Статья: Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждение с помощью игровых технологий.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Рассуждения являются наиболее сложным типом монологической речи и характеризуются использованием достаточно сложных языковых средств. Использование в работе игровых технологий позволяет обучать детей речи рассуждению легко и непринужденно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filimonova_o.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Филимонова О.В.
Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждение с помощью игровых технологий.

Филимонова Ольга Вячеславовна,

Воспитатель

МБДОУ д/с № 58 «Снежок», г. Ульяновск.

Аннотация:  Рассуждения являются наиболее сложным типом монологической речи и характеризуются использованием достаточно сложных языковых средств. Использование в работе игровых технологий позволяет обучать детей речи рассуждению легко и непринужденно.

Сначала в уме намечается мысль, тотчас затем сбегаются слова,

и ум с несравненной быстротой рассылает их на свои места,

чтобы каждое откликалось со своего поста.

 Этот намеченный строй в разных случаях замыкается по-разному,

но все слова - и начальные, и срединные - всегда должны равняться на концовку. Марк Туллий Цицерон

Текст тезисов:

 Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и представлениями окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи. 

Детям старшего дошкольного возраста становится доступен самый сложный тип монолога - связное высказывание типа рассуждений. Однако методика обучения связным высказываниям типа рассуждения практически не разработана.

 Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля. Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленить существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, следовательно, значит); употреблять при доказательстве слова во - первых, во - вторых; включить элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат (О.Н.Сомкова.)

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассуждению с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Фундаментом всего дошкольного образования являются игровые технологии, где игры имеют множество познавательных, обучающих функций. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. К игровым технологиям относятся технология проблемного обучения, через которую воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ, технология ТРИЗ, моделирование и др.

Применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий оказывает положительное влияние на развитие речи-рассуждения. Ведь вся наша жизнь – это клубок противоречий, и ребенок должен их видеть. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Элементы ТРИЗ,  как системность (часть – целое), развитие (было – стало), противоречие (хороший – плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей.  Воспитатель только доводит до сознания детей проблему, а результат они «выдают» сами, сами же находят нужный выход из данной ситуации, берут ответы из своего накопленного опыта, делают выводы что хорошо, а что плохо.

Каждый день работы с детьми это поиск. Воспитатель не должен раскрывать истину, а учить ребенка находить ее самому. Ребенок задает вопрос, но не отвечать ему, а начинать спрашивать его о том, что он сам думает об этом, пригласить его порассуждать. Необходимо постоянно открывать «тайну двойного» перед детьми во всем, в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии.

В процессе обучения важно использовать такие приемы, как совместное объяснение, подсказ способов связи фраз и смысловых частей: потому что…, во-первых…, во-вторых…, вот поэтому…;

План, отражающий структуру:

1. Назови, что хочешь объяснить;

2. Подбери доказательство;

3. Сделай вывод;

Например: Рассказ о свойствах воды (рассуждение).

План: 1) Что случилось со снежинкой, которая упала мне на ладонь? 2) Почему растаяла снежинка, т. е. превратилась в воду? 3) Если тает в тепле одна снежинка, то что случится с большим комом снега (т. е. множеством снежинок), если его поместить в теплое место (например, собрать в ведро и поставить на плиту)?

Несмотря на то, что стремление к рассуждению, потребность в формировании собственных суждений заложены в природе развивающегося мышления и речи детей, а обучение рассуждению считается наиболее сложным, сведения именно о данном типе текста, его функциональной специфике неполны, а нередко неточны и противоречивы. В результате формируется недостаточное представление о функционировании рассуждения в текстах различных стилей. Используя в работе игровые технологии, проблемные ситуации, технологии ТРИЗ, позволяют обучать наиболее сложной форме высказывания – рассуждению легко и непринужденно. У детей появляется живой интерес, они могут самостоятельно анализировать, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи. 

Список литературы

1  Акишина А.А. Структура целого текста / А.А.Акишина.- М.: Педагогика, 1979.-88 с.

2. Базовкина Т.А. О некоторых приемах обучения детей связной речи // Опыт обучения детей русскому языку в детских садах / Под ред. Л.А.Пеньевской. - М., 1952. - С. 28-40.

4. Бухбиндер В.А., Розанов Е.О. О целостности и структуре текста / В.А.Бухбиндер, Е.О. Розанов // Вопросы языкознания. - 1975. - N 6. - С. 73-86.

5. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д.Зарубина. - М.: Русский язык, 1977. - 48 с.

6. Копылова А. В., Ревякина И. И. Из опыта преподавания элементов ТРИЗ детям, не владеющим активной речью./ А.В.Копылова, Ревякина//Журнал ТРИЗ. – 1992. – № 3–4

7. Куликова Т. А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи // Современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.– СПб., 1997.

8. Смольникова .Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дис. ... канд.пед.наук /Г.Смольникова.- М.,1986.- 156 с.

9. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации/ Л.Г.Шадрина, Н.В.Семенова.- Сфера, 2012.- 64с.

10. Шадрина Л.Г., Ушакова О.С. Развитие предпосылок связной речи / Л.Г.Шадрина, О.С.Ушакова // Дошкольное воспитание - 1997.- № 2

11. Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждения у детей шести лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Составители М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»

Пояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, чело...

Методическое пособие для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»

Описание содержания работыПервый этап Цель: формирование основы для развития связных высказываний типа рассуждений, через создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал.Задачи этого ...

Методическая разработка "Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения"

Пояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, чело...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на воп...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»

Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, человека, способного орие...

Методическая разработка для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»

Пояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, чело...

Методическая разработка для педагогов на тему" Обучение детей старшего дошкольного возраста связанным высказываниям типа рассуждения"

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на воп...