёплой «кашице». (Приложение № 8)

В процессе игровой деятельности с детьми педагог использовала прищепки. На приготовленный кусок картона она просила ребёнка прикрепить прищепки на картонку как можно ближе друг к другу, и обращала внимание, на то, что получался заборчик. На заранее вырезанную из кусочка картона фигурку ёжика, просила детей помочь ёжику, который растерял свои иголочки, дети присоединяли прищепки на спинку картонного ёжика. Из картона жёлтого цвета вырезала круг. Просила деток вернуть солнышку его лучики. Спрашивала: - Какого цвета лучики должны быть у солнышка? Здесь работа направлена на развитие мелкой моторики рук, и на закрепление цвета. Использовала вариативность данного упражнения - красного цвета круг и красного цвета прищепки, получался красивый цветок красного цвета. Делала заготовку, предварительно вырезала из картона фигурку жучка. Ребёнок присоединял прищепки на место его лапок. А  на коврик,  который предварительно развешивала на стене так, чтобы дети легко могли достать до его краёв, развешивала прищепки разных цветов. Просила детей снять только желтые прищепки, а затем только красные, потом зелёные, и в конце  синие. На картонки разных цветов, просила детей надевать прищепки определённого цвета на определённую картонку. Педагог использовала игры с верёвками. Выкладывала разнообразные фигурки, и это очень нравится детям. Детям предлагала основу с нарисованным рисунком и просила выложить его верёвкой. Главное условие: рисунок должен быть нарисован одной линией, чтобы не пришлось разрезать веревку для выкладывания отдельных участков. С помощью  верёвки можно выложить много интересных фигурок.

Использовала игры с водой. Показывала ребёнку, что если ударить ладошкой по поверхности воды, повсюду разлетятся весёлые брызги. Это не только игра, но и замечательный массаж ладоней. С ребенком набирали воду в стаканчик и переливали в другой, с помощью ложки  ребенок набирал полную тарелочку воды, а это всё действия руками.   Пропитывала поролоновую губку водой, и давала её ребёнку  выжать (укрепляются мышцы рук).

Лепка – превосходная тренировка маленьких непослушных пальчиков, развитие фантазии, творческих способностей ребёнка. Воспитатель в своей работе использовала обычное солёное тесто. Его преимущества в простоте приготовления, безопасности, а так же в том, что его можно хранить в холодильнике долгое время. Если прямо в тесто добавить пищевой краситель, оно будет окрашено сразу в нужный цвет.

При окрашивании теста в несколько цветов, педагог делила его на соответствующее количество частей и окрашивала отдельно.

Главное – сам увлекательный процесс лепки, где прекрасно развивается мелкая моторика рук.

Наравне с лепкой - рисование является прекрасной тренировкой детских пальчиков. В рисовании формируются способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений об их внешнем виде. На рисовании ребенок учится, как правильно держать кисть и карандаш. На занятиях изобразительной деятельности рисовала с детьми еще и пальчиками. Например, на листе бумаги, на котором нарисован силуэт дерева, дети дорисовывали  пальчиками, смоченными в желтой гуаши желтые листики; или на шаблоне матрешки пальчиками разукрашивали сарафан в горошек; также можно разукрасить и крылышки у бабочки.

В своей работе с детьми педагог так же использовала выкладывание из палочек, что прекрасно тренирует пальчики ребенка, совершенствует точность мелких движений руки. В качестве примера она делала заготовки фигурок, которые дети потом выкладывают. Палочки на заготовках приклеены к картону. Из цветных счётных палочек, фигурки получались красочнее. Выкладывание из палочек автор опыта старалась проводить индивидуально с детьми. Сначала с ребенком обводила пальчиком по заготовке, затем начинала выкладывать фигурку, а ребенок повторял за воспитателем. Одновременно рассказывала веселое стихотворение о том предмете, который выкладывали. (Приложение № 7)

Всем детям без исключения нравится рвать бумагу. И ведь это способствует развитию мелкой моторики (они ведь работают ручками) и выбросу негативной энергии, что-то же важно для маленького человечка. Бумагу не только рвали на кусочки, но и учила детей скатывать из кусочка салфетки шарики, сминали всю салфетку и играли в «снежки», отрывали полоски, мяли, а затем разглаживали ладонью, отщипывали небольшие кусочки.

Наручные куклы  «би – ба – бо» - очень увлекательный для малышей вид пальчиковых и ручных игр. Сначала показывала детям возможность управления такими куклами. Надевала куклу на свою руку и показывала детям над ширмой или на столе, спрятав руку под стол. И такая «послушная» кукла может перемещаться в ширме, здороваться, кланяться, задавать вопросы, петь песенки. После первого знакомства дети сразу же хотят поиграть с такой куклой. Подражая воспитателю, малыши начинали разговаривать с куклой и за куклу рассказывать потешки, петь песни. Им трудно управлять куклой,  но простейшие движения дети изображали, им просто педагог подсказывала как нужно. При управлении куклой укрепляются мышцы рук.

Известно, что в дошкольном  возрасте большое значение имеет также и музыкальное развитие ребёнка, так как оно обращено в первую очередь к эмоциональному его миру. Поэтому в своей работе воспитатель использовала  и такую форму работы с детьми как музыкальные досуги, в процессе которых, дети активно двигаются, учатся осознанно манипулировать предметами и своими действиями. Целью музыкальных досугов является  обогащение дошкольников радостными впечатлениями. Задачи досугов – эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения с взрослыми и сверстниками, адаптация ребёнка в детском коллективе. В основе развлечения для детей лежит игра. Поэтому педагог включала пальчиковые игры в музыкальные досуги. Интересный сюжет подталкивает детей к участию в действии. Они с большой радостью подпевают героям сюжета, танцуют, выполняют различные действия. Музыкальные досуги способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное  эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. (Приложение № 5).

Такие мероприятия побуждают детей к различной  деятельности: игровой, словесной, продуктивной.

Прекрасное стимулирующее воздействие имеет движение пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.

3-ий этап – итоговый. Результативность опыта

Критериями результативности опыта является уровень сформированности речевой активности у детей дошкольного возраста в процессе занятий пальчиковой гимнастикой.

Сравнительный анализ проводился в сентябре 2010 года, в сентябре 2011 года, в конце 2012 года по диагностике предусмотренной примерной  основной общеобразовательной программой  МАДОУ «Детство» (авторы: Т.И.Бабаевай, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова), переработанной  в соответствии с ФГТ по следующим критериям:

- координация движений кисти рук и пальцев;

- коммуникативные навыки; 

- связная речь;

- звуковая культура речи;

- словарь;

- эмоциональная выразительность.  

   По итогам проводимых исследований уровень сформированности речевой активности у дошкольников в процессе занятий пальчиковой гимнастикой

составил:  

2010-2011 г.г.

2011-2012 г.г.

2012-2013 г.г.

1.Координация движений кисти рук и пальцев

30%

53%

98%

2.Коммуникативные навыки 

36%

60%

95%

3. Связная речь

27%

55%

96%

4. Звуковая культура речи

26%

53%

89%

5. Словарь

19%

64%

94%

6. Эмоциональная выразительность

30%

 55%

95%

Общий уровень

28%

           56%

94%

       

       В ходе  контрольной диагностики была отмечена положительная динамика в развитии мелкой моторики рук и речевой активности у детей благодаря использованию специально подобранных дидактических игр и упражнений. Дети с низким уровнем  не выявлены. Из показателей диагностики видно, что, работая в системе, выполняя поставленные цели и задачи, педагог добилась положительных результатов по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста в процессе занятий пальчиковой гимнастикой

         Развивая мелкую моторику пальчиковой игрой, у детей обогатился активный и пассивный словарь, развилась связная речь, дети пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительностью. Самостоятельно пересказывают рассказы и сказки, составляют описательные рассказы. Различают понятия слово и звук.

Координация движений кисти рук и пальцев четкая.

                                     

                                          Библиографический список

1.Венгер, Л.А., Мухина В.С.  Психология./Л.А. Венгер, В.С. Мухина. М.: Просвещение,1988г.,328с.,205с.-208с.

2.Диченскова, А. М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики./А.М. Диченскова.- Ростов н./Д: Феникс, 2008.-220,169-180.

3.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение./ Р.И. Жуковская. М.: Просвещение. Педагогика, 1975. – 112с.

4.Кольцова, М. М., «Ребенок учится говорить»./СП. , 1996.

5.Крулехт, М.В. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие./ М.В. Крулехт  – СПб. : Просвещение. «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 592с.

6.Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир./М.В. Крулехт. – СПб.: Просвещение. «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002. - 160с.

7.Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. /Н.К. Крупская. М.: Просвещение, 1973. – 228с.

8.Логинова, В.И., Бабаева, Т.И., Ноткина, Н.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду  / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева,

9.Логинова, Г.А., Развитие тонких движений пальцев рук, как метод восстановления нарушенной речи./Учительская газета.

10.Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст./И.А.Лыкова-М.: «Карапуз-дидактика»,2007.-144с.,112-120с.

11.Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. / А.С. Макаренко   М.: Просвещение. АПН РСФСР, 1960. – 85с.

12.Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ./Л.Д. Морозова - М.: Просвещение. ТЦ     Сфера, 2010. - 128с.

13.Н.А. Ноткина, Н.А., -  СПб: Просвещение ,«Детство – ПРЕСС» 2002. - 267с.

14.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002г.г./М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2002. – 392с.187с.,259,263-277,311-312.

15.Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников./А.Л.Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера,2001. -48с.,3-17с.

16. Тарасова Т. Мальчик-пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника)/Дошкольное воспитание.

17. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь./СП. , 1996.

18.Усова, А.П. Роль игры в детском саду/ Под ред. А. В.Запорожца. /А.П.Усова. - М.: Просвещение, 1976. – 183с.

19.Хрипкова, А.Г. Мир детства. Дошкольник / А.Г. Хрипкова. М.: Просвещение. Педагогика, 1979. – 416с.

20.Эльконин, Д.Б. Психология  игры / Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение. Педагогика, 1978. - 304с.

                                                Приложение

1.Приложение № 1. Диагностические материалы.

2. Приложение №2 Перспективный план реализации   системы работы по формированию речевой активности у детей дошкольного возраста в процессе занятий пальчиковой гимнастикой.

3.Приложение №3  Конспекты непосредственно – образовательной   деятельности с использованием пальчиковых игр.

4.Приложение №4 – Художественное слово для использования в процессе проведения пальчиковых игр.

5.Приложение №5 –  Конспект развлечения.

6.Приложение №6-  Консультации для родителей.

7.Приложение №7-  Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

8.Приложение №8-  Фотоматериалы к опыту работы.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик»

Консультация для родителей младших дошкольников "Развитие речи ребенка с помощью" Пальчиковых" и "Артикуляционных гимнастик"...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики....

Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики

Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики      Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических п...

Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик»

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то их плот...