Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
    консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

     

         Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развивать у детей фонематический слух, так как в них используется особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук.   Большинство потешек, скороговорок  – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей на тему:

    «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»

         Известный русский писатель К.Аксаков сказал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Это воссоздание идет всю жизнь, но особенно интенсивно -  в первые годы жизни ребенка. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Сила родного языка как фактора развития интеллекта, эмоций, воли, в целом – личности, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружающим миром. Формируя у ребенка навык общения, обогащая разнообразные средства коммуникации: лексические, грамматические, интонационно-выразительные,- взрослые способствуют общему психическому и социальному развитию  ребенка, создают предпосылки для успешного школьного обучения.

         Одна из сторон речи – звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Но у многих детей этот процесс нарушается. Дефекты звукопроизношения и звуковосприятия требуют систематической, целенаправленной коррекции.

         Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным речевым расстройством:

    - дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

    - дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из  разных групп;

    - дети, с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

         Речь ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характеризуется множественными заменами, пропусками, искажениями звуков. Иногда ребенок может произносить неправильно 15-20 звуков.

            Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм Кубани, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

              Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

         Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения.

    Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

               В логопедической работе с детьми используются:

      Потешки- кроткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешек — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние.

         Считалки -  вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры; тот, на которого пришелся заключительный слог, выбывает из жеребьевки

         Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

    Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

         Пестушка - (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

         Прибаутка  - (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

         Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

         Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

         Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

         Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

         Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

         Поговорками - называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.

         Приговорки - общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорка, построенная по принципу просьбы- пожелания, самим словесным строем настраивает ребёнка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

         Частушка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

         Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развивать у детей фонематический слух, так как в них используется особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук.   

            Таким образом, считаем необходимым включать в педагогический процесс все виды фольклора, так как они способствуют не только преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи, но и позволяют учить ребенка нравственным нормам, построению отношений с другими людьми.

    Речевой материал для использования родителями:

    Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой.                                    

                                                                                                       ( сабля)

    Лежит птица крылатая без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт.                                                                                                    

                                                                                                       (стрела)

    На чужой спине едет, на своей груз везёт.                      

                                                                                                         (седло)

    Шесть ног, две головы, один хвост.                        

                                                                                                 (всадник на коне)

    Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается.

                                                                                                  ( подковы)

    Погоны жёлтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями  искать царю чести, а себе славы.

                                                                                                   (казаки)

    Никого не родила, а все матушкой зовут.

                                                                                                    (земля)

    Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает.

                                                                                                          (печь)

    Дома, в поле, на дороге – это мастер на все ноги. И когда, порой, несладко, - иго-го, - кричит……

                                                                                                        (лошадка)

    Скручена, связана, на кол посажена, по улице пляшет, туда – сюда машет.

                                                                                                           ( метла)

       

    Не вырастишь овоща, не сваришь и борща.

    В одну пору сино косыть.

    Враз и пироги не пекутся.

    Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.

    Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре.

    На чужой каравай рот не разевай, а раньше вставай да свой наживай.

    Не поёт, а телегу везёт.

    Дело словом не заменишь.

    Словом и комара не убьёшь.

    Языком брехать-не цепом махать.

    Не смотри как рот дерёт, а смотри, как дело ведёт.

    Доброе братство дороже всякого богатства.

    Один в поле не воин.

    С миром не поспоришь.

    В гурте и каша лучше естся.

    Не в усах казачья слава.

    Красив, как свинья в дождь.

    Какие ветки, такие детки.

    Нет лучше и милее дружка, чем родная матушка.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Берегите землю родимую, как мать любимую.

    С родной земли - умри не сходи.

    Своя земля и в горстке мила.

    Встречай с хлебом-солью, провожай добрым словом.

    Для хорошего гостя и ворота настежь.

    На смелого собака гавкает, а труса кусает.

    Пуганая ворона и куста боится.

    Казак без седла, что черкес без кинжала.

    Честность всего дороже.

    -Роман, Роман

    Вырывай бурьян

    Чтоб росла морковка

    Большая, как мутовка,

    Чтоб росла репка

    Сладкая и крепкая.

    Чтоб вырос бобок

    С большой горшок.

    Догони, селезень, утку,

    Догони, молодой, утку.

    Поди, утушка, домой,

    У тебя семеро детей,

    Восьмой – селезень,

    Девятая – утка,

    Десятая – гуска.

    Пастушок, пастушок!

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая,

    Роса сладкая!

    Гони стадо в поле

    Погулять на воле!

    Солнце светит! Дождь идет!

     Семечко! Растет! Растет!

    К солнцу тянется росток!

    Тонкий, тонкий стебелек!

    Небосвод весь обегая,

    Солнце светит не мигая.

    Ой, на гори грэчка, сыдыть зайчик.

    Вин своимы ножкамы, пострэбае.

    Як бы такы ножкы мала,

    То и я б так пострэбала,

    Як той зайчик.

    Заяц, заяц не войдет,

    В наш зелёный огород!

    Плетень, заплетайся,

    Зайцы лезут – спасайся!»

    Литература

    Буланин Д. Детский поэтический фольклор. Антология, 1997г.

    Бочтарева Г.В., Бурлакова Т.Н., Бережная Г.Г. Дошкольникам о Кубанском фольклоре. Краснодар, 2006.

    Зуева Т.В. Русский фольклор.  Флинта: Наука,1998 г.

    Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М., 2006.

    Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине.  Краснодар, 2007.

    Мирук М. В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2004.

    Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: ООО «Академия развития», 1998г.

    Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012г.

    Ткаченко П. Кубанские обряды. Краснодар, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»

    Влияние дизартрического компонента  на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста...

    Конспект ООД по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет) "В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ МИШКА"

    Конспект на закрепление слухового и моторного звука [Ш], автоматизация звука в слогах и словах....

    Театральная деятельность как фактор преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста

    Показывается  значение театральной деятельности в коррекционно-развивающей работе для детей с ФФН...

    Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

    Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

    Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

    Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...