Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».
консультация

Горина Наталья Владимировна

Консультация для родителей по теме: «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста на основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания и в междисциплинарных областях. Стратегия подготовки таких людей и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения.

Что же происходит с обществом? Главный признак – это тотальная информатизация. Объем знаний, наработанных человечеством, растет, и данная тенденция явно будет сохраняться в ближайшем будущем. В связи с этим, задача педагогики – передача знаний подрастающему поколению – явно проваливается. Мало того, функция педагогики – подготовка детей к жизни в будущем – не выполняется, потому что ни учителя, ни воспитатели сами не знают, каким будет это будущее.

Под руководством Г.С. Альтшуллера около 20 лет назад обозначилось направление ОТСМ (общая теория сильного мышления). Это направление разрабатывается в настоящее время в проекте «Джонатан Ливингстон» (координатор проекта – Николай Хоменко). ОТСМ базируется на классической ТРИЗ, развивая и дополняя ее с целью повышения универсальности ее инструментов. В ОТСМ разрабатываются инструменты анализа и решения сложных междисциплинарных проблем, которые позволяют решать задачи в разных областях знаний.

В теоретическую базу ОТСМ входят понятия: ключевые задачи, аксиомы, модели. Прикладным инструментарием для решения комплексов проблем являются технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Эффективность ОТСМ-ТРИЗ педагогики проверяется нами в экспериментальных образовательных учреждениях более 10 лет. В них педагоги занимаются индивидуальными исследовательскими программами, формируя у детей навыки когнитивной и креативной деятельности. Основным содержанием ОТСМ-ТРИЗ образования в этих учреждениях является анализ проблем и построение решений проблем, а также прогнозирование последствий этих решений на доступном детскому восприятию уровне. Основным педагогическим средством является система творческих заданий для работы с реальными и фантастическими проблемами.

Давно доказано, что способ мышления (обработки информации) формируется до 7-10 летнего возраста (Поддъяков Н.Н., 1977). В результате этого сразу возникает проблема: у педагога должно быть тризовское мышление, чтобы научить детей, но его мышление сложилось задолго до того, как он столкнулся с ТРИЗ. Наша деятельность направлена на решение проблемы: как изменить стиль мышления педагога? Он должен меняться на сознательном уровне в процессе освоения ОТСМ – ТРИЗ.

Организация педагогической деятельности в условиях образовательных учреждений строится на следующих основаниях:

•        развитие у детей способности познавать имена признаков и их значения;

•        развития способности преобразовывать имена и значения признаков;

•        способность выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков.

У детей в возрасте 3-7 лет эти способности формируются через систему игровых заданий по познанию, преобразованию и анализу взаимосвязей признаков и их значений.

Один из базовых навыков ОТСМ-ТРИЗ – разделение имени признака и его значения. Вся традиционная педагогика направлена на обучение детей описаниям объектов через значения имен признаков. Например, машина большая, быстро двигается, перевозит груз.

В ОТСМ-ТРИЗ педагогике описание объекта производится через указание имен признаков и спектров их значений. Машина по размеру: больше, чем человек, но меньше, чем дом, по скорости – быстрая, по назначению – служит для перевозки чего-либо.

В рамках проекта «Джонатан Ливингстон» создано мультимедийное дидактическое пособие «Чикко и Вселенная». Целью пособия является формирование у детей понятия «имени признака» и умения реконструировать их значения.

        Одно из основных обобщений, которое делает ребенок в дошкольном возрасте, касается имен признаков.

Ребенок познает признак через изменение его значений. Например: указывая какую-либо форму, воспитатель (родитель) должен говорить:

- «Этот объект по форме круглый».

В данном случае «ФОРМА» - имя признака, «КРУГЛЫЙ» - значение имени признака «форма». Взрослые часто пропускают имя признака в речи, предполагая, что это сам ребенок догадается, что речь идет о форме, на самом деле обобщение дети делают с трудом. Если указывать только значение имен признаков, при этом не называть само имя признака, то у ребенка 5-6 лет существенно задерживается, а иногда не происходит формирование обобщенного понятия цвет, форма, размер и т.д.

        Формирование творческого мышления идет через указание имен при-знаков, дети приобретают знания этих имен и в рамках изменение значений какого-то имени делают первые попытки создания нового объекта.

        В ТРИЗ – педагогике существуют типовые приемы фантазирования (ТПФ). Мы предположили, что изменение признаков может идти через их преобразование по ТПФ. Для этого на базе экспериментальных дошкольных учреждений было создано мультипликационное пособие (компьютерный вариант) «Чикко и Вселенная» (авторы Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко. Художник – мультипликатор Гарри Флоссер)

Методические рекомендации для взрослых и рабочая тетрадь помогут достаточно быстро сформировать понятиеИМЕНИ признака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме: "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста"

Представлен обобщенный опыт работы по "Формирования представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста" в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте....

Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»

Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...

Консультация для родителей на тему: "Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста".

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от социального окружения. Воспитание и развитие - способы передачи этических норм старшего поколения младшему. На развитие у ребенка представлен...

Консультация для родителей на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Уровень состояния здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможност...

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного основе игрового пособия «Чикко и Вселенная».

Консультация для родителей по теме «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного  основе игрового пособия «Чикко и Вселенная»....

Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"

Доклад на семинар на тему" Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста"...