Значение словесных игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему

Одной из главных задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два, неразрывно связанных между собой, психических процесса формируются и развиваются при познании ребенком окружающего мира. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы.Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение словесных игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два, неразрывно связанных между собой, психических процесса формируются и развиваются при познании ребенком окружающего мира. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, анализировать, синтезировать.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая чему его учат.

В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задач на представление о раннее воспринятых предметах. Этот переход к мышлению есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления.

Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи:  описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различий, группировать предметы по различным свойствам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы.

Игры без игрушек и без картинок, игры со словом давно известны в педагогике как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры-потешки: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза-рогатая», и другие. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову.

Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, так например «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», «Фанты», в которые дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.

Словесные игры для детей младшего и среднего школьного возраста, в основном, направленны на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения слушать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направленна на развитие мыслительной способности детей.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развитие самостоятельного мышления, формирования мыслительной деятельности.

Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь определенной системы и методики.

Для успешного решения поставленных задач необходимо выполнить следующие условия:

  1. Должна четко представляться цель игры. Она не должна быть ни слишком трудной, ни слишком легкой.
  2. Необходимо создать игровое настроение.
  3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличает игру от занятий и дидактических упражнений.

Занимательность должна заключатся как в правилах, заставляющих ребенка думать, «ломать голову», так и в широком использовании игровых элементов: считалки, сговор, соревнования.

  1. Нужно создать условия для умственной активности детей.
  2. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».

В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальн...

Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"...

Значение математических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элемен...

Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития интеллектуальных способностей - проблемно-поиско...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...