Консультация для воспитателей Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
консультация по развитию речи на тему

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им в действительности или представляемых по картинкам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodden_word.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Консультация для воспитателей

Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

(Выступление на методическом дне)

Воспитатель

Смаранди М. Д.

г. Покачи, 2018г.

Слайд №1  Консультация для воспитателей

Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

Слайд №2  Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому оно соответствует.

Слайд №3  Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам.  Предметы ребенок осязает (осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает), прислушивается, как они звучат, обоняет (пробует на вкус, нюхает).

Слайд №4  Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание, входит в его сознание через все пять его чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Чувственное восприятие предмета закрепляется в памяти ребенка с помощью слова как представление об этом предмете.

Слайд №5-6  Например, ребенок слышит слово машина. И сразу все пережитые ощущения и чувства в нем оживают (может на день рождение ребенку подарили машинку и у него оживает в памяти праздник, веселье, подарки).

После того как ребенок усвоит чувственную основу слова, он оказывается способным к пониманию обобщающего значения, н-р машина-это один из видов наземного транспорта. Именно поэтому обогащение словаря детей должно быть организовано в процессе ознакомления их с окружающим, бытом, природой, трудом людей, их общественной жизнью. Если мы, воспитатели, да и родители будем общаться с ребенком посредством связной, грамматически оформленной речи. Тогда ребенок сам выделяет отдельные слова из слышимой им речи взрослого.

Слайд №7-8 Н-р Отвечая на вопросы ребенка во время свободного с ним общения, обозначая словом интересующие ребенка предметы, воспитатель обогащает словарь ребенка. Н-р,  Изучая с детьми стихотворение А. Л. Барто «Наша Таня громко плачет» на вопрос Мяч потонет в воде? Ребенок узнает и запоминает названия признаков предметов (прилагательные -   он резиновый, он легкий, воздушный т.д.)  действия и состояния (глаголы, причастия, деепричастия) (мячик полетел в воду подпрыгивая (Деепричастие), покатился, прыгнул в воду, прыгающий мячик (причастие), мячик который прыгает) и их признаков (наречия) Отвечая на вопрос Как? Куда?.Почему? Зачем? Н-р Покатился как? - быстро

Слайд №9 Названия предметов, недоступных непосредственному наблюдению ребенка, дети узнают, рассматривая картинки, их изображающие.          

 Итак, ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им в действительности или представляемых по картинкам. 

Слайд №10 Следовательно, работа ведется практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку.

Этот метод используется во всех возрастных группах детей.

           Слайд №11 Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие тот предмет или явление, которые его заинтересовали.

При этом воспитатель должен соблюдает методические правила произнесения слов:

1. Говорить достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово.

2. Произносить четко (энергично и правильно артикулируя).

3. Соблюдать правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова.

4. Стараться вставлять это слово в предложения так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.

             Слушая эти предложения, ребенок чувствует, что слово в речи изменяется, и  одновременно с обогащением словаря  развивается грамматическое чутье.

            Слайд №12 Дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Поэтому мы в работе должны сами привлекать внимание детей ко многим окружающим их предметам, качествам, действиям. Делать это систематически, в соответствии с образовательной программой детского сада.  

Слайд №13 Считается, что дети шести лет могут усвоить в неделю до 20 слов, семилетние – до 30 слов.  

   Слайд №14  Спасибо за внимание!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.

Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или...

Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Консультация для педагогов "Методы и приемы обогащения лексического словаря у детей 2-7 лет"

Консультация для педагогов "Методы и приемы обогащения лексического словаря  у детей 2-7 лет"...

«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...

Статья: «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...