Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.
статья по развитию речи на тему

Кузьминых Ольга Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.

       Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

    Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Выделяют две стадии развития фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки.  При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

    Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.  Формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

    Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

      Этапы работы по формированию фонематического восприятия

     В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

 Игр и упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия у детей.

    Игра для детей -  это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу. Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

    Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

    Игры, направленные на развитие фонематического восприятия,  способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.    

 I этап работы

         На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На  первых занятиях  детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь), что гудит? (машина).  
1.Игра «Где постучали?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться определить направление звучания.
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

II этап работы

       На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

2. Игра «Мы в лесу»  Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).

3. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

4. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап работы

      На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
1. Игра «Хлопни в ладоши» Педагог показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Батон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Батон — бакон — фатон — батон — фагон — батом». Затем педагог показы следующее слово  и т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Начинать следует со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.

2. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – желтый и синий – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

3. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша.  Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша / каша, Паша, наша и т.д..

3. Игра «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

IV этап работы

На 4 этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..

2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, СО-СО-СО-ЗО, ЗУ-ЗУ-СУ-СУ.

3. Игра «Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1.Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем педагог попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и.  Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Педагог объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук […]». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук, например -  [У]: у, п, у, к, в, у, у...

3.Игра «Выбери слово»  Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: 1) имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; 2) лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

4. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой,

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

VI этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
1.
Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т.

3. Игра «Определи место звука в слове» Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

4.Игра «Звуковая цепочка» Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук и придумывает новое слово, начинающееся с этого  звука.

5. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
6. Игра «Назови по порядку» Педагог называет слово целиком, а ребёнок произносит слово, деля его на звуки : РАК – Р, А, К. 

7. Игра «Собери слово» Произносятся  слово по звукам, например: К, О, Т, дети называют слово целиком -  КОТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Упражнения "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Упражнения для развития фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста...

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста...

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.   Обращение внимания детей:на звуки улицы;на бытовые звуки;Определение:источника звука (Н-р: хлопки, притопы)...

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Игры для развития фонематического слуха, восприятия у детей среднего и старшего дошкольного возраста....