Повествование, как тип монологической речи.
статья по развитию речи на тему

Дюбко Людмила Гурьяновна

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povestvovanie.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Повествование, как тип монологической речи.

     Характеристика связной монологической речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности. В отличие от диалога,  монологическая речь,  предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.

Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко.

Важная роль отводится обучению детей разным способам организации зачинов при построении повествования (слова однажды, как-то раз); может быть указано место и (или) время события, действия (Дело было летом. Это произошло в деревне).

В повествовательном типе высказывания используют самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий (шли – услышали – испугались – залезли – увидели – засмеялись – слезли – пошли).

Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картине или по серии сюжетных картин.

Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
      При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чем-либо используется монологическая форма речи. Отличие этой формы речи от диалогической определяется характером логической связи предложений внутри контекста. Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно-следственной связи (отношениях) друг с другом.
Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием.
        Выделяются различные формы повествования.  Так, М.П. Брандес выделяет повествования: о событии, о переживании, о состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.  О. А. Нечаева в работе «Функционально-смысловые типы речи» показывает разницу между монологической речи на следующем примере. На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью, замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода. Это монолог-описание, здесь перечислены одновременно существующие факты: обклеванные вишни с горячей смолой на стволах, запах смородины, ромашки и полыни, замшелая крыша сарая в дырах и тянущиеся из этих дыр и исчезающие в листве деревьев веревочные провода. Перечисление этих фактов и создает картину сада.
        О. А. Нечаева переделывает этот отрывок (пытаясь сохранить в какой-то мере его тему) так, чтобы привлечь внимание не к предметам, находящимся в саду, а к действиям, которые там могут происходить: «На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Она липла к рукам и одежде работавших в саду ребят; они протягивали веревочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям». Это уже монолог-повествование. Здесь один за другим перечисляются факты-действия: блестела горячая смола, смола липла к рукам и одежде ребят, ребята протягивали веревочные провода от дыр замшелой крыши сарая к деревьям.
        На тему данного отрывка можно построить и монолог-рассуждение; в рассуждении нужно установить причину какого-либо явления и прийти на основе этого к определенному выводу. Здесь может быть несколько рассуждений: «Так как стояли жаркие дни, то на стволах вишен выступила горячая смола, крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью», «Крыша сарая была замшелая, в дырах, значит, сарай был заброшен, давно не ремонтировался»; «Из дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода, следовательно, здесь хозяйничали ребята».
      В монологической речи используется все многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребенок не научится строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной.

Взрослый принимает непосредственное участие в составлении рассказов (совместное рассказывание), стараясь, чтобы дошкольники глубже осознали структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказа можно начинать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т.п.). взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз… Собрались звери на полянке… Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Заполнение схемы позволяет ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и частями высказывания. Важно, чтобы дети учились включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.                                                                        

Задачи  обучения повествованию:


1 этап — знакомить детей с целостной структурой повествования и его главной темой. На знакомых детям сказках объяснять, что в любом произведении есть своя последовательность (структура) — начало,
средняя часть, концовка, — которую нельзя разрушать.
Содержание рассказа подчинено главной теме.

2 этап — подробное знакомство с началом повествования, в котором говорится о главных героях и ключевом событии, служащем основой для развития действия.  

3 этап — знакомство со средней, основной частью повествования, в которой подробно рассказываются все приключения героев.

4 этап  — знакомство с концовкой повествования.
На каждом последующем этапе закреплять знания, полученные ранее. Обучение повествованию осуществлять с помощью картинок с фабульным развитием действия, серии книг «Расскажи сказку», художественных произведений с ярко выраженными структурными частями («Репка», «Колобок» и т. п.) с помощью дидактических пособий и настольно-печатных игр.

      Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей. Углубить знания об окружающем мире. Развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Литература:

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М.: 1983. - С.27-43.
  2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.  М.: Просвещение, 1982.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

Цифровое повествование как способ развития речи дошкольников в игровой деятельности

Цифровой рассказ (повествование) - комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие. Целью цифрового повествования - развитие способно...

Семинар-практикум "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"

Документы, подтверждающие организацию и проведение семинара-практикума "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.

Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического   рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...


 

Комментарии