Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Зонова Вита Анатольевна

В документе описана  методика М. П. Злобенко 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста

Связная речь

Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи; умение ребенка отвечать на вопросы взрослого, используя практически все части речи, простые предложения, предложения с однородными членами.

Задание 1. Пересказ текста из нескольких предложений.

Послушай, я расскажу тебе про девочку Катю и ее котенка, запомни мой рассказ и повтори.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Оценка:

3 балла - пересказ ребёнок составил самостоятельно, без нарушения последовательности.

2 балла - пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы).

1 балл - пересказ составлен по наводящим вопросам.

0 баллов - пересказ недоступен ребёнку.

Задание 2. Рассматривание и описание игрушки.

Перед ребёнком ставится игрушка (кукла, медведь). - Что это? (Это кукла.) - Какая она по размеру? (Большая.)  - Какие части есть у куклы? - Во что одета кукла? - Что еще ты можешь рассказать о ней? - Как можно с ней играть? • Игрушка берется на выбор.

Оценка:

3 балла - ответы ребёнка четко соответствуют поставленным вопросам.

2 балла - описание ребёнок составляет с помощью педагога (наводящие вопросы), отвечает не всегда.

1 балл - описание составлено по подсказкам педагога (ребёнок договаривает начатую педагогом фразу).

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Рассматривание и описание сюжетной картинки.

• Используется картинка «Игры на свежем воздухе». Ребёнку предлагается сюжетная картинка.

Рассмотри внимательно картинку и составь по ней рассказ. - Кто нарисован на картинке? - В какое время года это происходит? Почему ты так думаешь? - Что делают ребята? - Что делает мальчик, девочка, другие ребята? - Как ты думаешь, какое у них настроение?

Оценка:

3 балла - рассказ по картинке ребёнок составил самостоятельно, без нарушения лексико-грамматических норм (не  нарушен порядок слов  в предложении,  использованы  правильные грамматические конструкции).

2 балла - рассказ составлен с помощью педагога (акцентирование внимания на  элементах  сюжета; подсказки,  наводящие вопросы).

1 балл - рассказ  составлен по наводящим вопросам с помощью педагога. Наблюдается бедность и однообразие  употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Словарный запас

Цель: выявить уровень сформированности у детей словаря, владение обобщающими  понятиями; умение называть  части и детали предметов; умение употреблять в активной речи различные части речи: существительные, прилагательные (качественные, относительные), глаголы, наречия.

Задание 1. Обобщающие понятия. Номинативный словарь.

Называние предметов одним словом (по картинкам). - Мяч, машина, кукла, что это? (Игрушки.)

- А какие игрушки ты знаешь ещё? (Кубики, пирамидка, посуда и т. д.) - Тарелка, чашка, вилка, что это? (Посуда.) - Какую посуду ты ещё знаешь? - Рубашка, шорты, платье, что это? - Какую одежду ты можешь ещё назвать? - Сапоги, туфли, ботинки, что это? - Какую ты ещё знаешь обувь?

На усмотрение  педагога проверяются обобщающие понятия «мебель», «овощи», «фрукты».

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно  называет обобщающие слова и добавляет к названной группе 2-3 предмета.

2 балла - ребёнок при ответе пользуется помощью взрослого, обобщающие понятия называет не все.

1 балл - отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое им слово.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Называние деталей и  частей предмета (с наглядной опорой).

Педагог показывает ребёнку машину, стул (картинка или игрушка). - Что это? (Машина.) - Из каких частей состоит машина? (Кузов, кабина,  колёса.) Педагог называет несколько деталей.  (Фары, руль, сиденье и т. д.) - На чем ты сидишь? (На стуле.) - Что есть у стула? (Сиденье, спинка, ножки.)

Оценка:

3 балла -  ребёнок самостоятельно называет части предъявляемых предметов.

2 балла - называет частично, заменяя сходными по значению (сиденье - сидушка).

1 балл - называет только с помощью взрослого, затрудняется.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Предикативный словарь, «Кто, что делает?».

Ребёнку предъявляется поочерёдно набор картинок. Педагог предлагает ответить на вопросы:

- Кто нарисован на картинке и что делает? Девочка спит. Мальчик ест. Птица летит. Утка плывет. Дети идут.

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно называет действия.

2 балла -  называет действия частично,  заменяет сходными по значению (спит - отдыхает).

1 балл - называет только с помощью взрослого, затрудняется.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 4. Качественный словарь.

Ребёнку предъявляется группа предметов (мяч,  кубик, стакан) и предметные картинки (лимон, арбуз)

- Посмотри, это мяч. Мяч, какой? (Круглый, красный.)

- Он сделан из резины, значит, он... резиновый.

- Кубик, какой? (Деревянный.)

- Он сделан из дерева, значит, он... деревянный.

- Стакан,  какой? (Дополнительный  вопрос.) Он сделан  из стекла, значит, он... (Стеклянный.)

-Лимон, какой? Какой он по вкусу? (Кислый.)

- Арбуз, какой? Какой арбуз по вкусу? (Сладкий.)

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно и правильно называет и образует прилагательные.

2 балла - называет частично и образует не всегда (только цвет или только размер).

1 балл - постоянно использует помощь взрослого, образует прилагательные неправильно.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Грамматический строй речи

Задание 1. Употребление существительных  в  и. п. ед. и мн. числа.

Ребёнку предъявляются картинки.

- Здесь маленький утенок, а здесь... утята.

- Здесь медвежонок, а здесь... медвежата.

- Здесь слон, а здесь... слоны.

Задание 2. Употребление существительных в Р. п. мн. числа.

Ребёнку предъявляются картинки.

- На картинке много чего? (Матрешек, книг, груш, слив.)

Задание 3.  Употребление  предложно-падежных  конструкций (в, на, под, за, около) по показу на предмете.

- Давай поиграем? (Педагог показывает мяч, коробку и зайчика.)

 - Где лежит мяч? (На столе.) В чем лежит мяч? (В коробке.)

 - Под чем лежит мяч? (Под столом.)

- Куда спрятался зайчик? (За коробку.)

- Около чего лежит мяч? (Около коробки.)

Задание  4. Согласование.

Согласование числительного с существительным в роде.

Ребёнку предъявляются соответствующие картинки.

- Что это? (Мяч). Сколько их здесь, а здесь?

 - Здесь один мяч, а здесь... два мяча.

- Здесь одна груша, а здесь... две груши.

- Здесь одно яблоко, а здесь... два яблока.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе (по картинкам).

- Посмотри, здесь нарисована красная  чашка, а что нарисовано здесь? (Красные чашки.)

- Зеленый карандаш - зеленые карандаши.

- Желтое яблоко - желтые яблоки.

Оценка:

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно согласует существительные с  прилагательными, в рамках программных требований,  правильно  употребляет все перечисленные  предложно-падежные  конструкции.

2 балла - затрудняется в согласовании, допускает единичные ошибки.

1 балл - затрудняется в  самостоятельном согласовании, допускает множество ошибок.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребенку.

Задание 5. Словообразование.

Образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Давай представим, что мы попали в страну Лилипутию.

- Если у нас это стол, то у лилипутиков... столик.  

Нос - носик; кукла – куколка; кот- котенок; чашка - чашечка.

Оценка:

3 балла - ребёнок справляется, самостоятельно и правильно образует уменьшительно-ласкательную форму существительных.

2 балла - допускает единичные ошибки.

1 балл - допускает множество ошибок при словообразовании.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Педагогическое обследование уровня сформированности речевых умений и навыков

у детей среднего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Использование вербальных и невербальных  средств общения

Связная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

Владение культурой общения

Кол-во баллов

Уровень

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Высокий уровень  развития: 29-33  баллов

Средний уровень развития:  22-28 баллов

Низкий уровень развития:  ниже 21  баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень (29 до 33 баллов) ребенок самостоятельно употребляет в речи слова обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. Понимает и употребляет слова- антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами; выделяет первый звук в слове.  Рассказывает о содержании сюжетной картинки. Умеет повторять образцы описания игрушки.

Средний уровень (22 до 28 баллов): Ребенок употребляет в речи некоторые слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, допускает ошибки в употреблении слов- антонимов, затрудняется образовывать новые слова по аналогии, выделять первый звук в слове; с помощью взрослого рассказывает о содержании сюжетной картинки.

Низкий уровень (ниже 21балла): - Ребенок не употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики, допускает ошибки в употреблении слов- антонимов, не может образовать новые слова по аналогии, выделять первый звук в слове; не принимает помощь взрослого при рассказывании по сюжетной картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена методике определения уровня сформированности связной монологической речи детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста

Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста

Методика оценки эффективности коррекционной работы в логопедической группе...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педаго­гическое обследование каждого ребенка. ...

Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста.

Коррекционно- логопедическая работа с детьми по определению уровня сформированности и особенностей связной монологической речи дошкольников....

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста...