Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Игры для развития фонематического слуха, восприятия у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

          Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

          Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

          К 5 - 6  годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

          Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

1. Игра «Слушай хлопки»

Цель. Развитие слухового внимания, способности к эмоционально-волевому управлению поведения.                                                                                                                         Оборудование. Диск с записью спокойной музыки.                                                                                                                                        

Описание игры. Ребенок изображает  с помощью выразительных движений ветерок, солнышко, дождик.  На один хлопок изобразить ветерок, на два - солнышко, на три - дождик. Под музыку ребенок  двигается по комнате. Когда музыка остановится  и прозвучит определенное количество хлопков,  ребенок должен показать соответствующие движения.

2. Игра «Поймай звук»

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.

Описание игры.  Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

М – мак, лапки, полка, дом, стол, сумка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

3. Игра «Будь внимательным»

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.                                                              Оборудование. Флажок (или: султанчик, цветок, листочек)                                                                                                                                                                            

Описание игры.  Если услышишь звук [с] в слове -  подними флажок и помаши им. Слова: сом, шалаш, коса ...

То же с любыми другими звуками.

4. Игра «Скажи, как я»

Цель. Обучение интонированию звуков.                                                                  

Оборудование. Мяч.                                                                                                  

Описание игры. Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:  (С)лон.  Забо(Р).  Ко(Ш)ка. Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

5. Игра «Различение звуков Ч - Щ»  

Цель. Развитие слухового внимания.

Описание игры. Объясняем: -Ч-Ч - так звучит паровоз. Когда услышишь этот звук, изобрази как двигается паровоз; Щ-Щ-Щ - так пилят дрова. Ребенок слушает слова и передает движениями звуки Ч или Щ.

6. Игра «Определи место звука в слове» 

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры.  Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

 

7. Игра «Отхлопай»  

 Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

8. Игра «Назови - ка»

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры.  Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит;  «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

Речевой материал:

1) [в]: бочка – вода – точка;

2) [б]:  пакет – букет – жакет;

3) [ф]: фартук – вата – белка;

4) [с]: цепь – заяц – коса;

5) [з]: санки – коза – оса.

 

9. Игра  «Кто внимательнее»

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры. Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах: коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза - общий звук «З».

В словах: шина, машина, кошка, мышка, душ - общий звук «Ш».

В словах: роза, корова, ракета, морковь, топор - общий звук «Р» и т.д.

Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

 

10. Игра «Угадай слово»

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры.  Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с,р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы,п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а…

11. Игра «Цепочки слов»

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры. Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.  

12. Игра «Не ошибись»

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Оборудование. Картинки.

Описание игры. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

   Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

13. Игра «Придумай слова на заданный звук»

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры.  Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (т, с, м, л, п, б и т.д.)

14. Игра «Повтори - ка»(повторение цепочек  слогов)

 Для детей подготовительных групп.

Цель. Развитие фонематического восприятия, внимания.

Описание игры.  Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие - звонкие, твердые мягкие, свистящие - шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа      

 (Аналогично с другими парами звуков). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

         Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.  В помощь вам представляю ...

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Мастер- класс для родителей подготовительной группы "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в...

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития фонематического восприятия  у детей дошкольного возраста...

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.   Обращение внимания детей:на звуки улицы;на бытовые звуки;Определение:источника звука (Н-р: хлопки, притопы)...

Упражнения для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...