Главные вкладки

    Конспект викторины в подготовительной группе по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Омарова Раила Сейфулаховна

    Хочу поделиться конспектом викторины,которая была проведена с детьми подготовительной группы на день рождения А.С. Пушкина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx33.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Викторина с детьми подготовительной группы по сказкам А.С. Пушкина                 «Что за прелесть эти сказки!».

    Цель: расширение кругозора и эрудиции детей.

    Задачи: показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

                    познакомить детей с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

            вызвать интерес к творчеству поэта.

            формировать  связную речь, обогатить словарь.

                     развивать творческие способности, внимание, память.

                    воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и к поэзии в целом.

    Категория участников: дети подготовительной группы.

    Оборудование: портрет А.С. Пушкина,

            рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина,

            выставка книг,

            иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина,

            «Черный ящик» с предметами из сказок А.С. Пушкина:

            яблоко, зеркало, рыба, петушок, карона.

            надпись «Что за прелесть эти сказки».(А.С. Пушкин.)

    Предварительная работа: чтение сказок А.С.Пушкина:

    1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
    2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
    3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
    4. «Сказка о царе Солтане и о славном его сыне князе Гвидоне Солтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
    5. «Сказка о золотом петушке».
    6. Рисование иллюстраций к сказкам ,
    7. Заучивание наизусть некоторых отрывков из   сказок.                      

    Действующие лица: Сказительница, Кот ученый, Баба Яга.

                                                  Ход занятия:

    (В зал входит Сказительница.)

    Сказительница:  

    Это Пушкин. Это чудо.

    Это прелесть без конца.                                

    В нашей жизни вечно будут

    Этих сказок голоса.

    Сколько сказок у поэта?

    Их не много, и не мало

    Но все Пушкинское - это

    Наше вечное начало!

    -Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? Я вам сегодня расскажу много интересного о сказках. Вы знаете, ребята, все сказки можно разделить на 3 группы: сказки о животных (где главные герои-животные),волшебные сказки (главные герои-фантастические существа) и бытовые сказки (главные персонажи – люди).  Сказки – это произведения искусства. Каждая сказка имеет начало и конец. Ребята, вспомните, как начинаются сказки.                                                  

    «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили – были».

    - А как заканчиваются сказки?

    «Вот и сказки конец, а кто слушал  молодец…», «И я там был, мед пиво пил..»

    Сказки знают все. Каждый из вас может вспомнить 2-3 сказки, которые вы очень любите.  Ребята, а кто сочиняет сказки?

    - Народ, писатели.

    - Те сказки, которые сочинил народ, называются народными. Сказки, которые сочинил писатель, называются авторскими.

    Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок  великого русского поэта А.С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799года. В этом году мы отмечаем 216- летие великого поэта. Детство его прошло в Москве. У Александра Сергеевича были еще  брат и  сестра. С раннего детства маленький Саша был окружен вниманием и заботой. Но больше всех о нем заботилась его няня Арина Радионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала и сочиняла сама. Ее исполнение очаровала будущего великого поэта.  Саша очень любил свою няню и ласково называл «мамушка». В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Творчество А. С. Пушкина так полюбилось народу , что его произведения читают не только у нас в России, но и за рубежом. А насколько вы хорошо знаете сказки А.С. Пушкина, мы сейчас узнаем. Ребята, а какие вы знаете сказки А. С. Пушкина?

    «Сказка о золотой рыбке».

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    «Сказка о попе и о работнике его Балде».

    «Сказка о золотом петушке».

    «Сказка о царе Салтане, о славном  сыне его  храбром князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».

    Сказительница: - Итак, ребята, я сейчас предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам А. С. Пушкина.

    (Дети делятся на 2 команды и придумывают названия  своим командам. «Лукоморье» и «Синеморье».)

    1. Конкурс         «Угадай сказку».

    - Какими словами начинается пушкинская  «Сказка о рыбаке и рыбке»?

    1. «Жили - были старик со старухой».

    2. «Жили - были дед да баба».

    3. «Жил старик со своею старухой».

    4. « У моря, у синего моря».

    - Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

    1. «Три подружки под зонтом, пели песенки тайком».

    2. «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком».

    3. « Три бабули вечерком, тихо пряли под окном».

    4. « Три царевны за столом, ели пряники с медком».

    - С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»?

    1. «Жил-был дед, во сто шуб одет».

    2. «Жил-был поп, весь в морщинках лоб».

    3. «Жил-был поп, толоконный лоб».

    4. «Жили - были поп с попадьей».

    Сказительница: - Молодцы, ребята.  За правильный ответ команда получает  фишку.

    2 . Конкурс « Найди то, не знаю что».

    Условие конкурса:  дети находят в зале атрибуты, которые встречаются в сказках А. С. Пушкина: зеркало, корыто, яблоко, месяц, петушок, невод, рыбка,  месяц, цепь, бочка, орешки, прялка, белочка.) Дети кладут предметы в свои корзины и называют сказку, в которой они встречаются. Команда, которая нашла большее количество атрибутов, получает фишку.

    (Вдруг слышится грохот за дверью и громкое мяуканье. В зал заходит Кот ученый).

    Кот ученый: - Это кто тут орешки разбросал? Мяу-у-у! Хорошо, что я самый ловкий, самый ученый кот во всем Лукоморье. А то бы косточек своих не собрал. Вот что значит путешествовать по всему Лукоморью, собирать сказки. А куда это я попал? Здрасьте!  Мур-р-р! (Кот ученый подходит к детям и здоровается  с ними за руку)  .                                                                                     Сказительница: - Здравствуйте, Кот ученый. Ты попал к детям в  детский сад и у нас праздник, посвященный дню рождения А.С. Пушкина.                                  Кот ученый:  - Вот вы-то мне и нужны. Мяу-у-у! Завтра у нас в Лукоморье  большой праздник. Я хотел бы вас пригласить в нашу сказочную  страну.                   ( Опять слышится шум за дверью. Влетает Баба Яга).                                 Баба Яга: - Что за беспорядок здесь. Фу! Везде скорлупки, изумруды. Ой, какие детки упитанные, краснощекие. Вкусненькие, наверно! (Потирает ладони).  Не зря я сюда летела, столько преград преодолела. Ой, котик мой ученый , и ты здесь! Видно, рассказываешь детям свои лукоморские сказки. Кот ученый: -  У нас в Лукоморье большой праздник  мы отмечаем день рождения А.С. Пушкина. А эти дети очень хорошо знают сказки Пушкина.                                                                                              Баба Яга:- У вас праздник, а меня не позвали! Я устрою вам праздник! Еще какой!                                                                                                                             Сказительница: - Бабушка Яга, не злись. От этого морщинки появляются на лице. Вместе с котом будете нашими гостями. Мы гостям рады. Правда, дети? ( Дети хором- Да!).                                                                                                                                

    Баба Яга: - Хорошо! Только у меня тоже есть задания для ваших пухленьких, румяненьких детишек. ( Облизывается). Справятся с ними – останусь на вашем празднике, а если нет – заберу ваших  вкусненьких детей в мой дремучий  лес.                                                                                                                  

    Сказительница:-  Ну что, ребята, справимся с заданиями Бабы Яги?        

    Дети: - Справимся!

    3. Конкурс «Чудесный мешочек».

    Баба Яга: - Я сюда пришла не с пустыми руками, у меня есть… мешочек, только не простой, а с чудесами. Отгадайте, что там лежит. С помощью этого предмета злая мачеха отравила царевну.

     (Дети отгадывают: яблоко.)

    Баба Яга: - Ишь, какие умники! Это еще не все! Еще там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорит человеческим голосом.

            (Дети отгадывают : зеркало).

    Баба Яга: - А следующий предмет не отгадаете ни за что! В сказке Пушкина он сидел на спице.

            (Дети отгадывают: петушок).

    Кот ученый: - Мур-р-р! Говорил я тебе, что эти дети знают все сказки А. С. Пушкина.

    Баба Яга: - Ну, вижу, что умные. Но это легкое задание. Попробуйте отгадать следующее.                                                                                

     4. Конкурс «Угадай мелодию».                                                                  Под какую песню танцевала белка в сказке Пушкина? Как называется эта сказка?                        

    1. « Ой мороз, мороз».        

    2. «Во поле береза стояла».                                                                

    3. «Во саду ли, в огороде».                                                                         4. «Ах вы сени, мои сени».                                                                        

    (Ответ: в «Сказке о царе Салтане» белка танцевала под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»).                                                                                                                                                                           Сказительница: -        Ну что, бабушка Яга, убедилась, что у нас умные детки? Ты не расстраивайся! Тебе с нами будет интересно. Ребята, давайте развеселим наших гостей и сами немного отдохнем.

                                         Физминутка:

    (Дети  с Котом и Бабой Ягой под русскую народную песню « Во саду ли, в огороде» танцуют, ведут хоровод).

    Сказительница: - Ну что, ребята, викторина наша продолжается. Теперь самый сложный, ответственный  конкурс – конкурс капитанов.

      5 .Конкурс капитанов « Там на неведомых дорожках».

    Сказительница: - Я задаю вопрос по сказкам Пушкина, а кто ответит первым и правильно на вопрос, тот по следам продвигается вперед к дубу. Команда, чей капитан  первым дошел до дуба, выигрывает.

    1. Где жили старик со старухой.
    2. С помощью чего Елисей оживил свою невесту?
    3. Что умело делать зеркало?
    4. Какое животное пело и грызло орешки в одной из сказок Пушкина?
    5. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря?
    6. С кем Балда соревновался на море?
    7. Что самое первое потребовала старуха у золотой рыбки?
    8. Какое животное Балда пронес между ногами?
    9. Какую плату потребовал Балда от попа?
    10. Какое яблоко дала мачеха царевне?

    («Ответы: у моря, поцелуй, говорить, белка,  30 лет и 3 года, с чертом, новое корыто, лошадь, три щелчка, отравленное).

    Баба Яга: - Батюшки, какие они умные!

    Кот ученый: - Молодцы, капитаны. Сразу видно, что вам много читают.

    Сказительница: -  Викторина наша продолжается. Следующий конкурс  для любителей живописи.

    6. Конкурс « Знатоки живописи».

    На доске выставлены 3 картины: «Царевна Лебедь» М. Врубеля, « Иван царевич на сером волке» В. Васнецова, «Аленушка» В. Васнецова.          Вопрос: на какой картине изображен пушкинский персонаж ?Из какой сказки?

    Ответ:  на картине Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» изображена царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане…».

    Кот ученый : - Ой,  мяу-у-у! Совсем я стал забывчивым, вроде и не старый, всего 300 лет. Тут у меня какие- то слова, только в толк не возьму, что это. Бабка, может ты знаешь?

    Баба Яга: - Ну и дремучий же ты, Кот. Еще « ученый» называется! Это сказку надо отгадать по этим словам.

    Сказительница:- Не ссорьтесь, друзья. Наши ребята и с этим заданием справятся.

    7 Конкурс « Угадай-ка».

    1. Землянка, невод, откуп, дворянка, корыто. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
    2. Базар, товар, работник, полба, заяц. («Сказка о попе и о работнике его Балде»).                                                                                                                                                              
    3. Царь, воевода, звездочет, шамаханская царица, петушок. ( « Сказка о золотом петушке»).
    4. Бочка, море, остров Буян, лебедь, коршун. («Сказка о царе Салтане»).
    5. Богатыри, зеркало, терем, ветер, яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

    Баба Яга: - Думала, заберу кого-нибудь в свой дремучий лес, будет у меня  на посылках , да не вышло! Так с вами понравилось, что уходить не хочется.

    Кот ученый: - Да хватить тебе, Баба Яга, причитать. С ребятами хорошо, но нам надо возвращаться к себе в сказочный мир.

    Сказочница: - Друзья, мы вас будем ждать  на следующие праздники. Но прежде нам нужно наградить команды.

            (Награждаются победители ).

    Сказительница: - Сегодня мы закончили разговор о чудесах. Чем похожи сказки А. С. Пушкина? ( в них встречаются красивые царевны, добро побеждает зло, храбрые богатыри, волшебные превращения).

    Сказительница: - Пусть добро, прославляемое А. С. Пушкиным, остается в наших сердцах, а злу не будет там места.

    Список литературы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект викторины в подготовительной группе - "Скоро в школу"

    Наши ребята скоро идут в школу. И мы сейчас узнаем какими они стали взрослыми, дружными и умелыми....

    Конспект викторины в подготовительной группе "Что за прелесть эти сказки..."

    Дети деляться на 2 команды и выполняют задания:- В первом задании требуется по портеретам писателей определить книги, написанные ими.- Во втором задании - отгадывание загадок про сказочных героев.- В ...

    Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

    Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель  ...

    Конспект викторины в подготовительной группе на тему: «Знатоки правила дорожного движения»

    Цели: определить, как дети усвоили правила безопасности дорожного движения. Программные задачи: Образовательные: закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знание детей ...

    Конспект викторины в подготовительной группе "В мире сказок"

    Методическая разработка содержит сценарий викторины...

    Конспект викторины в подготовительной группе на тему «Правила дорожного движения»

    Ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну знаков дорожного движения. Узнают правила дорожного движения, повторят дорожные знаки и поиграют....

    Конспект викторины в подготовительной группе на тему «Правила дорожного движения»

    В увлекательной форме закрепляем знания, представления детей о правилах дорожного движения...