Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Конспект викторины в подготовительной группе по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

    Омарова Раила Сейфулаховна

    Хочу поделиться конспектом викторины,которая была проведена с детьми подготовительной группы на день рождения А.С. Пушкина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx33.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Викторина с детьми подготовительной группы по сказкам А.С. Пушкина                 «Что за прелесть эти сказки!».

    Цель: расширение кругозора и эрудиции детей.

    Задачи: показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

                    познакомить детей с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

            вызвать интерес к творчеству поэта.

            формировать  связную речь, обогатить словарь.

                     развивать творческие способности, внимание, память.

                    воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и к поэзии в целом.

    Категория участников: дети подготовительной группы.

    Оборудование: портрет А.С. Пушкина,

            рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина,

            выставка книг,

            иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина,

            «Черный ящик» с предметами из сказок А.С. Пушкина:

            яблоко, зеркало, рыба, петушок, карона.

            надпись «Что за прелесть эти сказки».(А.С. Пушкин.)

    Предварительная работа: чтение сказок А.С.Пушкина:

    1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
    2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
    3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
    4. «Сказка о царе Солтане и о славном его сыне князе Гвидоне Солтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
    5. «Сказка о золотом петушке».
    6. Рисование иллюстраций к сказкам ,
    7. Заучивание наизусть некоторых отрывков из   сказок.                      

    Действующие лица: Сказительница, Кот ученый, Баба Яга.

                                                  Ход занятия:

    (В зал входит Сказительница.)

    Сказительница:  

    Это Пушкин. Это чудо.

    Это прелесть без конца.                                

    В нашей жизни вечно будут

    Этих сказок голоса.

    Сколько сказок у поэта?

    Их не много, и не мало

    Но все Пушкинское - это

    Наше вечное начало!

    -Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? Я вам сегодня расскажу много интересного о сказках. Вы знаете, ребята, все сказки можно разделить на 3 группы: сказки о животных (где главные герои-животные),волшебные сказки (главные герои-фантастические существа) и бытовые сказки (главные персонажи – люди).  Сказки – это произведения искусства. Каждая сказка имеет начало и конец. Ребята, вспомните, как начинаются сказки.                                                  

    «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили – были».

    - А как заканчиваются сказки?

    «Вот и сказки конец, а кто слушал  молодец…», «И я там был, мед пиво пил..»

    Сказки знают все. Каждый из вас может вспомнить 2-3 сказки, которые вы очень любите.  Ребята, а кто сочиняет сказки?

    - Народ, писатели.

    - Те сказки, которые сочинил народ, называются народными. Сказки, которые сочинил писатель, называются авторскими.

    Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок  великого русского поэта А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799года. В этом году мы отмечаем 216- летие великого поэта. Детство его прошло в Москве. У Александра Сергеевича были еще  брат и  сестра. С раннего детства маленький Саша был окружен вниманием и заботой. Но больше всех о нем заботилась его няня Арина Радионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала и сочиняла сама. Ее исполнение очаровала будущего великого поэта.  Саша очень любил свою няню и ласково называл «мамушка». В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Творчество А. С. Пушкина так полюбилось народу , что его произведения читают не только у нас в России, но и за рубежом. А насколько вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина, мы сейчас узнаем. Ребята, а какие вы знаете сказки А. С. Пушкина?

    «Сказка о золотой рыбке».

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    «Сказка о попе и о работнике его Балде».

    «Сказка о золотом петушке».

    «Сказка о царе Салтане, о славном  сыне его  храбром князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

    Сказительница: - Итак, ребята, я сейчас предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам А. С. Пушкина.

    (Дети делятся на 2 команды и придумывают названия  своим командам. «Лукоморье» и «Синеморье».)

    1. Конкурс         «Угадай сказку».

    - Какими словами начинается пушкинская  «Сказка о рыбаке и рыбке»?

    1. «Жили - были старик со старухой».

    2. «Жили - были дед да баба».

    3. «Жил старик со своею старухой».

    4. « У моря, у синего моря».

    - Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

    1. «Три подружки под зонтом, пели песенки тайком».

    2. «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком».

    3. « Три бабули вечерком, тихо пряли под окном».

    4. « Три царевны за столом, ели пряники с медком».

    - С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»?

    1. «Жил-был дед, во сто шуб одет».

    2. «Жил-был поп, весь в морщинках лоб».

    3. «Жил-был поп, толоконный лоб».

    4. «Жили - были поп с попадьей».

    Сказительница: - Молодцы, ребята.  За правильный ответ команда получает  фишку.

    2 . Конкурс « Найди то, не знаю что».

    Условие конкурса:  дети находят в зале атрибуты, которые встречаются в сказках А. С. Пушкина: зеркало, корыто, яблоко, месяц, петушок, невод, рыбка,  месяц, цепь, бочка, орешки, прялка, белочка.) Дети кладут предметы в свои корзины и называют сказку, в которой они встречаются. Команда, которая нашла большее количество атрибутов, получает фишку.

    (Вдруг слышится грохот за дверью и громкое мяуканье. В зал заходит Кот ученый).

    Кот ученый: - Это кто тут орешки разбросал? Мяу-у-у! Хорошо, что я самый ловкий, самый ученый кот во всем Лукоморье. А то бы косточек своих не собрал. Вот что значит путешествовать по всему Лукоморью, собирать сказки. А куда это я попал? Здрасьте!  Мур-р-р! (Кот ученый подходит к детям и здоровается  с ними за руку)  .                                                                                     Сказительница: - Здравствуйте, Кот ученый. Ты попал к детям в  детский сад и у нас праздник, посвященный дню рождения А.С. Пушкина.                                  Кот ученый:  - Вот вы-то мне и нужны. Мяу-у-у! Завтра у нас в Лукоморье  большой праздник. Я хотел бы вас пригласить в нашу сказочную  страну.                   ( Опять слышится шум за дверью. Влетает Баба Яга).                                 Баба Яга: - Что за беспорядок здесь. Фу! Везде скорлупки, изумруды. Ой, какие детки упитанные, краснощекие. Вкусненькие, наверно! (Потирает ладони).  Не зря я сюда летела, столько преград преодолела. Ой, котик мой ученый , и ты здесь! Видно, рассказываешь детям свои лукоморские сказки. Кот ученый: -  У нас в Лукоморье большой праздник  мы отмечаем день рождения А.С. Пушкина. А эти дети очень хорошо знают сказки Пушкина.                                                                                              Баба Яга:- У вас праздник, а меня не позвали! Я устрою вам праздник! Еще какой!                                                                                                                             Сказительница: - Бабушка Яга, не злись. От этого морщинки появляются на лице. Вместе с котом будете нашими гостями. Мы гостям рады. Правда, дети? ( Дети хором- Да!).                                                                                                                                

    Баба Яга: - Хорошо! Только у меня тоже есть задания для ваших пухленьких, румяненьких детишек. ( Облизывается). Справятся с ними – останусь на вашем празднике, а если нет – заберу ваших  вкусненьких детей в мой дремучий  лес.                                                                                                                  

    Сказительница:-  Ну что, ребята, справимся с заданиями Бабы Яги?        

    Дети: - Справимся!

    3. Конкурс «Чудесный мешочек».

    Баба Яга: - Я сюда пришла не с пустыми руками, у меня есть… мешочек, только не простой, а с чудесами. Отгадайте, что там лежит. С помощью этого предмета злая мачеха отравила царевну.

     (Дети отгадывают: яблоко.)

    Баба Яга: - Ишь, какие умники! Это еще не все! Еще там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорит человеческим голосом.

            (Дети отгадывают : зеркало).

    Баба Яга: - А следующий предмет не отгадаете ни за что! В сказке Пушкина он сидел на спице.

            (Дети отгадывают: петушок).

    Кот ученый: - Мур-р-р! Говорил я тебе, что эти дети знают все сказки А. С. Пушкина.

    Баба Яга: - Ну, вижу, что умные. Но это легкое задание. Попробуйте отгадать следующее.                                                                                

     4. Конкурс «Угадай мелодию».                                                                  Под какую песню танцевала белка в сказке Пушкина? Как называется эта сказка?                        

    1. « Ой мороз, мороз».        

    2. «Во поле береза стояла».                                                                

    3. «Во саду ли, в огороде».                                                                         4. «Ах вы сени, мои сени».                                                                        

    (Ответ: в «Сказке о царе Салтане» белка танцевала под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»).                                                                                                                                                                           Сказительница: -        Ну что, бабушка Яга, убедилась, что у нас умные детки? Ты не расстраивайся! Тебе с нами будет интересно. Ребята, давайте развеселим наших гостей и сами немного отдохнем.

                                         Физминутка:

    (Дети  с Котом и Бабой Ягой под русскую народную песню « Во саду ли, в огороде» танцуют, ведут хоровод).

    Сказительница: - Ну что, ребята, викторина наша продолжается. Теперь самый сложный, ответственный  конкурс – конкурс капитанов.

      5 .Конкурс капитанов « Там на неведомых дорожках».

    Сказительница: - Я задаю вопрос по сказкам Пушкина, а кто ответит первым и правильно на вопрос, тот по следам продвигается вперед к дубу. Команда, чей капитан  первым дошел до дуба, выигрывает.

    1. Где жили старик со старухой.
    2. С помощью чего Елисей оживил свою невесту?
    3. Что умело делать зеркало?
    4. Какое животное пело и грызло орешки в одной из сказок Пушкина?
    5. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря?
    6. С кем Балда соревновался на море?
    7. Что самое первое потребовала старуха у золотой рыбки?
    8. Какое животное Балда пронес между ногами?
    9. Какую плату потребовал Балда от попа?
    10. Какое яблоко дала мачеха царевне?

    («Ответы: у моря, поцелуй, говорить, белка,  30 лет и 3 года, с чертом, новое корыто, лошадь, три щелчка, отравленное).

    Баба Яга: - Батюшки, какие они умные!

    Кот ученый: - Молодцы, капитаны. Сразу видно, что вам много читают.

    Сказительница: -  Викторина наша продолжается. Следующий конкурс  для любителей живописи.

    6. Конкурс « Знатоки живописи».

    На доске выставлены 3 картины: «Царевна Лебедь» М. Врубеля, « Иван царевич на сером волке» В. Васнецова, «Аленушка» В. Васнецова.          Вопрос: на какой картине изображен пушкинский персонаж ?Из какой сказки?

    Ответ:  на картине Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» изображена царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане…».

    Кот ученый : - Ой,  мяу-у-у! Совсем я стал забывчивым, вроде и не старый, всего 300 лет. Тут у меня какие- то слова, только в толк не возьму, что это. Бабка, может ты знаешь?

    Баба Яга: - Ну и дремучий же ты, Кот. Еще « ученый» называется! Это сказку надо отгадать по этим словам.

    Сказительница:- Не ссорьтесь, друзья. Наши ребята и с этим заданием справятся.

    7 Конкурс « Угадай-ка».

    1. Землянка, невод, откуп, дворянка, корыто. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
    2. Базар, товар, работник, полба, заяц. («Сказка о попе и о работнике его Балде»).                                                                                                                                                              
    3. Царь, воевода, звездочет, шамаханская царица, петушок. ( « Сказка о золотом петушке»).
    4. Бочка, море, остров Буян, лебедь, коршун. («Сказка о царе Салтане»).
    5. Богатыри, зеркало, терем, ветер, яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

    Баба Яга: - Думала, заберу кого-нибудь в свой дремучий лес, будет у меня  на посылках , да не вышло! Так с вами понравилось, что уходить не хочется.

    Кот ученый: - Да хватить тебе, Баба Яга, причитать. С ребятами хорошо, но нам надо возвращаться к себе в сказочный мир.

    Сказочница: - Друзья, мы вас будем ждать  на следующие праздники. Но прежде нам нужно наградить команды.

            (Награждаются победители ).

    Сказительница: - Сегодня мы закончили разговор о чудесах. Чем похожи сказки А. С. Пушкина? ( в них встречаются красивые царевны, добро побеждает зло, храбрые богатыри, волшебные превращения).

    Сказительница: - Пусть добро, прославляемое А. С. Пушкиным, остается в наших сердцах, а злу не будет там места.

    Список литературы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

    Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

    Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"

    Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...

    Проект по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

    Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса к чтению у детей; резко сокращена доля чтения в структуре свободно...

    Что за прелесть эти сказки А.С.Пушкина

    Что за прелесть эти сказки А.С.Пушкина...

    КВН по сказкам А.С. ПУШКИНА «Что за прелесть, эти сказки»

    Методическая разработка предназначена для педагогов по закреплению материалов по произведениям А. С. Пшкина для детей старшего дошкольного возраста....

    Дидактический материал к проекту "Что за прелесть эти сказки! А.С. Пушкин"

    Дидактический материал для детей и информация для родителей....