Консультация для воспитателей. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
консультация по развитию речи на тему

Гайворонская Диана Наримановна

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому оно соответствует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_no3.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

учитель-логопед Гайворонская Диана Наримановна

МБДОУ №1 «Малыш» г.Невинномысск 2015г.

           Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому оно соответствует.

           Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам.  Предметы ребенок осязает (осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает), прислушивается, как они звучат, обоняет (пробует на вкус, нюхает). Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание, входит в его сознание через все пять его чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка. Чувственное восприятие предмета закрепляется в памяти ребенка с помощью слова как представление об этом предмете. Затем называемое слово возбуждает в ребенке все те чувства, которые он испытывал при чувственном соприкосновении с данным предметом.

          Например, ребенок слышит слово елка. И сразу все пережитые ощущения и чувства в нем оживают. В воображении он видит конкретную елку, ее зеленую хвою, пирамидально спускающиеся мохнатые ветки (лапы), он почти реально ощущает ее смолистый запах. Пальцы непроизвольно отдергиваются, чтобы не уколоться. Ребенок вспоминает о той радости, которую он испытывал, увидев впервые в своей жизни новогоднюю елку или елочку в летнем лесу.

          Подобное восприятие сова называется поэтическим.

          После того как ребенок усвоит чувственную основу слова, он оказывается способным к пониманию обобщающего значения. Именно поэтому обогащение словаря детей должно быть организовано в процессе ознакомления их с окружающим, бытом, природой, трудом людей, их общественной жизнью. Воспитатели и родители должны общаться с ребенком посредством связной, грамматически оформленной речи. Тогда ребенок сам выделяет отдельные слова из слышимой им речи взрослого.

            Ребенка интересуют слова в такой же степени, как и сущность предметов, называемых этими словами. Отвечая на вопросы ребенка во время свободного с ним общения, обозначая словом интересующие ребенка предметы, воспитатель обогащает словарь ребенка. Таким же образом ребенок узнает и запоминает названия признаков предметов (прилагательные),  действия и состояния (глаголы, причастия, деепричастия) и их признаков (наречия).

            Названия предметов, недоступных непосредственному наблюдению ребенка, дети узнают, рассматривая картинки, их изображающие. Способность человека легко соотносить предмет с его изображением – врожденная.

            Итак, ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа ведется практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку.

Этот метод используется во всех возрастных группах детей.

           Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие тот предмет или явление, которые его заинтересовали. Это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов:

1. Говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово.

2. Произносит четко (энергично и правильно артикулируя).

3. Соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова.

4. Старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.

             Слушая эти предложения, ребенок чувствует, что слово в речи изменяется, и  одновременно с обогащением словаря  развивается грамматическое чутье.

            Дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Воспитатель сам должен привлекать внимание детей ко многим окружающим их предметам, качествам, действиям. Делает он это систематически, в соответствии с образовательной программой детского сада.  Дети шести лет могут усвоить в неделю до 20 слов, семилетние – до 30 слов.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им ...

Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Консультация для педагогов "Методы и приемы обогащения лексического словаря у детей 2-7 лет"

Консультация для педагогов "Методы и приемы обогащения лексического словаря  у детей 2-7 лет"...

«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...

Статья: «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...