Консультация для воспитателей Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
консультация по развитию речи на тему
Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им в действительности или представляемых по картинкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodden_word.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
Консультация для воспитателей
Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
(Выступление на методическом дне)
Воспитатель
Смаранди М. Д.
г. Покачи, 2018г.
Слайд №1 Консультация для воспитателей
Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
Слайд №2 Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому оно соответствует.
Слайд №3 Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с исследованием предметов, соответствующих этим словам. Предметы ребенок осязает (осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает), прислушивается, как они звучат, обоняет (пробует на вкус, нюхает).
Слайд №4 Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание, входит в его сознание через все пять его чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Чувственное восприятие предмета закрепляется в памяти ребенка с помощью слова как представление об этом предмете.
Слайд №5-6 Например, ребенок слышит слово машина. И сразу все пережитые ощущения и чувства в нем оживают (может на день рождение ребенку подарили машинку и у него оживает в памяти праздник, веселье, подарки).
После того как ребенок усвоит чувственную основу слова, он оказывается способным к пониманию обобщающего значения, н-р машина-это один из видов наземного транспорта. Именно поэтому обогащение словаря детей должно быть организовано в процессе ознакомления их с окружающим, бытом, природой, трудом людей, их общественной жизнью. Если мы, воспитатели, да и родители будем общаться с ребенком посредством связной, грамматически оформленной речи. Тогда ребенок сам выделяет отдельные слова из слышимой им речи взрослого.
Слайд №7-8 Н-р Отвечая на вопросы ребенка во время свободного с ним общения, обозначая словом интересующие ребенка предметы, воспитатель обогащает словарь ребенка. Н-р, Изучая с детьми стихотворение А. Л. Барто «Наша Таня громко плачет» на вопрос Мяч потонет в воде? Ребенок узнает и запоминает названия признаков предметов (прилагательные - он резиновый, он легкий, воздушный т.д.) действия и состояния (глаголы, причастия, деепричастия) (мячик полетел в воду подпрыгивая (Деепричастие), покатился, прыгнул в воду, прыгающий мячик (причастие), мячик который прыгает) и их признаков (наречия) Отвечая на вопрос Как? Куда?.Почему? Зачем? Н-р Покатился как? - быстро
Слайд №9 Названия предметов, недоступных непосредственному наблюдению ребенка, дети узнают, рассматривая картинки, их изображающие.
Итак, ребенок обогащает свой словарь в живом речевом общении со взрослыми, узнавая названия предметов, наблюдаемых им в действительности или представляемых по картинкам.
Слайд №10 Следовательно, работа ведется практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку.
Этот метод используется во всех возрастных группах детей.
Слайд №11 Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие тот предмет или явление, которые его заинтересовали.
При этом воспитатель должен соблюдает методические правила произнесения слов:
1. Говорить достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово.
2. Произносить четко (энергично и правильно артикулируя).
3. Соблюдать правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова.
4. Стараться вставлять это слово в предложения так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.
Слушая эти предложения, ребенок чувствует, что слово в речи изменяется, и одновременно с обогащением словаря развивается грамматическое чутье.
Слайд №12 Дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Поэтому мы в работе должны сами привлекать внимание детей ко многим окружающим их предметам, качествам, действиям. Делать это систематически, в соответствии с образовательной программой детского сада.
Слайд №13 Считается, что дети шести лет могут усвоить в неделю до 20 слов, семилетние – до 30 слов.
Слайд №14 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом обращении"
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении.
Обогащение словаря каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим. Слово входит в память ребенка одновременно с представлением о предмете или действии, которое оно обозначает, или...
Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"
Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
Консультация для педагогов "Методы и приемы обогащения лексического словаря у детей 2-7 лет"
Консультация для педагогов "Методы и приемы обогащения лексического словаря у детей 2-7 лет"...
«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...
«Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей....
Статья: «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое з...