опрелеления
занимательные факты по развитию речи на тему

Хисамутдинова Римма Адисовна

жанры и их определения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_po_razvitiyu_rechi.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

           №

                 Жанры,  определение

              Сценические черты

                                  Задачи

           1    

Колыбельная песня-это большое лирическое стихотворение положено на определенную мелодию.

Напевность, мелодичность, не громкое, манера исполнения, в центре внимания конкретный ребенок.

Успокоить сны, хорошее создание, благоприятные атмосферы, внимание, реакция на слова, научение ребенка, вслушиваться в слова, находить успокоение.

           2      

Потешка-это устное народное творчество, песенки приговорки, небольшие стишки и песенки.

Сорока белобока,

Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Побуждают  детей к действиям в игровой форме. Исполняется в процессе действий выполняемых ребёнком вместе со взрослыми.

Развлекает и развивает ребёнка, учит ребёнка понимать человеческую речь и выполнять различные движения. Помогает привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу малыша.

           3

Загадка-это краткое образное определение предмета или явления, которые даются в иносказательной форме, нарочито затемнённой . Это народная забава.

Маленький Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ткнет,

Там черту проведет.      (карандаш)

Малый жанр устного нар.творчества, в её структуре отображена картина жизни и языковые средства  её выражения (сравнение, метафора, звуковой рисунок)

Весело учить, угадывать задуманное, развивать воображение.

           4

Пестушка-это от слова пествовать, т.е. нянчить, холить.

Большие ноги,

Шли по дороге,

Топ-топ-топ

Топ-топ-топ

Маленькие ножки,

Бежали по дорожке

Топ-топ-топ-

Топ-топ-топ

Короткий стихотворный напев. При просыпании мама гладит, ласкает ребёнка приговаривая.

Создание благоприятной атмосферы, реакция на слова, вслушиваться в слова. Сопровождают действие ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

            5

Прибаутка – от слова баять, т.е. рассказывать .  Стихотворная, короткая, весёлая история.

Сбил, сколотил-вот колесо

Сел да поехал-ах, хорошо

Оглянулся назад

Одни спицы лежат.

Небольшой стишок в котором присутствует сюжет.

Развивает умение планировать свои действия.

             6

Пословица-это краткое народное изречение назидательного характера, небольшие по объёму.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Афористическое, сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

Поучать чему-то, развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.

              7

Заклички-это один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Отражает интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

Божия коровка, черная головка,

Улети на небо, принеси нам хлеба,

Черного и белого, только не горелого.

Представляют собой обращение (солнцу, радуге, дождю и др. явлениям природы, а также к животным и птицам)

Знакомство с трудом взрослых (крестьян, семья, природные явления, животный мир и пр.)

              8

Считалка- это небольшой стишок, форма  жеребьевки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.

Один, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна.

Элементы игры, которые помогают установить согласие и уважение к принятым правилам. Очень важен  ритм.

Умение распределить роли в игре, умение договариваться и действовать по правилам.

             9

Скороговорки- это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.

Маленькая болтунья,

Молоко болтала, болтала

Да не выболтала.

Скороговорки бывают рифмованные и нерифмованные.

Способствуют развитию дикции.

            10

Приговорка-это некий набор слов который используется для сопровождения основного текста. Небольшое произведение устного народного творчества.

Ветер – ветерцо, Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину, чтоб идти было в силу.

Сказывают, когда делают что-либо обращение к быту, повседневным занятиям. Построенная по принципу просьба, пожелание.

Развивает наблюдательность за явлениями  в природе и всему что окружает.

            11

Дразнилка- высмеивают различные черты характера (жадность, трусость, лень и др.)обманули простака, на четыре кулака, на шелбан и на подушку,

на зеленую лягушку

Насмешливая прибаутка, рифмованная употребляется чтобы дразнить кого-то, трунить над кем-то.

Высмеять оппонента. Прививать любовь к сценическому искусству. Уметь видеть недостатки и исправлять их. Умение правильно реагировать на критику.

             12

Мерилка -представляет собой  небольшие произведения устного народ.творчества который используется для примирения.

Мирись, мирись, мирись

И, больше не дерись,

А если будешь драться

Я буду кусаться

Мир! Мир! Мир!

В центре внимания находится два или группа детей где возник конфликт.

Умение договариваться, выстраивать партнёрские отношения.

             13

Страшилка -представляют собой небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающем финалом.

Темно за окошком не звука

Луна из-за леса встает

Седая лохматая бука

Одна по дорогам идет

Слетают с плеча ее совы

Ни скрипнет в округе снежок,

 Любого те совы готовы

Схватить и упрятать в мешок.

Детские страшилки воздействуют на разных уровнях чувств, мыслей, слов, образов, движений, звуков.

Испугать слушателя. Умение справиться со страхами.

            14

Поддёвка-Малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

-Скажи двести: двести

Голова в тесте,

-Скажи петух: петух

Ты протух.

Поддевки – диалоги, поддевка – заманки, цель которых поймать, поддеть на слове.

Имеет само звучание слова – звуковой ряд.

.

Развивать речь, сообразительность, внимание. Дать понятие детского фальклера. Одна из форм развития у детей сатиры и юмора.

           15

Небылица -поэтические произведения с изображением нереальных событий. Стихи про человека рассеинова с улицы «Бассейной». Сказка построена на бессмыслице: горит Кошкин дом и курица с ведром бежит заливать его.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке, жена на корове,

Дети на телятках, внуки на собаках.

Забавный смешной стишок – это необходимая ступень развития ребенка. Детские стихи-это первая интеллектуальная детская игра, способствующая развитию мышления. Достоинство этих игр заключается в том, что они по самой своей природе комические, ни что другое не подводит так к первоосновам юмора.

Развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Юмор помогает в будущем увеличить его сопротиворечие всякой неблагоприятной среде. И поставить его высоко над мелочами и дрязгами.

           16

Уловка – рифмованные диалоги вопросно – ответной формы. Являющая как бы переходом от психологических уловок, в область софизма или намеренные ошибки в доказательстве.

-Таня, Саня, Лизавета

Ехали в лодке

Таня, Саня утонули, кто остался в лодке

-Лизавета

-Хлоп тебе за это.

Используется как лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребенком и при отклонении в развитии ребенка. Развивает межличностные коммуникации.

Развивает логическое мышление, творчество и внимательность.

           17

Молчанка -  это детская игра. Название забавы произошло от слова «молчать».

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри»!

А кто первый отомрет-

Тот получит шишку в лоб!

Не смеяться, не болтать!

А солдатиком стоять!

Правила игры заключаются в том, что в игре побеждает ребенок, который после произнесения стиха-молчанки заговорит последним.

Развивает терпение и усидчивость.

           18

Поговорка- это устойчивое выражение, которая употребляется не изолированно, а в составе предложения. Широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое – либо жизненное явление.

Нужно наклонится, чтобы из ручья напиться.  .

Поговорка является небольшим по объему произведением. Которые благодаря сложенному слогу, непринужденности, и легкому восприятию и запоминанию, способно раскрыть самое главное. Содержит обобщающий поучительный смысл. В них высказываются мудрый смысл и крылатые изречения.

Развивает речь, область мышления, логику, память. Учит ребенка основным правилам жизни, и тому как устроен окружающий мир.

          19

Песня -самая простая, наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

ознакомление с простейшими музыкальными жанрами музыки, усвоение ...

Развитие творчества певческих навыков, голоса, петь в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова. Умение передавать характер песни ( весело, протяжно, ласково и т.д.)