Речевой этикет воспитателя ДОУ.
статья по развитию речи на тему

Гайворонская Диана Наримановна

Речевой этикет представляет собой совокупность правил, позволяющих употреблять речевые обороты в той или иной речевой ситуации, и таким образом берет на себя коммуникативную функцию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_no4.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Речевой этикет воспитателя ДОУ»

учитель-логопед Гайворонская Диана Наримановна

МБДОУ №1 «Малыш» г.Невинномысск 2015г.

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет

из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя.

М.Монтень.)

1. Что такое речевой этикет?

2. Требования к качеству речи педагога ДОУ.

3. Используемая литература.

Что такое речевой этикет?

    Речевой этикет представляет собой совокупность правил, позволяющих употреблять речевые обороты в той или иной речевой ситуации, и таким образом берет на себя коммуникативную функцию. Культурный и образованный человек должен знать общепринятые нормы поведения, уметь правильно вести себя в обществе, чтобы легко найти взаимопонимание с другими людьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

    Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова-паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорён жаргонами, если ударения и произношение режет слух. Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.

    Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры людей, интереса к языку. Мы знаем, что в понятие общей культуры непременно входят культура общения, культуры взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А вот доброжелательность к другим стоит в себе развивать.

    Конечно, в жизни столько суеты и такая информационная перегрузка, что человек старается никого не замечать и отключиться, т.е. чтобы сохранить психику от перегрузки информацией, он жертвует долей человечности. Если человек глубоко, на уровне автоматизма, усвоил правила поведения в обществе, если он доброжелателен к людям, то ничего страшного в этом нет.

    Значит выход для нас - в доведении до автоматизма культуры поведения и речевого этикета. Важными знаками в окружающей человека среде являются выражения лиц людей. Достаточно ли оно доброжелательно? И это тоже стоит довести до автоматизма. В.А. Солоухин писал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы

даже не увидели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет».

    Работа над мимикой, жестами, речью, поведением и общением дается с трудом.

Как говорит С.Я. Маршак в своем стихотворении:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. 

    Речевому этикету начинают обучать детей с раннего детства. Их учат говорить слова благодарности, приветствия, извинения («простите, извините»). По мере взросления ребенок начинает учиться различным тонкостям общения, умению правильно оценивать речевую ситуацию, грамотно излагать свои мысли. 

    Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первоначальные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем актуальна проблема утраты «хороших манер», снижение уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово. Не стоит даже повторять, что одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога - владение нормами речевого этикета.

Как должны обращаться друг к другу педагог и ребенок? Допустимо ли "ты" при обращении ребенка к педагогу? По этому вопросу было проведено много дискуссий и в результате пришли к одному выводу: «Вы». Обоснованием этого является, во-первых, то, что данное обращение традиционно для русского этикета, в то время как «ты» - обращение отражает западную модель поведения. Во-вторых, если ребенок в дошкольном возрасте не усвоил норм употребления обращений - будет испытывать затруднения в общении, обучаясь в школе. В-третьих, такая неофициальная форма обращения носит просторечно - фамильярный оттенок, как бы снижает авторитет педагога, его значимость в сознании ребенка. Не случайно еще В. Шекспир призывал: "Будь со всеми обходителен, но никак не запанибрата". Поэтому уже на первоначальном этапе представления ребенку воспитателю следует придерживаться официальной модели взаимоотношений. Далее настойчиво, но корректно, требуя от детей обращаться к себе на «вы».

    Особо хочется отметить, что варьирование форм обращений в условиях конфликтного общения позволяет педагогу продемонстрировать негативное отношение к действиям, поступкам ребенка и при этом дает возможность избежать открытой грубости, ответной обиды. Так, например, для корректного выражения отрицательной оценки иногда бывает достаточно обратиться к ребенку, используя полную форму его имени: «Мария, ты мне мешаешь...» и т.п. Таким образом, использование различных форм обращений к одному и тому же ребенку является достаточно эффективным способом педагогического воздействия и позволяет

избежать ссоры и речевой агрессии при разрешении конфликта.

    Часто возникает необходимость обратиться к детям с самыми разными просьбами. Кроме того, мы целенаправленно обучаем самих дошкольников вежливому выражению своих желаний, просьб, поправляем их, напоминая о силе всем известного «волшебного слова». Однако, всегда ли мы сами помним другие «магические приемы» побуждения, учим ли мы наших воспитанников смягчать просьбы, делать их выполнение более желанным, приятным для адресата? 

Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения:

  • Обосновать просьбу, указать причину ее возникновения, подчеркнуть значимость выполнения («Это необходимо, потому что...»)
  • Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только ты мне можешь помочь...»)
  • Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу (Буду тебе очень благодарна)

    Следует обратить внимание на речевые возможности косвенного, скрытого выражения просьбы: «Не мог бы ты...».

     В повседневной практике встречаются и противоположные ситуации, предполагающие

вежливо отказать в просьбе. Отказ должен произноситься спокойным голосом, доброжелательным

тоном. Кроме того, нормы русского речевого этикета предписывают объяснение причины отказа. Желательно использование смягчающих отказ этикетных формул: «извини..., к сожалению..., мне очень жаль, но...»

    Особую роль в педагогическом общении играют похвала, одобрение. Как говорят психоаналитики – «словесное поглаживание». Очень важно, чтобы выражения одобрения были искренними со стороны педагога, заслуженными со стороны ребенка и разными по форме.

    Речевой этикет устанавливает правила и в конфликтных ситуациях. Так, всегда ли мы приносим извинения за резкое замечание, ошибочную оценку? Вопрос почти риторический, поскольку наши ложные представления о достоинстве («просить прощения у ребенка унизительно»), эгоистическое желание считать себя всегда правым приводят к тому, что извинение в речи педагога звучит гораздо реже, чем это необходимо.

    Уточним, что глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьезностью совершенного поступка.

Требования к качеству речи педагога ДОУ.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности, выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые

встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Соблюдение этих правил. Грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеет большое воспитательное значение для детей и является  моделью речевого поведения.

Литература:

1. Акишина А.А., Формановский Н.И. Русский речевой этикет, М 1978.

2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. шк. , 1990. — 381 с.

3. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

4. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

5. Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

6. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Консультация для воспитателей "Речевой этикет воспитателя ДОУ"

Воспитатель детского сада должен владеть образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Речевой этикет воспитателя ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ...

Речевой этикет воспитателя

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду, (во время всех видов деятельности) он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмо...

Консультация на тему:"Речевой этикет воспитателя ДОУ"

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.Культуре речи человека всегда уделяли много ...

Консультации для воспитателей по теме " Речевой этикет воспитателя ДОУ "

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности....